Черный альпинист

Палатка затаила дыхание. В полумраке голос инструктора по туризму, веселого парня, с хитринкой в глазах, звучал как-то по-особенному и, даже, таинственно. Отчего туристическая группа «Пик смелых», десять восьмиклассников – мальчишек и девчонок, делегированных школой на областные соревнования  по горному туризму, – затаила, внутренне сжавшись, дыхание.
- Переночевав у подножья горы,  утром мы двинулись к ее вершине, – инструктор   умолк, словно вспоминая пережитое. – В  полдень – достигли  где-то середины нашего пути. И если снизу гора казалась не очень сложной  для подъема, то там, на высоте, мы поняли, что ее с наскока не возьмешь и надо проявить всю сноровку, чтобы метр за метром подниматься вверх. Так и карабкались по склону, пока не сделали на небольшой площадке привал. Перекусили, попили водички и снова – вверх. И тут на нашу беду, откуда-то сбоку, обогнув гору, наползла туча и брызнула дождем. Он был какой-то липкий и не по-летнему холодный. А, главное, ботинки начали скользить на крутой поверхности склона. Нас было трое, мы вместе  ни единожды ходили  к вершинам, понимали друг друга с полуслова и все решали единым мнением. Но тут у нас пошел разнобой. Сережа Новиков предлагал спуститься  вниз, на базу и завтра все начать по-новому. Коля-борода – говорил о том, что следует заночевать на той площадке, где мы обедали. А я упрямо твердил о том, что дождь скоро пройдет, солнце высушит влагу на гранитных уступах, и мы не только поднимемся на макушку горы, но и до темноты спустимся вниз. Я был напористым в азарте восхождения, напирал на малодушие моих партнеров и – победил. Тем более что небо начало проясняться. И мы  вновь стали подниматься вверх.  Вершину мы покорили. Покричали, на радостях, как полагается,  установили тур из камней с запиской и стали спускаться, так как солнце начало клониться к закату. Не помню: сколько мы прошли, но я почему-то резко обернулся и увидел, как Коля-борода, взбрыкнув ногой и раскинув руки, пытаясь удержать равновесие, резко упал на бок, даже не вскрикнув, а затем пролетел мимо нас, беспорядочно кувыркаясь, подбрасываемый выступами горы.   Когда мы добрались до места его падения, он лежал лицом вниз, грудью на остром осколке скалы и по еще влажным валунам медленно стекала его кровь. Так мы потеряли друга.
… Инструктор снова умолк, и в палатке даже не было слышно дыханий.
- Прошел год, – голос туристского наставника прозвучал неожиданно и резко. – Мы  с Сережей Новиковым вновь решили, в память о друге подняться на эту гору. На обратном пути, так как уже темнело, договорились заночевать на одном из ее уступов, где росли какие-то кустарники. Ночью мне послышались вроде чьи-то шаги. Я включил фонарик и начал вылезать из спального мешка, но тут полог палатки был резко отброшен, и в проеме показалась черная голова Коли-бороды, которая страшным голосом закричала мне: «Верни мое сердце!».
Эти слова утонули в таком пронзительном визге девочек и каком-то утробном выдохе мальчишек, а затем в громком хохоте рассказчика, что в соседней «командирской» палатке, главный судья соревнования недовольно сказал коллеге о том, что опять Олег Борисюк валяет дурака, пугая молодых туристов страшилкой о Черном альпинисте, призрак которого бродит по горам. И что пора этому инструктору-весельчаку вправить мозги.
…Утром, когда солнечные лучи заиграли на лысых макушках гор, вчерашний рассказ уже не казался таким страшным. Участники соревнования из группы «Пик смелых» даже начали спорить о том, кто из них больше испугался. При этом, каждый говорил, что он ни чуточку не забоялся и даже не вскрикнул. Но эти препирательства, как начались, так и затихли: зарядку сменили утренний туалет, завтрак, построение и начало соревнований.
Говоря обобщенно: туристы – особая категория людей. Вопреки пословице: «Умный в горы не пойдет – умный горы обойдет» – эти, далеко не глупые особи человечества, идут туда, где «Макар телят не пас» и лезут на почти что отвесные скалы, когда рядом, по ложбине, можно, особо не напрягаясь, перевалить через гору. И всевозможные соревнования они усложняют так, что, того и глядишь, сломают, в прямом и переносном смысле, ногу, а то и шею. Вкопают, к примеру, в землю, различной высоты и диаметра обрубки бревен, изображающих валуны горной речки, и вот по этим «камешкам» надо добежать до следующего «берега». А  преодоление «горной речки» по канату, натянутому между двумя столбами или деревьями, восхождение на скалы и спуск с них с помощью основных и вспомогательных веревок (репшнуров) – это вообще кошмар для тех, кто обходит горы стороной.
Но такого рода сомнения были неведомы юным скалолазам. И они, раз за разом преодолевали «реки» и «пропасти», шлифовали животами и коленками скалы, взбираясь на них и спуская вниз – сосредоточенные, и в то же время – обалделые  от возбуждения.
Когда это истязания собственного тела, воли и храбрости закончилось, то наступил не менее волнующийся этап туристических соревнований – подведения их итогов. Олег Борисюк тоже участвовал в этом процессе. К своим питомцам, он вернулся улыбающийся, полупрозрачно намекнув им, что их ожидает сюрприз. Поэтому, когда команды были построены на обширной поляне меж палаток, «Пик смелых» уже был весь в напряженном ожидании. И с нетерпением ждал, когда пройдут традиционное поднятие флага соревнований, рапорты о готовности отрядов, оглашение итогов и награждение победителей. Далее – объявление  о завершении туристического слета и спуск флага, после которого, наверное, и последует сюрприз.
 Но в этот раз отработанный регламент был нарушен. Хотя вначале все шло так, как и в предыдущие годы. Главный судья соревнований, как всегда стараясь говорить громко и четко, словно на военном параде, начал называть команды-победительницы, продемонстрировавших туристское мастерство, высокую выучку и скорость выполнения заданий. Первой в этом списке,  был «Пик смелых», туристы которого тут же, традиционно, выразили свой восторг радостными визгом и воплями. Но, когда ликование утихло, и декламатор вознамерился продолжить оглашение списка призеров, над головами туристов взлетел птицей мальчишеский крик: «Это – не честно!». И, вдогонку: «Это – неправильный  итог!». Затем, раздвинув первую шеренгу «Пика смелых», напротив главного судьи появился возбужденный юный турист. Сглотнув слюну, он еще раз громко и как-то даже с вызовом повторил: «Это – не честно!».
…Наступившую тишину прервало шипение, на манер гусака, инструктора Олега Борисюка, который требовал от своего подопечного, чтобы тот вернулся в строй. Но, турист стоял, застыв, как скала.
Паузу в туристском ритуале прервал главный судья, устало, и как-то даже обиженно, спросив смельчака: «Что, мальчик, нечестно?».
Паренек еще раз сглотнул от волнения слюну и так же громко ответил: «То, что мы заняли первое место. Другие команды не знали, как будут проходить соревнования, а мы сюда с Олегом Сергеевичем два раза приезжали и лазали по скалам, отрабатывая упражнения. А это – нечестно!».
Подросток умолк. Было слышно, как о чем-то, словно встревоженные, перешептываются листья соседних деревьев, а где-то далеко, далеко стрекочет сорока.


Рецензии