Он порча, он чума!.. - Проделки грешника

                «ОН ПОРЧА, ОН ЧУМА!..»               
Говорят, и на старуху бывает проруха. Тем паче – на молодого специалиста. Довелось автору этих строк заниматься дополнительно с учеником. Записали по учебнику: «Он порча, он чума, он язва здешних мест». Из басни Крылова «Кот и Повар». Всё правильно – без тире. Объяснил – почему.               
Начинали, однако, не с этого, не с Крылова. Ужаснулся покорный ваш слуга, прочтя потом по тетради. Надиктовал! Выше – со знаком тире!
И что ж такого (и что такое)? Может, есть вариант?               
 
    
                КТО ПРО ЧТО!               
Представляете, каково студенту-практиканту! Урок не клеится: не тех спросил, не с того начал. Зрители-однокурсники посмеиваются. А тут ещё методист-профессор подзывает ехидным голосочком: мальчику за последней партой писать нечем. Уж пол-урока прошло! Напомнил балбесу общеизвестное: люди знают с первого класса… По институту пошла молва: «Учудил! В роль вошёл! Ему ли так шутить! Сказать такое – преподавателю!»               
Да что сказал-то?               


                СДЕЛАЛ ПАУЗУ!               
Что может быть страшнее экзамена? Поиздевался профессор над бедным студентом, прежде чем вывел ему «удочку».               
- Почему вы так со мной разговариваете? – вдруг возмутился студент.               
И высказался в таком смысле: он, студент, может быть, не слишком умён, однако профессор преувеличивает, не вполне справедливо о нём мыслит. И – вольно или нет – пауза. Как пощёчина! После подлежащего!
В каком предложении, если профессор готов был порвать зачётку вместе с её хозяином?               


                ДЯДЯ С БОРОДОЙ               
Профессора, студенты… А кто положил начало, установил правила? Один дядя, кое в чём схожий с классиком научного коммунизма. Он никогда не воевал против русских – кажется, и не планировал. Нечего возводить напраслину. Воевал он с непокорными немцами, с такими же итальянцами. А университет-то – на итальянской земле, его детище. Один итальяшка задурил нашему герою голову: попёрся старый, не зная броду… Сгинул не за понюшку пряностей. Мы больше помним не имя, а прозвище, но это уже не его заслуга.
А кто он?               
   

                ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК               
Первые в Европе студенты писали уже по-людски. Понятное дело – католики. А древние греки? Те помнили, откуда пришёл алфавит: сладкая страна Финикия. Только там всё на дикий запад смотрели. Колонизаторы! А греки – и туда, и сюда. Бороздили и море, и землю: цари – и те пахали. Потом земли стало не хватать. А восток, как выяснилось, богаче и больше запада. Вот тогда греки сделали выбор – поняли, как не надо. И «дикому Западу» с Севером разъяснили.
А вы поняли?               
 

                НАГЛЯДНЫЙ ИУДА               
Ещё на эту же тему: «Шпион Иуда Искариотский приобрёл причитавшиеся тридцать сребреников». До революции 1917 года эта фраза могла послужить наглядным школьным пособием, помогая запомнить правило.
Какое?               
 

                ПРОДЕЛКИ ГРЕШНИКА               
Когда-то русские школьники распевали:               

Бледной тенью резвый бес               
Убежал, бедняжка, в лес.               
Долго он по лесу бегал,               
Редьки с хлебом там отведал               
И, доевши свой обед,               
Дал обет наделать бед.               

А какой смысл? Бес мог быть белым и серым, редким и грешным, мог бы поесть орехов с хреном, пробить стену, ослепнуть, зарезаться и повеситься… Всё равно было бы мало, чтобы не делать ошибок на орфограмму.
На какую?




















                ОТВЕТЫ

                «Он порча, он чума!..»               
Перед «порчей и чумой» - предложение вроде: «Коммунизм – это молодость мира», «Ленин – самый человечный человек». (Возможны другие верноподданнические варианты с подлежащим мужского рода.)
 
                Кто про что
«Надо руку поднимать» (сказано ученику – переадресовано методисту).
 
                Сделал паузу               
«Я не такой дурак, как вы… думаете». (Думаем – всё понятно.)

                Дядя с бородой
Фридрих Барбаросса (по-итальянски – рыжая борода) – властитель Первого рейха, тёзка Энгельса, тоже бородатого, и гитлеровского плана войны с Россией: утвердил статус Болонского университета, утонул в шестьдесят пять лет во время крестового похода (1190 год).

                Через запад на восток
Финикийцы писали справа налево (на картах слева запад). У греков поначалу была особая манера: писали – как пахали, слева направо и в обратном порядке. Но уже в древности утвердился нынешний порядок (точно так же католики крестятся).

                Наглядный Иуда               
Правописание И десятеричной (I): писалась перед гласными и буквой И краткой.
 
                Проделки грешника                        
Правописание буквы ЯТЬ: она во всех приведённых словах вместо буквы Е.http://www.proza.ru/2015/11/13/566


Рецензии
Забавно про чуму с порчей и дедушку Ленина.
Я, к своему стыду, правила русского языка помню весьма и весьма плохо. За что, кстати, регулярно получаю упрёки в неграмости. И потому представить себе яти и буквы i могу только с содроганием, поскольку ошибок в моем письме 100%-но прибавилось бы.
Спасибо, Михаил! Как и всегда - ИНТЕРЕСНО!!

Камышовка   02.01.2024 17:56     Заявить о нарушении
Поблагодарим дедушку Ленина с дядюшкой Троцким и прочими хотя бы за это. За реформу алфавита. Многих можно было бы за многое поблагодарить, если бы не отвлекались они на всякую ерунду, как тот же Фридрих Рыжебородый. Его, впрочем, можно понять: крестовый поход под его началом должен быть сплотить немецкое рыцарство. Но "не по силам работу затеял": возможно, и к лучшему. Хотя кто может знать? Это друг, который "не такой дурак", был уверен, что знает всё. На деле-то далеко не так. Не знаю, жив он, нет ли. Больше десяти лет не виделись и вряд ли доведётся.
Спасибо, Елена Викторовна!

Михаил Струнников   02.01.2024 20:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.