Огород монахини Анны

Если при входе в ботанический сад свернуть в дубовую аллею, пересечь грабовый лабиринт и пробежать по липовой, то извилистая тропинка между зарослями можжевельника неожиданно выведет на открытое пространство.

Здесь, высоко над Днепром, любит кружить ветер. И если последовать за ним взглядом, чуть ниже можно увидеть россыпь золотых звёзд на ярко синем куполе колокольни.
Вам непременно захочется спуститься к монастырю, потому что интуитивно почувствуете, какую бездну тайн могут хранить его стены.

Монастырь древний, мужской. Основан был десять веков назад.
Если верить легенде, то именно в этом месте вынесло на берег свергнутых языческих богов. С криками «Выдубай!», что означало «Выплыви!», бежал народ вслед за плывущими по реке идолами. И статуя когда-то могущественного Перуна беспомощно барахталась среди волн, не в силах пристать к берегу.

Когда Ярослав Мудрый делил между детьми земли, этот участок достался младшему сыну, Всеволоду. На нём молодой князь и стал строить храм в знак благодарности за рождение своего наследника.

Прошли годы, часть монастырских земель была отторгнута, и на ней разбит нынешний ботанический сад.

С его высокой смотровой площадки вас неодолимо будет тянуть вниз, к монастырю. Но не спешите! Загадок достаточно и здесь.
Присмотритесь, и вы увидите, что тысячелетние нити памяти со времён правления Ярослава Мудрого не оборвались. А одна из них, тянущаяся от французской королевской короны его дочери Анны, достигла ботанического сада и запуталась в кронах  деревьев.

Видите? Вот она, сказка – золотой петушок, восседающий на высоком шесте! Красуется, манерно свесив золотую голову набок и горделиво задрав ослепительно алый хвост. Глиняная фигурка выкрашена бронзовой краской, хвост сделан из воздушного фатина с золотыми прожилками. Всё выглядит достаточно убедительно.
И я зажмуриваюсь от страха, как в детстве, когда петушок всем известной сказки слетал со спицы и тюкал в темечко царя Дадона.

Но у этого петушка задача иная – охранять небольшой огород, созданный с истинно французским кокетством.
И хотя символом Франции галльский петушок стал только с начала семнадцатого века, и французский огород был придуман Людовиком XIV ещё позже – всё это, на мой взгляд, не зря воссоздано сегодня на бывшей княжеской земле и каким-то непостижимым образом связывает нас с Анной Ярославной, королевой Франции.

… Был чудесный осенний день, под ногами шуршал мелкий гравий, красиво оттеняющий своей белизной всё ещё яркую, несмотря на заморозки, траву. Великолепные георгины, словно дамы в кринолинах и пышных причёсках, сбились в группки, обсуждая последние сплетни. Мы даже невольно вытянули шеи и прислушались. Но ничего на цветочном языке понять не сумев, двинулись дальше.

Через несколько шагов начинались владения придворного огорода. Воображаемые корсеты и бантики, ленты и кружева, атлас и бархат растений – всё это придавало ему черты большого приёма или торжественного бала.

Грядки простых геометрических форм, периодически повторяющиеся через равные интервалы дорожек, напоминали рисунок танца. Всё было подчинено единому ритму и общим правилам.

Ещё во времена Карла Великого пробовали совместно выращивать овощные, лекарственные и декоративно-цветочные растения. Идею соединения «красивого, полезного и съедобного» довёл до совершенства садовник Людовика XIV – Жан-Батист де Ла Кентини. Благодаря его усилиям огород замка Вилландри стал  для многочисленных гостей короля более привлекательным, чем просто сад.

Это был прорыв в декоративном огородничестве. Сколько было выведено новых сортов овощей! И все они, умело высаженные вперемешку с пряными и лекарственными, ягодными и плодовыми растениями, представляли собой картину бесконечного праздника, так напоминающего королевские балы.

Декоративная капуста радовала глаз всеми оттенками розового, рядом брюссельская хвасталась своими многочисленными, словно игрушечными, качанчиками.
Мелколистные чернобривцы (тагетес) выставляли напоказ свои бархатные камзолы. Тут же базилик лимонный и базилик пурпурный, оба со скромными цветками в петлицах, состязались в яркости ароматов.

Молча хранил достоинство любисток, один из немногих, кто знал тайну приворотного зелья. О чём-то шептали белые, с фиолетовыми прожилками, цветки рукколы, склонившись к могущественным, на вид, листьям салата. 

Рослая,  яркая календула не обращала внимания на знаки внимания, которые посылал ей маленький декоративный перчик, и последнего это очень расстраивало.

Ароматические кустарнички тимьяна и розмарина оживлённо беседовали между собой.
Среди гостей были цикорий, артишок и даже горчица, спрятавшая семена-бусинки в остроносый клатч.

Воинственные капуцины, надвинув на глаза оранжевые шлемы, держали наготове щиты.
А гигантский афлатунский лук свысока обозревал пространство.

Морковь, не имея возможности показать скрытый в земле наряд, старалась ещё больше взбить и без того пышную причёску. Мангольд, в сюртуке тёмно-зелёного сукна с золотистыми жилками позумента, исподтишка наблюдал за ней и тихонько посмеивался.

Ремонтантная клубника, пряча под пышным нарядом маленькие плоды, не желала прерывать светскую жизнь, и всё время цвела и плодоносила на зависть остальным.
Каждую грядку обрамляла прекрасная лаванда, меняя тон своего наряда от фиолетово-синего до розового и даже зеленоватого.

И над всем этим великолепием, словно, распорядитель бала, возвышался на шесте петушок. Зорко следил он за порядком, ограждая гостей от любых неудобств.
С самого начала и всё время, пока бродили вдоль грядок, не давала покоя мысль о создателе огорода.

Кто высадил эти чудесные растения и заботливо ухаживал за ними всё лето? Кто заказал гобелен, затканный галльскими петушками, и красиво обернул им кадки с растениями? Кто ни свет ни заря приходил поливать землю и полоть сорняки? Кто устроил эти арки для вьющихся растений и великолепные бордюры? Благодаря чьему таланту был умело составлен ансамбль, являющий собой образец гармонии?

Имя создателя оставалось в тайне. Мелькнуло, правда, как-то раз имя Анны. Мол, монахиня Анна затеяла огород, чтобы почтить тысячелетнее правление Ярослава Мудрого.
Монахиня, оказавшаяся тёзкой королевы? Но, откуда? Оба монастыря, что поблизости, мужские. Или так звали работницу ботсада? А статус монахини дали ей за особое прилежание? Этого я так и не узнала.

Несколько раз приходила я полюбоваться французским огородом – рано утром и поздно вечером – но «монахиню» Анну так и не встретила. Говорят, приходила, но в пять утра…

Сейчас был вечер. Утомлённый ветер притих в придорожных кустах. И солнце нежно посылало свои лучи из-под прикрытых в истоме век.

Покидая сад, я оглянулась. Растения как бы подтянулись, расправились. Создавалось впечатление, что петушок сейчас даст знак – и взметнётся затаившийся в траве ветер, зазвучит музыка, и начнут свой полонез растения, открывая осенний французский бал.

11.11.2015


Рецензии
Остается только пожалеть, что не побывал в этом огороде

Леонид Пауди   14.11.2015 03:48     Заявить о нарушении