Led Zeppelin. Парящий высоко в небе музыкальный ди

“Led Zeppelin”: парящий высоко в небе музыкальный дирижабль.


Дирижабль опасная вещь. И чем выше он взлетит, тем сильнее будет падать. Эра этих летательных аппаратов давно прошла, и сейчас их используют лишь для рекламы, коротких увеселительных прогулок, наблюдением за дорожным движением и кое-чем ещё.

«Свинцовый дирижабль»… Было смелым решением назвать группу именно таким именем. Ещё отважнее оказалось оформление обложки первого альбома, где было изображено крушение «Гинденбурга» - самого крупного дирижабля тех лет. Возникали скандалы, на них сыпалась критика, судебные разбирательства с родственницей создателя цеппелина (которая пришла в ужас от такой наглости), но группа не обращала внимания ни на что и смело взлетала вверх, подобно самому реактивному воздухоплавательному аппарату...

Кто же они такие, эти ребята? Сумасшедшие? Отчаянные личности? Или же молодые, амбициозные и очень талантливые музыканты, следовавшие в ногу со временем? Могу вам с полной уверенностью сказать, что последнее… Новаторство, смелые эксперименты, мощь, энергия, харизма и огромное желание достичь чего-то – вот, что было заложено в каждом из них. И если сказать, что это группа одного человека, то это не так, так как сразу бросится в глаза тот факт, что, остальных-то никто не держал! Что, если бы хотели, то разбежались бы давным-давно! А так… И всё сразу становится на свои места. Это были люди, нашедшие друг друга в нужное время, в нужном месте, в нужный час…

Англия, середина 60-х годов, XX века. «Битлз» ещё в строю, рок-н-ролл тоже, но грядут большие перемены. На смену простым мелодиям приходят новаторские, долгоиграющие композиции, появляются неординарные личности, записываются необычные звуки…

Ну, если личностей, таких, как Джимми Хендрикс, мы пропустим, к необычным звукам, типа “Pink Floyd”, ещё придём, то к обработкам, да нестандартным аранжировкам, считаю самое то приступить…

Итак…  Вначале блюзы, народные мелодии, весёлые, да яркие, заводные песни играли и исполняли один к одному. Формат был обычный – не более 3 минут. Радио, телевидение принимает, а значит, никаких проблем. Но мир не стоит на месте. Появляются те, кому становится тесно играть в пределах устоявшихся рамок. Хочется расширить границы и доставать рукой до дальнего горизонта. И на сцену выходят экспериментаторы. Кто-то из них сразу плюхается в лужу, ну а кто-то, такие как наш герой - гитарист, аранжировщик и сочинитель собственных песен Джимми Пейдж, продолжает искать, пробовать себя в разных жанрах, выступает с оркестрами, помогает записывать соло партии в студиях звукозаписи, постоянно совершенствуя свой собственный стиль игры, смело идя вперёд…

А стиль дерзкий, резкий на слух, но очень новаторский и, по тем временам, необычный. Его замечают, приглашают в популярную, местную группу, где он растёт на глазах и формируется, как личность. Проходит какое-то время и в один миг, он остаётся один…

Один? Один. Что у него есть? Менеджер, контракт на выпуск альбомов (то есть, обязательства) и… наброски собственного сочинения. Немного. Но лучше, чем ничего. Нужна группа! И вот тут вот, то ли звёзды сошлись, то ли оба эти товарища слишком хорошо разбирались в психологии и людях, но им удалось найти тех, кто смог: 1) соответствовать всему тому, что хотел выразить Джимми, 2) остаться и не сбежать, 3) вырасти над собой, 4) пройти сквозь все проблемы, скандалы, суды и назло всем стать одной из величайших рок-групп этого мира, прочно вписав своё имя во все учебники по классу гитары!..

А смог… Это высокий, мощный, артистичный и драматичный вокалист – Роберт Плант.
 
Энергичный и виртуозный барабанщик – Джон Бонэм…

Бас-гитарист и клавишник в одном лице – Джон Пол Джонс.

Ну, и Джимми. Гитарист и аранжировщик - Джимми Пейдж, сумевший воплотить всё это в одно единое целое, под названием “Led Zeppelin” (начало отправления дирижабля – 1968-й год)…

Плюс, конечно же, грамотный менеджер группы – Питер Грант, толково и своевременно подогревающий интерес слушателей к коллективу и к альбомам, способствующим грандиозному успеху…

Кстати, у таких, как этот Грант есть чему поучится. Начинающим музыкальным менеджерам советую взять на заметку. Возможно, избежите таких проблем, какие наблюдались в других коллективах (в “Deep Purple”, например)…

Вот. И формула успеха ясна. Только… Поди, попробуй, повторить… Вряд ли, получится. Э-э, не верите? А вы взгляните на статистику. Свыше 300 000 000 копий проданных записей! На 10 альбомов! 10! 7 из которых возглавляли хит-парады США! А ведь британская группа! Это феноменальный успех!.. Наберите в поисковой системе какой-нибудь коллектив тех лет и сравните. Мало, кто в мире так смог. У знаменитых ”Queen”, например, меньше продаж, а альбомов больше. И по годам получается дольше, в то время, как “Led Zeppelin”, потеряв барабанщика Джона Бонэма (царствие небесное великим музыкантам), в 1980, единодушно приняли решение о закрытии коллектива, опубликовав официальное заявление, со словами: «Потеряв общего друга, мы, в полном согласии и взаимопонимании, пришли к выводу, что не можем продолжать существование, как группа». Вот. 1968-1980. 12 лет творчества. И такой успех. Это феномен.
 
Да… Такое меня поражало, поражает и будет поражать… “Led Zeppelin” обрабатывали блюзы, народные песни, сочиняли яркие и заводные мелодии, чуть позже перешли на философскую тематику и анализ жизни. Не меняли состав. Росли над собой. Встряхивали и заставляли задумываться над смыслом своего бытия. А восточные нотки? Да… Это больше, чем просто группа.

Включаю первый альбом… Идёт вторая песня «Babe I’m gonna leave you”. Этот драматичный фолк-рок. Тревожные нотки, акустическая гитара, спокойный вокал. Ещё минута и вот уже мы слышим испанские мотивы, в этой почти народной английской песне (автор не показывался до 1990-х годов, давая, тем самым, публике предполагать, что это народное творение), с резким, высоким голосом. Вот он звучит ещё выше. Переходит в крик. И гитара… Магия… Затем всё стихает… Но драматизм остаётся… Нечто…

Потом обработка блюза “You shook me”, старины Диксона и ошеломляющая своей таинственностью “Dazed and Confused”. Это вступление бас-гитары, этот гонг, вновь артистичный и мощный вокал Роберта Планта, магический переход, затишье и… гитарное соло, с ярким, чётким барабаном. Да… Нечто…

И так весь альбом… Затем включаешь второй… И… Закрепление успеха… А вот третий и четвёртый тебе, дорогой, начинающий слушатель, уже понять придётся. Здесь много акустики. Но не вялой и однообразной, о нет! Мы имеем дело с новатором Джимми, а он эксперименты любит. Так что… Вслушивайся… Такую не каждый день услышишь…

Когда доходишь до “Stairway to heaven”, то понимаешь, что это пик группы. Лучше уже ничего не сочинить… Эта флейта, народные мотивы и Роберт, сочиняющий строчки у камина: «Живёт такая леди: Она уверена: что блестит — всё золото, И вот она покупает лестницу в небо…». Вначале спокойный, а потом, после переходов и новаторского соло Джимми, металлический, но такой сильный и правильный голос, будто именно здесь он и должен быть! И по-другому не споёшь. Да это и не нужно! Магия музыки… И вновь всё стихает…

Да… А потом они о востоке поют. И снимают фильм-концерт, под названием «Песня остаётся неизменной», где видишь и чувствуешь образы. Этот Джимми, карабкающийся вверх по холму,  старец, что встречает его. У Джона Пол Джонса - рыцарские времена (средневековье). у Роберта - лирика и природная романтика, под «Песню Дождя». У барабанщика - скорость и азарт в автомобильных гонках. Каждому своё. И как грамотно это показано.

Что и говорить. ”Led Zeppelin” – больше, чем просто группа. И о них ещё можно немало, что сказать, но, на данный момент, основную мысль вы поняли. Талант, усердие, единство, рост, путешествия, воплощение своих идей в жизнь, слова о наболевшем, борьба с зависимостью, часть всемирной истории развития музыки, смелые шаги, эксперименты, новаторство…

Они появились в нужное время, в нужном месте, в нужный час. И показали, чего стоит их многогранный дирижабль.

Не буду рекомендовать вам отдельные песни. “Led Zeppelin” из тех групп, что можно слушать целиком. Уж, по крайней мере, 7 первых альбомов… Где каждый найдёт что-то своё. Что-то близкое своему духу, сердцу, разуму…


Благодарю за внимание!

Алекс Свитт.


Рецензии