Товарищ секретарь - гл. 13

(продолжение)

13. Финальный аккорд

К письменному экзамену по языку мы пришли со значительными потерями. На математике отсеялось больше половины абитуриентов. На физике и химии отсев увеличился. На некоторых специальностях образовался недобор. Потери работников приёмной комиссии заключались в значительном накопленном утомлении. Вместо положенного отпуска продолжительностью 48 рабочих дней, а фактически двух месяцев, мы приходили на работу к семи часам утра и уходили поздно вечером, если не ночью.
Я тщательно проанализировал ситуацию у абитуриентов из "сводного списка", просмотрел их личные дела и определил им минимальные оценки по языку, которые были бы правдоподобны, необидны для самих абитуриентов и в то же время гарантировали бы поступление на выбранную специальность. Я вывел на принтер "сводный список" и проставил в него эти оценки.
Просматривая личные дела этих абитуриентов, я увидел, что все они имели в школе хорошую успеваемость. Ни одного "троечника" не было. И это означало, что моя роль, в общем то, страховочная, на всякий непредвиденный случай. За всё время экзаменов я не заметил случаев когда мои подчинённые занимались бы подобными делами, за исключением событий в шифровальной комнате после первого экзамена. Я был далёк от той мысли, что никто из них ничего не предпринимал, тем более что Третьякова сказала мне об этом недвусмысленно, а она понапрасну воздух не сотрясает. "Ну и ладно, – думал я. – Если кто и помог своему родственнику поступить в институт, пусть учится! Важно что это не носило неприкрытый и наглый характер".
Ажиотаж спал, и на экзаменах по русскому языку я был вынужден просить преподавателей быть помягче с абитуриентами тех специальностей, где образовался недобор. Отработать "сводный список" мне сложным не показалось.
Завершив все вступительные экзамены без чрезвычайных происшествий, мы приблизились вплотную к зачислению. Я проинструктировал секретарей и мы хорошо подготовились к этой важной процедуре. На каждом факультете зачисление проводил, как и положено, декан. Секретари подготовили все личные дела и экзаменационные ведомости. Я присутствовал, опять же, на всякий случай, чтобы дать разъяснение в неожиданной нештатной ситуации. Присутствовали и некоторые из абитуриентов, которые не были заняты чем-то другим и для кого зачисление – важное событие в жизни.
Я с трудом сдерживал свои эмоции, наблюдая за абитуриентами на зачислении. Парни в целом относительно спокойно переносили свою победу в виде зачисления в институт, а те, кому не повезло, мужественно встречали своё поражение. Девчонки же реагировали на всё более эмоционально. Здесь были и радость, и слёзы, и визг, и многое другое. Особенно волнительным было зачисление на специальность "Технология конструирования швейных изделий". Каждая из зачисленных в институт девчонок доказала, что она лучшая из лучших. Как же я им всем завидовал!

(окончание следует)


Рецензии