Этноминиатюры. Удмурты

        В  удмуртском  языке  месяц  ноябрь называется коньи  вуон, то есть месяц начала охоты на белок.  Юн, рыжеволосый (как многие удмурты) подросток одиннадцати лет, давно ждал этого времени, чтобы с  дедушкой  Пужей  пойти  поохотиться. Сегодня, при русском царе,  охота  не является главным занятием, как это было, по рассказам дедушки, давным-давно, когда он ещё был таким, как Юн. Сейчас их семья, как и все в деревне сеют хлеб и выращивают скот.  Но охотники в их селении ещё не умерли. Есть гондырась – медвежатник,  кечась – охотник на зайцев, охотник – лосятник и  в  диких уток тоже есть мастера пострелять. А Пужей – коньыясь,  лучше всех охотится на белок, и потому Юн гордится своим дедом. На охоту мужчины-удмурты  ходят, если позволяют домашние дела: столько коров, овец, свиней и птицы нет ни у кого. А ещё работа в поле,  а по вечерам  женщины вышивают и  ткут, а  мужчины  режут  по дереву, плетут  лапти, лукошки, корзины. У всех есть работа.  И потому   на охоту позволительно   идти  внуку с  дедом.
        Не у всех есть ружья, но удмурты хорошо управляются и  с луком.  У деда ружьё, а у Юна – лук и стрелы. Наконечники стрел из кости,  их мастерит  Пужей. Стрела получается лёгкой,  стремительной, как молния и  хорошо попадает в цель.  Юн тренировался  целый год, чтобы в месяц коньи вуон  пострелять в белок. Он хочет,  как дедушка,  стать коньыясь, охотником на белок, иметь беличьи шкурки, сдавать их и получать деньги, чтобы иметь своё  ружьё. Дед смеётся, когда Юн рассказывает ему о своей мечте. «Не водится  в удмуртских лесах столько белок, чтобы на ружьё  собрать «коньдон» («деньги», буквально: цена белки). Тебе надо стать охотником «сёрась»,  на куницу».
       Юн не собирается изменять своей мечте. Но  сначала он хочет  обрадовать свою  апай (тётю). Она выходит замуж,  уже прошло сватовство и скоро в их доме будет сюан (пир в доме невесты), а потом ярашон (пир в доме жениха). Юн подарит тёте несколько беличьих шкурок, как настоящий охотник-мужчина. На свадьбе всегда  весело: удмурты знают много  песен, будут звучать гусли и волынка. А когда наступит прощание невесты с домом и  станут  выносить приданое и укладывать его в повозку, Юн  у ворот дома  будет требовать у  жениха выкуп. Вот это и будут его первые денежки для реализации своей мечты о ружье.  Но  об этом он никому не рассказывает, держит в тайне. Его тётя – невеста хорошая, работящая, здоровая, а главное – красивая. Из  семьи    трудолюбивой, небедной,  а это тоже важно, да и приданое у невесты богатое:  вон сколько нашито, выткано, расшито цветными нитками. Так что жених должен выкуп выложить немалый.
      Охотники вышли из дома задолго до сактон (восхода солнца). Дед не уходит в лес, пока не помолится в священной роще (луд). Старик просит у божества удачной охоты,  обещает не вредить земле, лесу, священным деревьям и птицам. Юн тоже знает всех птиц, которых нельзя убивать. А также помнит,  что у их народа строго запрещено   наносить вред лягушкам, чтобы не  накликать беду на коров. Когда дедушка обращается к божеству, он  не называет себя Николаем и внука не зовёт Василием, он Пужей, что значит «олень», а внук – Юн (по-удмуртски означает «крепкий»). А именами  Николай и Василий их назвали  русские попы  в церкви, куда удмуртов зовут молиться в  выходные и  религиозные праздники.
        С первыми лучами осеннего солнца охотники далеко ушли в лес. Пужей хорошо ориентируется в лесной чаще:  по коре деревьев,   по запахам, по мху, по тем признакам, которые для  внука ещё  неуловимы, дед легко  определяет  своё  местоположение,  знает в какую сторону идти. Юн внимательно наблюдает за охотником и замечает, как дедушка терпелив и ловок. В его походке много хитрости и лукавства. Он движется  крадучись, едва поднимая ноги от земли. Идёт совсем легко и бесшумно, по-кошачьи. Его лапти преодолевают любую кочку или сухую ветку так,  будто  видят всё на своём пути. Потом вдруг неожиданно замирает, делает рукой знак «внимание!», прицеливается и стреляет. Когда  Юн  после выстрела поднимает   белку и видит, что дед одной  дробинкой  поразил зверька  в голову, подросток шепчет: «Мне бы так научиться стрелять».  И будто бы читая мысли внука, дед говорит: «У нас, удмуртов, охота в крови, передаётся от деда к внуку, так что и ты научишься стрелять метко. Главное не поранить животное, это грех, когда птица, белка или  заяц  истекают кровью и умирают в мучениях: их муки передадутся охотнику и его семье. Стреляй из лука по мишени, много тренируйся, и ты будешь, как я – коньыясь».
     Очень скоро Юн испытал себя на меткость. Когда они с дедом присели перекусить, в кроне  деревьев появилась сорока, которая всему лесу громко известила о не прошенных  гостях. Дедушка поднял голову, а потом посмотрел на  Юна,  и внук сразу понял, что он должен сделать. Прицелился из лука,  пустил стрелу и…попал! Попал! Громкое стрекотание птицы прервалось. А вот белку сразить стрелой сразу не удалось. Что за непоседливое животное: мечется, бегает  туда-сюда, попробуй,  пристрели! Стрела лишь зацепила чуть-чуть бок животного и пригвоздила к стволу сосны кусочек шерсти. Юн расстроился, посмотрел виновато на деда и опустил голову. Старик  неодобрительно покачал головой, а потом    похлопал  внука по плечу. Этого было достаточно, чтобы Юн воспрянул духом и уже через час сиял от радости: вот она, первая белка! А потом удача отвернулась от юного стрелка, и уже до конца короткого дня ему не удалось увеличить свои охотничьи трофеи.
       Пужей  остался доволен внуком, про себя отметил, что Юн воспитан, как должно быть у удмуртов: проявляет полное послушание, вежливость, исполнительность. Не выделяется среди других, почитает взрослых, проявляет   выносливость. Умеет терпеть, как все удмурты.
      Через месяц  юный охотник  вручил   тёте  на её свадьбе две беличьи  шкурки,  от жениха получил выкуп за приданое невесты, поуправлял повозкой  в свадебном поезде родственников,  отведал  праздничных  кушаний и окончательно решил, что станет лучшим охотником в своём селении и подарит своей  маме и будущей  жене по  беличьей  шубе. Удмурты умеют добиваться своего, потому что они обладают невероятным трудолюбием и настойчивостью, доходящей до упрямства. 


Рецензии
Как много в любом народе мудрости!
Спасибо, Владимир, за Ваш труд.
Всего Вам доброго.
С уважением

Наталья Мосевич   15.11.2015 09:59     Заявить о нарушении