Моршанские рассказы
Эту бабку боялась вся улица. Все её звали просто- Чембариха. Наверное , прозвище было дано ей как производная от фамилии Чембарцева, Чемборкина или что-то вроде этого. Как бы там ни было слыла эта тетя на нашей улице – колдуньей. Из рассказов взрослых людей живших с ней по соседству у неё в доме всегда варилось и кипело какое-то варево, а на столе лежала толстая старинная книга. Будто бы кто то видел , что из булькающего котла торчал черный кошачий хвост. Взрослые относились к ней уважительно , а мы пацаны хоть и наслышаны были о её «ремесле» все равно шалили. Ворота ей измажем , а то и в огород заберемся да обнесем все под чистую. Бабка никому не жаловалась но и не спускала нам наши проделки . Так, через некоторое время в семьях налетчиков случались престранные случаи – то корова здоровая издохнет, то доиться перестанет , а иногда особенно поздним вечером сам загулявшийся шалун прибегал домой с выпученными глазами искривленным от ужаса лицом и отсутствием на некоторое время дара речи. Испуганные родители не могли ничего понять и когда « немой» вновь мог разговаривать то поведывал родителям - что за ним гнался какой то огненный шар. Родители были в недоумении и иногда списывали это явление на шаровую молнию .
Тем не менее, явление это повторявшееся на улице Крупской несколько раз затронуло и нашу семью.
Случай это произошел зимой. Как обычно навалило много снега и стояли морозы – самая нормальная Моршанская погода. Морозы нам были не почем а только на руку – можно было соорудить хороший каток . Напротив дома Чембарихи было ровное и широкое место , здесь и соорудили его. Ребята постарше таскали воду , заливали , сугробы тоже шли в дело образовав собой стенки катка. В общем получился замечательный настоящий ледовый каток для игры в хоккей на коньках . Настоящие коньки правда были редкостью и на их обладателей смотрели с большой завистью. У остальных было попроще, лезвия приматывали к валенкам , пристраивали к ботинкам и играли самодельными клюшками. Хоккей был увлечением старших ребят а мы младшие смотрели , помогали и переживали за уличную команду. К тому же в командах с обоих сторон играли наши старшие братья. Играл в хоккей и мой старший брат Александр. Они приходили из школы и начиналось ледовое побоище до глубокой ночи благодаря тому , что в этом месте стоял столб с фонарем освещающим каток. Однажды Александр заигрался и оставшись совсем один продолжал тренироваться . Как рассказывал он , из калитки двора Чембарихи выкатился большой светящийся шар , в следующее мгновение шар был уже у ног Александра и опалил его чем то жгучим . Сашка бросился бежать но шар не отставал и пытался сбить его с ног. Домой брат прибежал перепуганный до смерти и в последствие долго заикался .
Утром мать не побоялась колдуньи и пошла к ней ругаться . А через некоторое время ночью она вышла во двор и была поражена тем , что в сарае светилось оконце и отчетливо слышалось биение тугих струй молока о дно пустого ведра. Вернувшись домой она разбудила отца чтобы тот проверил кто доит корову. Отец так и не пошел. А через некоторое время наша Чернушка потеряла молоко, и её пришлось продать. Мать долго жалела о том , что корова « пропала» но новую уже заводить не стала.
Добавлено 10:43)
Зима
Зима приносила в Моршанск не только много снега и холода, но и много радости. Разыгравшаяся метель иногда заносила улицы и дома так сильно, что сугробы доходили до крыш . Улицы , переулки, заборы , деревья и кусты стояли в белоснежном пышном наряде а снег искрился на солнце и поскрипывал под ногами симфонией разнообразных звуков. В погожие зимние дни что только мы не делали , лепили из снега , катались , забрасывали друг друга снежкам и. В морозные и буранные дни когда было все сплошь заметено и сильно не разгуляешься сидели дома . Делали клетки и вязали специальные сетки для ловли птиц . В « посадке» за железной дорогой было снежное царство . Насаждение кустов здесь было очевидно рукотворное потому, что насаждения шли длинными ровными рядами . Голодные птицы ища пропитания летели сюда поклевать репей , высохшую рябину . В этих рядках мы и расставляли свои ловушки. Сетка для ловли птиц состояла из двух так называемых крыльев и ставилась в «боевое» положение с помощью целой системы колышков и веревок. Колышки забивались в землю а с помощью веревок делалась натяжка с таким расчетом , что если дернуть за главную веревку то сетки накрывали пространство примерно в метр шириной . Все , что попадалось под сетки уже выбраться из под них не могло. Таким способом ловили , чижей, щеглов и самой крупной добычей считался снегирь . Снегирь довольно крупная птичка с красной грудкой , поймать снегиря было большой удачей. Мы пацаны называли его своим именем- дюк.
Дюк по сравнению с другими пернатыми был дорогой птицей и его можно было продать на Моршанском птичьем рынке за 1 рубль. Деньги для нас мальчишек тех лет совершенно недосягаемые , так как родители давали нам на развлечение не более 50 копеек. На эти деньги можно было сходить в кинотеатр «Октябрь» , сеанс стоил 10 копеек и еще купить сладкого на копеек 20. Тогда рубль для нас был большими деньгами. Во всей ловле птиц , была только одна загвоздка - снегиря поймать было трудно . Он не шел в сетку так как это делали глупые щеглы и чижи . Бывало, расставишь сети , сделаешь себе схрон за метров двадцать и ждешь наготове с веревкой в руке. Щеглы и чижи уже давно спустились и выклевывают себе приманку, а снегирь сидит и выжидает, дразня своей пушистой алой грудкой. В конце концов, так и не дождавшись, приходилось дергать веревку и идти собирать попавшихся птиц. Проведя несколько часов в лесополосе мы напрочь промерзали , сматывали свои ловчие сети , рассовывали по клеткам попавшуюся добычу и по снегу проваливаясь в сугробы брели домой отогреваться. Унося с собой снаряжение и замерзшие и посиневшие от холода носы и уши мы не оставляли надежды поймать желанную птичку в следующий раз. Домой приходили замершие , все в снегу и сразу же садились к печке отогреваться обнимая её закоченевшими руками.
ЗАМОРОЖЕННЫЙ КОТ
Лесополоса за насыпью железнодорожного полотна была излюбленным местом, где мальчишки проводили время. Она притягивала к себе местных Моршанских мальчишек живущих неподалеку как магнит. Здесь ловили птиц, играли на деньги, пекли выкопанную в чужом огороде картошку. Это была территория, куда не совали нос взрослые и здесь мы чувствовали себя вольготно. Даже зимой находили чем здесь заняться . Ставили клетки –ловушки которые срабатывали сами стоило только птице сесть на специальную перекладину. Расставив клетки, накатывали из пушистого снега большие шары, и лепили из них снеговиков украшая свои произведения репейником и метелками. Однажды расставив клетки я бесцельно бродил по засыпанной снегом лесополосе и от нечего делать сгребал снег, своими ботинками проделывая в снежном покрывале глубокий след похожий на две лыжни. Так я развлекался до тех пор, пока не уперся носком во что то твердое находящееся под снегом. Не раздумывая долго стукнул возникшее препятствие носком ботинка посильней и услышал жалобное и тихое кошачье Мяу. Встав на колени быстро разгреб снег и «камень» попавшийся мне под ноги оказался – котом. Он настолько вмерзся в снег , что мне пришлось приложить не малые усилия чтобы его отодрать от земли. Тут уж стало мне не до птиц. Жалость к замерзающему и еще еле живому животному была настолько сильна , что слезы брызнули из глаз ручьем. Голыми пальцами отскребал я смерзшуюся в ледяную кашу шкурку и хвост замороженного кота. Наконец круглый ледяной комок оказался у меня в руках. Расстегнув свою шубейку и затолкав за пазуху этот холодный комок, я пустился домой во всю прыть. Когда прибежал домой никто ничего не мог понять - я просто ревел . Мне казалось , что кот уже умер а мне так этого не хотелось. Дома меня успокоили и вытащили кота – живого . Он также как и в лесу продолжал мяукать, но ни разогнуться или пошевелиться не мог. Просто смотрел и мяукал. Мы положили его в теплое место на печке и он оттаял отогрелся . Несколько дней он не мог ходить и я не трогал его а только под самую мордочку подкладывал еду и блюдце с молоком. Тепло сделало свое дело и через неделю он начал вставать и потихоньку ходить . тогда я брал его на руки и долго гладил.
Мы оставили его у себя и когда он поправился окончательно и как все кошки обжился на новом месте - начал ловить мышей . А мама глядя на меня говорила « Вон твой замороженный, опять мышей приволок » . Замороженный как бы привлекая к себе внимание мурлыкал и терся о ноги - наверное по кошачьи благодарил за спасение.
Добавлено (08.07.2012, 10:56)
---------------------------------------------
Свидетельство о публикации №215111201427