Вальдшнеп

 Последний осенний месяц подходил к концу и по ночам уже начинались морозы. Маленькие один два градуса ниже ноля, но для луж, разбросанных по улице этого вполне хватало, и они покрывались тонким прозрачным льдом. Приближение зимы чувствовалось во всём, в холодном ветре, в изморози по утрам, в воздухе, ставшим удивительно прозрачным, в солнышке ослепительном, но холодном, не греющим. Только к обеду становилось теплее, но не надолго, а во второй половине дня холод, пришедший из за гор брал своё.
   С утра до обеда я был в городе по делам и, приехав в два часа дня и поставив свою девятку в гараж, уже знал, что сейчас переоденусь и пойду в лес. День был солнечный, но со стороны горной гряды дул свежий, прохладный ветерок.
   Сын Андрей уже пришёл из школы и был дома. Ты в лес спросил он, увидев, что я переодеваюсь в спортивное. Да сказал я, пройдусь, а то что-то ноет спина. Может и я с тобой, спросил он. Нет, возразил я, сегодня холодно, в следующий раз. Сидите дома, бросил я на последок, имея ввиду и нашу собаку Цезаря который тоже был не прочь погулять со мной.
    На улице действительно дул холодный ветер, но порывы были не сильные, и я не стал откладывать свою прогулку. Чем дальше я отходил от дома, тем настойчивее ветер «бил» в лицо, поглубже натянув на лоб вязаную шапочку, я упрямо шёл вперёд. Передо мной во всей своей красе возвышалась  гора ,прозванная «лысой», наверное за её гладкие не заросшие лесом склоны. Долго не раздумывая куда идти, я пошёл прямо на неё.
    Справа, на взгорке тянулся  бетонный забор Мефодиевского кладбища, слева шоссейная дорога  за ней круглая гора «Черепаха» и глубокая балка  уходящая влево. Мой путь сегодня лежал прямо . к маленькому озерку. Там где шоссейка делает поворот, стоят последние домишки , скучившись маленькой группкой они стоят отделившись от  самых последних городских улиц  расстоянием примерно в километра два, здешние зовут это место « хуторок».За хуторком и находится это маленькое рукотворное озерко, расположенное на дне запруженной кем–то балки. По форме оно напоминает каплю, спереди широкий полукруг идёт на сужение и соединяется берегами  в узкой противоположной части. Когда – то давно , перегородили эту балку земляным валом и скапливающаяся после дождей вода сделала своё дело. Даже рыба водится в этом водоёмчике и летом можно часто видеть, как мефодиевские мальчишки удят здесь рыбу, а хуторские сорванцы так и купаются здесь. Сегодня здесь пустынно, лишь ветер гонит «рябь» по тёмной воде. Долго стоять не уютно ветер проникает под одежду и становится холодно, надо двигаться. За озерком начинается лесистая , раскидистая балка постепенно уходящая к вершине горы.
     Когда-то лет пятьдесят назад ,эта балка была намного глубже чем сегодня. Это видно по оставшимся в ней занесённым землёй,  и уже полуразрушенным  противоселевым старинным дамбам. Они были сложены вручную из местного камня «трескуна», небольшие каждая метров 15-20 длинной. Когда-то оштукатуренные, они сейчас стоят полуразрушенные и вросшие в землю до самого верха. Сами балки заросли деревьями и колючими кустами ежевики, так что пробраться через них очень трудно. За все эти годы, вода нанесла столько камня , ила , и всякой грязи что буквально похоронила саму дамбу. Сзади они полностью сравнялись с уровнем земли и заросли мягкой травой. Лишь спереди ещё видно, старую ,разрушенную кладку. К одной из таких дамб меня и привела лесная тропа, она  была также в плачевном состоянии, полурассыпавшаяся и заросшая снизу деревьями и кустами ежевики.
   Прямо по центру росло дерево на ветвях которого ещё висели жёлтые, мелкие яблочки. Дерево было старое и кора, «лаптями» висела на его стволе, словно чешуя какого-то животного. Мне захотелось попробовать эти жёлтые плоды, и я полез вниз. Добрался до него и нагнув ветку сорвал парочку. Откусив немножко, я по вкусу понял, что это не яблоки, а груша. Плод был терпкий и горьковато сладковатый, отведав «дички» я выбрался на другую сторону балки.
 Старая кладка полуразрушенной дамбы привлекла моё внимание, она напоминала как будто бы часть старинной крепостной стены, заросшей лианами ежевики и мхом, это природное обрамление придавало стене загадочный и таинственный вид. Я стал её внимательно рассматривать. Стена была сложена полуметровой шириной и имела несколько продолговатых окон, разбросанных по всему телу дамбы. Эти окна  предназначались для пропуска воды, теперь они были плотно забиты землёй. Мой взгляд скользнул к густым зарослям, листва давно опала, колючие стебли были закручены и перепутаны и напоминали заградительную систему. Вот за этими колючками я и заметил довольно крупную птицу необычно красивого ярко – ржавого окраса. Замер на месте. Птица тоже наблюдала за мной своим черным большим глазом. Наши наблюдения друг за другом продолжались не более пол минуты и хотя я стоял не шевелясь как вкопанный , раздались резкие хлопки крыльев и она сорвавшись с места взмыла высоко в воздух и подхваченная порывом ветра унеслась в сторону города. Мой взгляд  провожал её несколько секунд, затем она исчезла из вида.
    Но этой пол минуты, что мы присматривались к друг другу мне хватило, чтобы рассмотреть её хорошо. Такой красивой птицы  в нашем лесу я ещё не встречал. Напоминала она собой маленькую уточку, оперение ржаво – оранжевое с черными полосочками, глазки чёрные бусинки и клюв длинный длинный, прямо как карандаш.
   Она улетела а я продолжал свой путь и в этой же балке  встретил ещё три такие же старые , разрушенные и заросшие травой дамбы.
Встреча с птицей не давала покою. Что же это за птица ? «сидел» вопрос в голове. Где-то я таких видел похожих. Я стал вспоминать, и вспомнил. На одной очень старой цветной открытке я видел точно таких птиц.
   Пройдя всю балку до конца, где она начинала подъём в гору, я повернул назад. Ветер усилился,  в лесу было холодно. Деревья шумели ветвями и качались, солнце заканчивало свой путь у западной стороны и предпоследние лучи его играли в стеклянных изоляторах высоковольтных мачт  линий электрических передач.
 Назад шёл быстрей, в спину подгонял ветер. Через час я был уже дома. Войдя в теплую комнату, я сказал сыну, хорошо, что я не взял тебя с собой, в лесу холодно, я даже чуть замёрз и рассказал ему о своей встрече в лесу.
  Наверное, это вальдшнеп сказал Андрей.
Может и вальдшнеп,не возражал я но надо проверить и достал из альбома старую почтовую открытку. Точно, на открытке были две точно такие же птицы, что час назад я видел в лесу, окраска и клюв  точно такие же. Но сколько я не рассматривал открытку, на ней не было никаких пояснений, вальдшнеп это или не вальдшнеп  ничего не поймешь. Пришлось порыться в Энциклопедии, и как только я открыл нужную страницу, рисунок уточки с длинным клювом убедил меня в этом полностью. Под рисунком рассказывалось всё об этой птице.
   Вальдшнеп-птица подсемейства бекасовых, подотряда куликов, отряда ржанкообразных. Верх тела ржавчато-рыжий с тёмными пятнами, низ рыжевато серый с поперечными полосками. Клюв длинный. Распространена в Европе и Азии, в России на севере до 60-64градуса северной широты на юге до зоны лесостепи, перелётная птица, зимует в Южной Европе, Закавказье, Средней и Южной Азии и в Северной Африке.
     Вот что я узнал о встреченной мною птице. Куда же ты полетела, дорогая птичка подумал я в Закавказье или за море. Но куда бы она, ни летела, я пожелал ей доброго пути.
 


Рецензии