2. 4. Реформистские и кризисные тенденции в середи
На сегодняшний день в Украине насчитывается три крупных ветви реформизму:
1) Международная миссионерское общество (IMS);
2) Верные и свободные адвентисты (Шелковци).
3) Комитет изучения известия 1888 г ., (основан Р. Дж. Виландом и Д. К. Шортом,).
С установлением Советской власти в октябре 1917 года и с изданием уже в январе 1918 г . демократического декрета СНК «О отделение церкви от государства и школы от Церкви» все религиозные организации получили свободу и равноправия. Но власть продолжала давление на руководство ЦАСД, требуя отказа от принципов пацифизму, обещая впредь не преследовать адвентистов. На 5-м Всесоюзном съезде Адвентистов седьмого дня, который состоялся 16 - 23 августа 1924 г . в г. Москва, после обсуждения вопроса об отношении к Советской власти и службы в армии, была принята «Декларация» (см. приложение Б) . В ней в частности говорилось: «Вероучение Адвентистов седьмого дня чутко относится к свободе совести своих членов, поэтому не считает за собой права приказывать им поступать так или иначе по этому вопросу, и каждый член, руководствуясь своими убеждениями, лично сам отвечает за свое отношение к военной службы, и съезд не препятствует таким членам нести строевую службу, когда их совесть им это позволяет. Принятый же на себя обязанность по службе члены должны считать свой гражданский долг и выполнять его честно и добросовестно »[42].
Эта «Декларация» вызвала возмущение среди части адвентистов, хотя надо отметить, что она в целом отражало позицию Всемирной Церкви по проблеме военной службы, высказанную А. Дениельсом еще в 1920 г . [68, с. 20].
Протесты радикально настроенных членов церкви, которые отказались подчиняться этому решению и желающих придерживаться принципов пацифизму, приняли открытые формы. За это они были исключены из церкви, одним из исключенных стал проповедник Р. Оствалд, будущий лидер движения реформистов на территории СССР.
Связавшись с ГК АСД Движения Реформации и получив одобрение, в 1926 г . исключены организовались в Российское миссионерское поле, которое стало частью уже существующей Международной миссионерской общины (IMS). Первыми работниками Реформацинного Движения АСД в СССР были Р. Оствальд, Р. Унрау, А. Дежинер, Р. Томансько, А. Региер (кассир).
Церковь АСД в период 1924-1928 гг во всех общинах вела разъяснительную работу о принятых 5-м съездом решения. Прихожане, несогласные с позицией церкви, постепенно присоединялись к Движению Реформистов.
Но если решение 5-го съезда позволяли членам церкви поступать «по совести», то 6-й съезд, состоявшийся 12-19 мая 1928 г . в Москве, исключил всякую возможность проявления совести и взял на себя право приказывать, как должны поступать члены церкви, сталкиваясь с вопросом несения воинской повинности. Съездом единогласно была принята резолюция, в которой говорилось, что «АСД обязаны отдать« кесарю кесарево, а Божия Богу », неся государственную и военную службу во всех ее видах на общих для всех граждан законных основаниях».
Чтобы исключить возможность разночтения, съезд далее постановил: «Всякого, кто научит иначе и будет побуждать к уклонения от несения государственных повинностей, съезд рассматривает как псевдо-учитель, который идет против учения Священного Писания, что отделяется от единства церкви Божией и ставит себя вне организацией АСД ». Последним замечанием ЦАСД определила четкую грань между АСД и Реформистами.
С тех пор реформизм стал существовать как самостоятельная поток на территории Украины.
Международная миссионерское общество (IMS) возникла в Германии еще во время первой мировой войны ( 1915 г .) после аналогичной ситуации, когда руководство европейской ЦАСД уступило давлению власти, предав принципам пацифизму адвентистов. Именно К. Конради подписал тот самый несчастный письмо к правительству Германии, в котором пообещал не только выполнение адвентистами воинского долга, но и отказ от соблюдения субботы во время военных действий. Именно эти вопросы вызвали волну недовольства среди членов церкви и повлекли за собой раскол АСД. Вполне символично, что решение 5-го и 6-го съездов АСД в Советском Союзе, инициированные учеником К. Конради - Р. Лебсаком, вызвали подобную реакцию.
Российское миссионерское поле, структурная единица в рамках движения реформистив АСД (АСД РД), организация, которая существует и в современной Украине. Это закрытая религиозная организация, поэтому информации о ней крайне мало. Известно только, что пополняется она за счет детей прихожан и адвентистов, вышедших из ЦАСД. С обеих сторон за прошедшее время было сделано несколько попыток к воссоединению реформистов с ЦАСД, однако все они закончились неудачей. Между ЦАСД и АСД РД стоят три принципиальные вопросы: отношение к воинской обязанности, соблюдение субботы, тринитаризм.
Говоря о втором организацию Реформизму: Шелковцев, или так называемых «Верных и свободных» (ВС), надо подчеркнуть, что сведения о них, которые нашел автор в различных источниках, имеют большие противоречия. Из свидетельств бывших членов данной церковной структуры рисуется такая картина: эта организация является глубоко «законспирированой», т.е. достаточно закрытой организацией, не имеющей доступа с внешне. Организация не ведет миссионерской деятельности, поэтому единственная информация о ней может происходить от исключенных или ушедших от нее верующих. С другой стороны, в трудах известного правозащитника А. Сахарова [118, c. 11] и исследовательницы диссидентских движений Л. Алексиевой [1, с. 462-470], Шелковцы представлены как борцы за свободу совести, мучеников за веру и т. п.
Согласно одной версии Шелковцы это часть реформистов, которая в 1936 г . отошла от «Русского поля АСД РД», получила название «Всероссийский Унион адвентистов-реформистив», руководство в новообразованной организации перешло к В. Шелкова и П. Манжуры.
Есть версия, что толчком к созданию организации «Шелковцев» были не только противоречия с руководством ЦАСД, но и очередное нарастание преследования верующих в СССР. Конфликт был углубленный снятием П. А. Мацанова с должности председателя ВР АСД в 1954 г . Со стороны ЦАСД было сделано несколько попыток к примирению с Шелковцямы, однако В. Шелков занимал непримириму позицию. До сих пор эта личность остается «темной лошадки», потому что о нем практически нет никакой информации. Известно то, что он много времени провел за решеткой. В своих трудах он критиковал не только советский строй, но и Церковь АСД. И этот факт, и закрытость и не подконтрольность организации В. Шелкова вызвала особую обеспокоенность у спецслужб, а отсюда и преследования членов его организации. Есть не перовереная информация, что в рядах ВВ АСД после смерти В. Шелкова произошел еще один раскол. Большая часть ВВ АСД признала лидерство зятя В. Шелкова - И. С. Лепшина. По данным на 2008 г . И.С. Лепшин руководит организацией, взял себе титул «помазанника». Должность руководителя ВВ АСД не выборная, а пожизненная, поэтому большое значение имеет так называемый «человеческий фактор», т.е. родовые, семейные связи. Степень доверия, положения, а также материальное благосостояние служителей зависит от того, насколько они близки с кланом «помазанника».
По свидетельству бывших членов, эта организация имеет четкую структуру. Старшие служители подчиняются непосредственно главе, они имеют титулы «апостолов», в их обязанности входит управление общинами, контроль над пасторами на местах, сбор информации и составление досье на каждого члена организации. Пастора исповедуют прихожан, собирают десятину, осуществляют контроль не только за поведением членов организации, но и их личной жизни. Ни один служитель местной общины не имеет права без предварительного согласования с «помазанником» сделать обручения, венчания, крещения, церковное наказание или оправдание невиновного. Для всех членов организации введены ограничения и запреты, например: на золотые зубы, или даже коронки желтого цвета, ношение бороды и бороды, отдых на море, заход без денег в магазины, посещение выставок, чтение журналов, книг, просмотр телепередач (даже новостей) , Просмотр видеокассет. Строгая запрет накладывается на покупку дорогих вещей и изменение местожительства без разрешения служителя, на отдельные профессии (изготовление памятников, венков, частное предпринимательство), жесткий регламент в прическе, одежде, полный запрет на невегетарианскую пищу. В супружеских отношениях также есть ряд установок и ограничений, в том числе запрет на многодетность и др. Исследовав свидетельства очевидцев, автор этой работы пришел к выводу, что подобное доведение доктрины ЦАСД до полного абсурда и возникающий вследствие этого фанатизма, бросает тень на весь адвентизм. В советское время вследствие плохой осведомленности населения даже официальные сведения, которые исходили от атеистических агитаторов о «Верных и свободных адвентистов», отождествлялся из ЦАСД. Это приводило к негативного отношения к ЦАСД, которая воспринималась не иначе, как «секта» [26, с. 362-411].
В Украине с 90-х гг ХХ века. появились последователи Комитета «Группа-1888», или «Комитета по изучению и распространению вести 1888 года», как они себя называют. Этот комитет был создан в 1985 г . в Мохевен Кемп (штат Огайо) отставными работниками ГК, пасторами Р. Виландом и Д.К. Шортом. Они полемезируют с ГК уже около 50 лет, с тех пор, как ими был опубликован рукопись, где они обвиняют церковь в отступление от веры, в неприятии ГК трудов Э. Дж. Вагонера и А. Т. Джонса, изданных в конце XIX ст. Именно настойчивое неприятие этих трудов, как считают Р. Виланд и Д.К. Шорт, стало препятствием для явления Святого Духа и послужило причиной задержки Второго Пришествие Иисуса Христа.
Идеи Е.Дж. Ваггонера натолкнулись на серьезные возражения, однако не следует считать, что церковь в целом так никогда и не согласилась с принципом «оправдание по вере». Игнорируя тот факт, что Дж. Ваггонер и А.Т. Джоунс отошли от церкви, руководители «Группы 1888» навязывают свое толкование принципа «оправдания по вере» и призывают церковь к «коллективного покаяния» [28, с. 62-74], [29, с. 111-122]. Они рассматривают всю совокупность высказанных Э. Дж. Ваггонером идей, как окончательные и бесспорные истины, которые являются нормой ортодоксальности. Распространение влияния этой группы на другие территории порождает споры и конфликты в мире по мере роста числа ее сторонников. Ряд отмеченных выше моментов деятельности «Группы-1888» вызывает у руководства церкви возражения, хотя в остальном члены группы могут рассматриваться как ревнители веры, глубоко убеждены в правоте своих принципов и, несомненно, стремятся делать добро [32, с. 1-4]. В Украину их идеи приходят вместе с немецким журналом «Протестант», издатели которого занимаются тем, что постоянно печатают статьи с критикой руководства ЦАСД, а в своих проповедях и трактатах они настаивают на общем покаянии, а также подталкивают общины в нарушение устава ЦАСД в вопросе о распределения средств. «Группа 1888» убеждает верующих в том, что они сами должны распоряжаться десятиною и добровольным пожертвовании в своих общинах [67], [28, c. 3-10], [29, c. 5-9].
Скорее всего именно этот вопрос, а не «принцип оправдание по вере», а еще, пожалуй, смелость речи, необычное толкование фактов, и привлекает большое количество сторонников «Комитета 1888» и в Украине тоже. Автор работы имел возможность общаться с некоторыми представителями данного движения, и пришел к выводу, что для них спор стала не средством доказательства истины, а смыслом жизни.
В украинском адвентизми есть еще несколько небольших религиозных течений, к ним можно отнести Церквей Бога [2], несколько направлений Адвентистов Реформистив, Адвентистов Харизматив (например «Отчий дом» г. Киев) и т.д.
Рассматривая все направления Реформизму, можно прийти к выводу, что вся история реформистського движения - это смутна история борьбы, которая возникла не столько из-за преследования внешне, сколько через внутренние бизнес теологического характера.
Заключением до этого подразделения может стать такая мысль: три основные реформистские группы, которые отделились от АСД, начинали с почти одинаковых лозунгов. Это были лозунги о чистоте вероучения, верность «истине». Первые две из них обвиняют церковь АСД еще и в нарушении 8 заповеди: «Не убей». Автор считает, что нельзя обвинять всю ЦАСД в том, что сделали некоторые ее члены, которые подверглись давлению со стороны властей. «Группа 1888» выбрала причиной для спора теологические лозунги, но вероятней всего, истинными причинами все же стало «вопрос десятины», в котором члены этой группы настаивают на самостоятельном распоряжении деньгами церкви (десятиною и приношениями). Понятно, что внутри любой организации, даже религиозного, возникают конфликты, спорные вопросы, но стороны всегда могут пойти на компромисс. Когда же этого не происходит на протяжении многих лет, возникает второй вопрос: а действительно ли участники дискуссии хотят примирения, или им на самом деле нравится этот процесс?
Свидетельство о публикации №215111201116