Фильм-текст обратный адрес
титрах - переживут вас! лет на триста,Ё!" )
Sachavalera-одним-словом))
Содержание:
Часть1
Обратный Адрес
Часть 2
1991 год.ВГИК
Представляя проект сценария перципиентам, игрокам в нашей совместной Лаборатории "Игры в Правду", не в последнюю очередь, для привлечения средств на новый фильм, вспоминаю, как в 90-ом году - последнем году советской власти, я умудрился снять первый свой видео-фильм (Betacam, оператор Максим Осадчий) в комнате Гуру в Люберцах, где с ним жила Лизка (Ольга Спиридонова) - в квартире гуриного папы, на краю капустного поля возле очистных. Впрочем, не так далеко от электрички. Вот посмотрите:
https://www.youtube.com/watch?v=NomE_0qg38Y
- фильм "Ситуация ТАВ" 1990-го года.
КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ
Сломав дверь, мы с Максом - ведь ключа-то Аркадий не нашёл - сняли гонки Гуру (телеги-монологи, "по укурке дела", прямо скажем, вместе с постоянно поддакивающей Лизкой)
ЛИЗА. Да!... Скажи, какой у тебя есть роман! Роман «Рок-н-ролл»! есмь - мьюзик!!
- вопила она с гуриной шконки, зачем-то оголив худые плечи и сиськи...)
Сняли всё одним кадром, с последующим, изначально присутствовавшим замыслом монтажных перебивок, лозунгами-титрами, напечатанными на листочке из тетрадки самим автором на принтере компьютера "Роботрон" с гибкими, тогда ещё, дискетами.
С Автором-Персонажем, выползавшим в кадр, рисуясь майкой-фуфайкой цвета морской волны с надписью по спине "LEGION ETRANGERE" – (на корточках сам полз))
Но теперь этих кадров уже нет (смотреть можно здесь):
https://www.youtube.com/watch?v=NomE_0qg38Y
УТРАЧЕННАЯ СЦЕНА
Автор-Персонаж в роли РеализатОра, вкатывает пустую бутылку в кадр по доскам пола (звук!) - прямо в кадр с грохотом. А следом ползёт на карачках сам, типа меня не видно)))
Это вам, конечно, не во время интервью под стол залезть, после финальной, слишком умной фразы интервьюируемого, как делала Лариса Кулагина в интервью с Юханановым.
Ох-х-о-оо... – хорошо, что кадр утрачен, а ведь был в первом варианте фильма, названном по надписи на стене вокруг бабочки:
«ВСЁ НИШТЯК, МАМА!»
Уже тогда, как-то ночью на гуриной кухне, когда читал я его рассказы, помню и теперь: на маленькой кухонке с батареей о которую он позже убил человека, пока горит газ...
В те годы, уж двадцать лет прошло, покурив марихуаны и отоспавшись на гуриной узкой шконке у голой бетонной стены, расписанной художником – огромная бабочка ярких цветов красной масляной краской + свободный и размашистый знак анархии с буквой «А», читал я, превращаясь в персонаж Сашакузнецов, врубался в гурину прозу до самого утра, разбирая буквы в полуслепой машинописи легендарного романа "Рок-н-ролл", что забрал по просьбе автора у Дуни Смирновой, работая на Мосфильме.
Потом, когда я привёз из Азии отснятый киноматериал, собрав все знаки и отсняв поиски и встречу с дочерью от первого брака в Узбекистане среди урановых рудников, где когда-то работал, Аркадий Славоросов (Гуру) написал закадровый текст к моему фильму «МИРАЖ» (35мм,30мин,1992, съёмка в Узбекистане). Смотреть можно здесь: «МИРАЖ» (35mm,30 ‘) –французские субтитры
Часть 1
Часть 2
http://www.dailymotion.com/…/xy0kso_4%
Гуру - не сам он себя так назвал - это хиппи прозвали из кафе Вавилон (на самом деле «Аромат» на Суворовском бульваре 12), нашёлся, когда я приехал на двух электричках от себя к нему и не застал, нашёлся таки с помощью Лизки, что искала его по Москве и нашла - он, как оказалось, лежал лицом к стене на каком-то флэту - нашла Лизка! И вышла из того дома ко мне, ожидающему во дворе и сказала, мол, Гуру передал: "Всё для Саши сделаю, но не сегодня..." - так она мне и сказала, спустившись из башни кирпичной, что на углу бульвара, не помню уж какого...
Потом он сам в фильме "Прохожий", незавершённом по причине прекращения финансирования, снялся в роли Гуры (снижая пафос)) - у костра ночью в подворотне, что мы нашли на Чистых прудах и где я написал аэрографом на стене: "Ад закрыт - все ушли в Рай!".
- Чьи это слова?
- Да кто-то из восьмидесятых, - ответил Аркадий, - со времен Вавилона еще, теперь и не вспомнить.
А в «Прохожем» пошел, по моей просьбе - в кадр. Снялся ночью, приехав сначала ко мне на лётчика Бабушкина - мы обсудили его текст на листочке в клеточку - из тетрадки, видать, вырвал - аккуратным почерком шариковой ручкой… Пришла машина и мы отправились снимать среди ночи.
Гуру и теперь можно услышать в той сцене, где на него как бы выходит прохожий, в исполнении моего сокурсника по сценарному факультету Сергея Крюкова, ведь финансирование было на основе документальной сметы и я просил сниматься друзей, но фильм, в рабочем названии «Дыра в пейзаже» ( см. "докроман Трудовая книжка" http://www.proza.ru/2009/12/16/294 ), всё же был прекращён - по словам директора студии:
- Саша, у тебя теперь не три части, а две. Больше денег нет. - И ушёл к лифту на ЦСДФ.
То ли потому, что я, вернувшись из Е-бурга с кинофестиваля, где просто-напросто вышел из кинопоезда (где-то у меня описано), то ли им не понравилось, что я снимаю откровенно игровой фильм под документальную смету...
Материал был проявлен и напечатан позитив для монтажа - на 35 мм КИНОплёнку для КИНОтеатрального показа. Материал, собранный и оформленный в 20-минутный фильм, по требованиям тогдашнего министерства культуры, называвшегося то ли Госкино, то ли уже Комитет по делам кинематографии, был напечатан в количестве 1 копия (см. здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4
и здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4
После «перестройки» Аркадий, женившись и, нарожав друг за другом троих детей, принялся писать тексты песен для Свиридовой, Гулькиной, Булановой, Барыкина и др.
А тогда, году в 88-ом - именно он пришёл с удолбанной Джуди прямо на Мосфильм - Ульяна (USA) привела, жена Антона Маркелова (монастырь где-то в Америце).
Тогда я работал ассистентом режиссёра по реквизиту, на картине молодого постановщика, фильме о хиппи, запущенному в производство Роланом Быковым и вскоре прикрытому еще в подготовительном периоде, после того, как коридоры Мосфильма заполнили волосатые в феньках, веселые молодые ребята – где-то там наверху опомнились и директор студии Миша Усачёв сказал мне в приватной беседе, что, мол, на этом «перестройка», похоже – того… - накрылась медным тазом.
Недаром Дуня Смирнова, работавшая тогда редактором в объединении Сергея Соловьёва, сказала мне тогда, возвращая машинопись романа «Рок-н-ролл»: «Ты осторожнее с ними, власть их не любит».
В те времена гуриному папе, по словам Аркадия, звонили перед седьмым ноября, когда проходили парады демонстрации, спрашивали из КГБ, не собирается ли куда Аркадий, мол, пусть лучше дома посидит…
Именно он, Гуру, рассказал мне о журнале «Твёрдый знак», где в 3-ем номере за 1994 год печатался его роман «Рок-н-ролл» и стихи. В 91-ом году в оранжевом номере (его можно увидеть в фильме «Мираж» в кадре под развевающейся тюлевой шторой в гостиничном номере на журнальном столе, оставленном по всей вероятности, героем, автором-персонажем фильма) – там повесть «Аттракционы» и стихи.
Мы пришли к Андрею Полонскому, создавшему журнал. Андрей со своей трубкой и французским языком, сразу мне показался живым персонажем моего будущего фильма, как и его друзья и жена Джулия, нынче жена Максима Шевченко - все в "Прохожем"...
Назвал «Прохожий» позже, рабочее название было "Дыра в пейзаже". «…будьте прохожими…» как в Ев. от Фомы.
Весь материал, что мы успели снять с оператором Михаилом Денисовым, был мной, после заявления директора студии, одновременно державшего торговые ларьки, о том, что – «у тебя теперь не три части, а две..." - в том самом здании на Лиховом переулке, где была Центральная Студия Документальных Фильмов (ЦСДФ). Там, где на стене у крыльца висит мемориальная доска: «Здесь работал Дзига Вертов»…
2.
91 год - ВГИК
=========
. . .
В августе был путч, а в сентябре Баталов поздравил нас, как первый набор без коммунистов.
Ираклий Квирикадзе, приболел в Америке и прислал вместо себя свою жену Нану.
Я пришёл в киноинститут на Ботсаду – активный и настроенный делать фильмы чуть не с порога…
Встретил нас покойный Борис Викторович вопросом: «Среди вас пьющие есть?» Только теперь я понимаю, что ему нужен был товарищ…
Ардову, которого институт назначил в помощь Нане, самому было недосуг и он к нам, студентам, привёл выпускника Андро Сарахатунова, как его называл Гарик Параджанов, но вскоре Андро стал зваться Охромдзелишвили. Я знал его раньше по нашим компаниям в общаге на Галушкина, ведь на сценарном у меня даже пару месяцев была комната в общежитии, которой меня лишили по жалобе югослава Рады, не одобрившего моих попыток поставить замок, ведь я часто ездил домой на пятидесятый километр Киевского шоссе, проводя по четыре часа (туда и обратно) в электропоездах.
Так вот мы с Андро, работавшим стрингером в «горячих точках», снимавшим квартиру на Кунцевской, угощались его гонорарами время от времени и пару приключений, для передачи атмосферы тех лет, могу рассказать. Например, с плавучим притоном, пришвартованным недалеко от «Белого дома», ну там, где известное здание в форме раскрытой книги, что в СССР называлось здание СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).
На этом прогулочном речном судне, вечером оказались полны каюты влюблённых и кабак с эротическим шоу. Когда я рассказал за столом, в случайной компании, что у Андро есть пистолет, газовый, но похожий на настоящий – мне вдруг, через какое-то время, этот горячий грузинский парень на пару лет младше меня - он вдруг даёт мне денег, заработанных в горячих точках - и просит ехать домой спать...
На следующий день рассказывает, что у него некий персонаж попросил продать пистолет. Андро тут же снял номер, поспал и, выбравшись через круглое окно-иллюминатор - покинул этот гостеприимный ковчег, полный бандитов и шлюх рядом со зданием правительства.
Это он отдал мне смену видеокамеры Бетакам, положенной ему, но не израсходованной. Я снял и смонтировал на учебной киностудии ВГИКа – получился короткий фильм с титрами-лозунгами Гуру, названный «Всё ништяк, мама» - так было написано на стене комнаты Аркадия в Люберцах…
Позже я переименовал фильм - назвал его, как эссе арт-группы «Дети подземелья» – «Ситуация ТАВ». После изготовления субтитров Милой Угольковой на английском языке в стиле разлюляевых весёлых лет, московских хиппи начала восьмидесятых годов прошлого века.
Смотреть здесь:
Фильм - СИТУАЦИЯ ТАВ (13 ‘ 1990 ЛЮБЕРЦЫ) - Эссе "Ситуация ТАВ" https://www.facebook.com/notes/...
и здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=NomE_0qg38Y
А тогда, после поступления, приходим в институт - чудесным образом в нашей аудитории уже просто живёт Артур Аристакисян.
– Так и спишь здесь, прям на этой раскладушке? – спрашиваю его.
- Да в общаге там шумно, не уснёшь, а я сейчас озвучиваю мой фильм «Ладони» и вот…
Он предложил нам позаниматься, поработать по его методике с древними притчами.
Пока Наны нет - она должна была появится через месяц...
Учитывая то, что только что – в 90ом году я издал в институте, будучи студентом сценарного в 89-90г.г. самиздат-журнал «ВИДЕНИЕ» в 20 экземплярах в твердом переплете формата А4 и, по пути в Париж оставил последний номер у Марины Лурье, где пришлось ночевать совершенно случайно, не зная кто эта старушка.
В поезд на Париж я сел через три дня уже в Кельне, куда меня довез тот же Лёша Мушников, студент берлинского универа, проживавший тогда как раз у бабушки Лурье, о которой он знал лишь только - говорят, была знакома с Мариной Цветаевой.
В Париже я вышел на Северном вокзале с чемоданом учебных работ студентов киноинститута, о чем я написал в «Маленькой парижской авантюре» довольно подробно.
Фильмы, короткометражки, сделанные в основном на базе курсовых работ студентов-операторов, я вёз, якобы, на фестиваль – на самом деле в центр Помпиду, ведь после слов, женщины из отдела кино современного искусства имени Жоржа Помпиду, сопровождавшей самого Годара (!!): «Если привезёте фильмы, покажем в Бобуре…» - сильно вдохновили меня!
Вернувшись из Парижа, (настроение было революционное), я принялся искать оператора для первой учебной работы. Познакомился с Алишером Хамидходжаевым, тогда выпускником мастерской Княжинского, мастера, известного работой с Тарковским.
Поступив на игровую режиссуру в 33 (!) года, оставаясь студентом заочного сценарного, куда перевелся перед отъездом во Францию, я не увидел Ираклия Квирикадзе, набора которого давно ждал, общаясь с его выпускником Андро. Квирикадзе прислал, будучи в Америке, свою тогда жену Нану, когда-то студентку его курса в Тбилиси. Она появилась только через месяц, когда мы уже во всю - день и ночь! - занимались притчами, поэтапно выращивая из них образы для будущих фильмов. По ночам, привлекая в наши многочасовые спектакли, не только постового снизу, а тогда это был милиционер в форме, но даже… ---
--- Однажды к нам забрёл бездомный и Артур выписал ему «паспорт» на листе бумаги - направил в монастырь, где бывал сам.
Приехала Нана Джорджиадзе и, послушав Артура Аристакисяна минут шесть, впала в истерику, накинулась на него в нашем присутствии: «Видала я много таких гуру!»
Борис Викторович предупредил меня: "Тебе надо искать другого мастера..." - мне, всего через полгода учёбы - просто никто не ставил зачетов, хотя монтаж, например, я сделал, по словам преподавателя Волковой, работавшей с Артаваздом Пелешьяном - идеально.
– Вот только точку монтажную поставить надо в конце… - сказала она.
– А у меня там многоточие, бесконечность там будет, - улыбаясь, но всё же, да? каково?! - с молодой, здоровой наглостью, замороченный заумью Аристакисяна, ответил я.
И был исключён.
На занятиях по монтажу у меня оказался киноматериал на 35 мм плёнке - Олимпиады-80, снятый Вадимом Юсовым на соревнованиях по боксу. Я пришел, когда всё лучшее, по мнению моих сокурсников Хохла (Женя Митрофанов), Торстенсена (Фёдор) и Лозницы (это из заметных потом, про остальных что-то не слышно), коробки с кинопленкой были разобраны. А я, помню, даже обрадовался трудному материалу – ведь подростком я занимался именно боксом, те три года в Протвино, что мы жили там, пока родители строили синхрофазотрон и город у реки Протвы, впадающей в Оку, где я начал ходить на байдарке, - польской, пятиметровой с деревянным каркасом и даже мачтой с парусом. Вместе с моим товарищем, начиная с 16 лет даже выходили в Оку, где мы прилеплялись к борту проходящей баржи, пока нас не отогнал, размахивая палкой, суровый боцманюга.
Мой рассказ «Пустота», через три года лёг в основу нашего фильма, что я начал снимать, вернее уже учебная студия сделала ремонт в комнате дворницкой, где жил вольный слушатель Коля Антонов. После моего исключения с режиссёрского факультета Коля стал студентом.
А я организовав ООО с двумя селятинскими друзьями, засел на Смоленской у нашего юриста и... продолжал морочить себе голову къебенематографом,Ё!
Подал заявку на документальный, якобы, фильм, написав о предстоящем интервью в зоне с моим бывшим деканом Навоинского филиала ТашПи, определённым туда президентом, теперь ставшей самостоятельной, республики Узбекистан, собираясь поехать туда снимать - уж очень мне хотелось в город своей юности, где я успел закончить перед самым возвращением в Подмосковье, вечернее отделение (подробно в докромане "Трудовая книжка").
Так вот... - отчислили незаконно, по заявлению Наны Джорджиадзе, жены Ираклия Квирикадзе, так и не появившегося тогда…
Теперь понимаю, что он писал сценарии в Калифорнии, например, «Бумажные глаза Пришвина», ведь это работа того времени.
А зимой 91-92го годов, только Андрей Ростиславович Юренев, сын главного сталинского киноведа, выйдя вслед за мной в коридор, сказал: "Почему ты ничего им не объяснил?! (а там председательствовал М.Хуциев) - это же незаконно! Ты ещё даже спектакля не показал...» А надо сказать, что она всё никак не приходила посмотреть результата моей работы с Аристакисяном, и я отвечая на совет Ардова: "Тебе надо искать другого мастера...", ответил: А почему она не смотрит мою работу? то ей в союз кинематографистов надо, то еще что-то?! не хочет и не надо, я работаю. И почему я должен искать другого мастера?!---
---Меня понесло - журнал и особенно полученные коробки с пленкой, которые Алишера просто заставили сдать обратно - снесли мне крышу,Ё!
Говорил же Лёха Селятино, торговавший в ту пору шапками-ушанками с кокардами красной армии на Арбате, сбегав за пузырьком в аптеку, - Смотри, говорит, чтобы с крыши рубероид не сдуло...
А мы революционно всё-таки поступили - круто! Предложили открыть на документальной (!) режиссуре - мастерскую студентов - нашу! - без мастера... Каково?!
Но я, выслушав чтение Марленом Мартыновичем заявления Наны, я встал, сказал -Спасибо, до свидания. Могу я закончить съёмку начатого курсового фильма? - "Ну... это надо на операторском решать..." Я вышел за дверь и после, вышедшего сразу за мной тогда декана режиссерского фак-а Юренева, встретил, стоящих в холле у окна Артура с его отцом... "Ты вёл себя из всех нас самым достойным образом..." - Артур поддержал. Ему дали закончить, а Дима и так уже работал преподом, так что пострадал один я... Ну и немудрено с моим характером - судьба - ага))
Когда меня отчисляла комиссия за непосещение занятий, так и оставив на память совершенно чистую зачётку, Нана сказала сокурсникам, - как передал мне вольный слушатель Антонов, которого взяли вместо меня на освободившееся место… - "Саша найдёт возможность снимать, он учится на сценарном..." - до этого я часа 2 убеждал её в присутствии всей группы, что буду снимать именно этот сценарий, написанный на основе того рассказа на тему «Игра детей», что была задана на вступительном экзамене, письменном и самом важном по сути. Про мою работу потом Борис Викторович вр время вступительных экзаменов, вышел покурить и сказал, в ответ на мой вопрос:
- Ну что, вы меня берете? – склонив голову ближе к моему уху ответил: "Куда мы нах... денемся. Твоя работа самая лучшая, а что Митрофанову "пять" поставили… так было нужно (Торстенсен потом сказал мне, что Хохол, работая дворником на Ордынке в том самом дворе, что теперь заперт и там стоит памятник Ахматовой, просто познакомил Ардова Б.В. с его будущей молодой женой, с которой тот и уехал жить в деревню, где помер…)
Царство ему небесное, хороший был человек, и зря я тогда не сходил с ним в "Турист", где в столовой общепитовской появилась раздача в граненые стаканы и можно было взять салатику и тому подобный общепит...))
Вот как-то так рождался замысел фильма, собранный в незавершенную картину на 20 минут, снятую всё же на 35 мм кинопленку в 1994 году.
...и копия была напечатана лишь одна…
Теперь этот материал станет фабулой нового фильма «Обратный адрес». До встречи в просмотровом зале(+!))
Вы можете войти в лабораторию создания нашего фильма и вместе с нами проследить историю возникновения замысла, прочитав рассказ Пустота по этой ссылке на моей странице сайта Проза.ру:
http://www.proza.ru/2009/08/10/191
А ещё у меня для вас есть книга и её можно читать в электронном виде: http://www.uzlit.net/ru/28292))
А произошло это чудом просто. 7 января мне пришло письмо: Мы прочли вашу «Парижскую авантюру» на сайте Заграница.ру и предлагаем издать бесплатно вашу книгу. Это в Канаде и по ссылке её можно купить.
Я собрал написанное и 18 января у меня была ссылка, пришла по электронной почте, и дочь купила мне книгу по карточке, и в почтовый ящик пришла книга написанная мной.
Давайте, друзья, посвятим наш будущий фильм - поэту Аркадию Славоросову
И пусть время идёт, стрекочет КИНОпроектор, колышется покрывало майи КИНОэкрана, ведь КИНОплёнка вечна, никто ещё не видел кучки пепла на месте негатива. Лет через 300 поглядим,Ё!)))
Аллилуйя
Свидетельство о публикации №215111200418