Деревенский человек. Иллюзии прошлого 2

              .


                Живу в Москве и жизнь как будто                                спорится.
                В сравнении с прошлой жизнью-
                бдагодать.               
                Но почему- то очень,очень
                хочется
                В деревне нашей снова  побывать               
                Юр.Васильев
               
                Один и тот же сон мне повторяться стал.
                Мне  снится будто я от поезда.отстал...
                И я хочу бежать за ним и не могу......
                И чувствую сквозь сон,что всё-таки бегу..
                Юр.Ливитинский.
                ..  И снится мне не рокот космадрома.
                Не эта ледяная синева.
                А снится мне трава,трава у   дома,                ,                Зелёная,зелёная трава .               
                (  Песня "Земляне")
                Найди,где твои корни,и не суетись насчёт                .                других  миров.      
                Философ Торо
               
Знаю,что исчезают не только деревни,но и города и что  это происходит не только в России,но и в Европе и в Америке.Но почему люди соглашаются с этим?

                1
      Кто он такой деревенский человек?.
 В первом приближении можно ответить так: городской человек живёт в городе,а деревенский - в деревне. В принципе это так,но  желательно привести ряд признаков  и суждений по-существу деревенской жизни
               
 В своих суждениях о деревне я всегда  отмечаю в числе положительных факторов -особое состояние свободы её жителей. Это не означает,что в деревне правит бал не закон ,а беспредельная вольница, что действуют правила сильных и бесшабашных людей.Конечно,есть и то ,и другое ,но главное -закон. Деревня как и вся страна пережила коренные изменения сначало в обществе  капитализм ,когда основная  собственность была в руках капиталистов, но кое -что было в собственности крестьян, после был социализм ,когда  земля ,леса,озёра ..принадлежали государству, и вот снова капитализм,когда земля,леса, озёра в основном принаднежат богатым людям, а крестьяне  довольствуются  крошками с барского стола. Эти перемены существенно влияли и   на изменения фактора "свобода."
Свобола,её состояние характеризуется в науке степеньб свободы,т.е.вариантом поведения выбираемым из множества вазможных.Видимо ,вариантов ,или степеней свободы у деревенского человека по определению больше чем у городского особенно их молодых людей. Оброзно можно представить дело так:из какого массива вариантов в скольких  направлениях беспрепятственного повеления может в принципе выбрать определённый  человек.Этим и будет определяться число степеней свободы его поведения .
 Наибольшее число степеней свободы ,как известно,касается свободы детей. Мы все детские годы были не ограничены в свободе и романтике.Никто нам не мешал играть,купаться ,ловить рыбу. Сегодня купаться ещё можно,а вот для рыбалки нужно получать разрешение у хозяина озера,а это- новые ограничения личной свободы.
 На взрослых,естественно, действуют более сильные факторы ограничения.Хотя просторы в деревне неограниченные,действия взрослых более прогнозируемые постоянными целевыми их установками -познанная необходимостью в условиях реальной жизни.
 Дело в том что характерным для деревенской жизни является постоянное состояние или более медленное чем в городе изменение обстановки,её повторяемость в рамках   смены времён года и более динамичная,текущая составляющая ,определяемая укладом сельской  жизни  и тоже циклична, в рамках определяемых временами года,сезонностью.Окружающая обстановка в деревне изменяется медленно и по кругу,высвечивая практически  одни и теже предметные области.Развал деревни и сужение разнообразия  предметных областей ведёт к упращению тезауроса,словаря  терминов,необходимых  для отражения реальной действительности,что существенно влияет на формирование и использование богатства лексикона молодых людей и в конечном итоге на накопление опыта и развития их памяти. ( Слабый процент занятости,частые выпивки  и возросшая преступность в сельской местности создают признаки  дегродации сельских жителей и прежде всего  молодёжи).
 Они в деревне практически знают и понимают всё,что их окружает. У деревенских ребят как бы остаётся резерв не использованных потенциальных возможностей  познания.. в реальных условиях их жизни. В городе подобных ограничений в познании реальной действительности практически нет.Познание живущих в городе,стимулируется постоянным ощущением неопределённости,не полной осведомлённости в силу изначального  многообразия и более   высокой динамики  городской обстановки.Они в городе в большей степени инепосредственно воспринимают плоды цивилизации. Объективная реальность деревни  нередко сказывается на кругозоре и на гибкости мышления  школьников из деревенских школ и только  враждённые способности , трудолюбие и целеустремлённость обеспечивают им  достойное поведение среди  городских сверсников.
                2.
 Деревня-это особый образ жизни и для её возрождения вахтовый метод не годится. Деревня это хранительница накопленного сотнями лет опыта , традиций и стереотипов,которые используются в принятии решений  во  всех случаях крестьянской жизни. В них заключена мудрость десятилетий,веков. Хранителями этой мудрости всегда были российские деревни Без этого тезауруса и людей владеющих им нет деревни. И сейчас основная проблема заключается том,что в связи  с постоянной утечкой населения из деревни в город и старением  населения сегодняшняя деревня  "обезлюдила"и практически нет носителей этого информационного богатства  и  там уже некому  использовать  эту важнейшую сторону деревенской мудрости во благо  возрождения деревни и эффективной жизни в ней..Сейчас кое-что делается в интересах аграрной политики на селе.Но нужно чётко ответить на вопрос или государство вкладывает средства в деревню в интересах государства,или в интересах крестянства,стремясь улучшить качество его жизни. Правильная позиция: вкладывать средства  в интересах государства с акцентом на крестьянство с целью спасения деревни.. В США всё крекстьянство  находится на дотации госудаиства..
 Что же делать? Все надежды на  спасение и"восстановление" деревень.в которых необходимо помимо основных производственных функций обеспечить выявление,сохранение,накопление и обобщение традиций-стереотипов эффективного поведения людей деревни в различных житейских и производственных ситуаций. Необходимо определить основные цели возраждения деревни ,пути и средства их достижения.Но  для создания чего-то  мудрого,да ещё внедрения этого среди людей,  человеческой жизни может оказаться недостаточно.А мы уже отвыкли от длительных ожиданий.Поэтому наряду с методами ,расчитанными на длительную перспективу,необходимо предусматривать средства и методы ускоренного решения тех или иных задач,в частности творческий перенос нужных стереотипов в настоящую жизнь из аналогичного прошлого.
 К этому важному делу нужно привлекать неординареых личностей и прежде всего философов и технологов деревенской жизни. И снова вопрос: где взять этих философоф? Воспитать в своём коллективе...Деревенский человек по определению не индивидуалист,он человек коллективный.У нас колхозов нет,совхозов тоже нет.Поэтому ,вероятно,нужно"придумать" какую-то  новую форм коллективной организациии.Например,хутора как формы существования образованные на основе  всеединства, самоуправления ,уважения и любви между их немногочисленных жителей.
                3.
 В  жизни  села немало и других актуальных проблем и,казалось бы ,в их разрешении многое зависит от самих жителей и руководителей поселений,от интетегенции..Но не везде это получается. Имеет место общая тенденция затухания активности жизни деревни. Меняются руководители ,но деревенская жизнь остаётся за редким исключением не привлекательной особенно для молодёжи.Разговору о деревне на всех уровнях много,но её задачи решаются по остаточному принципу.Жизнь в деревне  всё такая же: скучная,тусклая,серая,однообразная.Но не всё так безнадёжно. В настоящее время в сельской местности России проживает около 40 миллионов граждан. И большинство из них любят деревенскую жизнь,несмотря на её сложности. И стремятся что-то изменить,но не знают как. Знатоки , учёные говорят только о материальной составляющей деревенской жизни,о деньгах..Но дело ,видимо ,не только в этом.
 За что же миллионы людей любят деревню? А за что вообще любят? Любят и всё.Перестанут любить-уедут.На любви весь мир держится.И деревенская жизнь тоже. Тонкое это дело,индивидуальное..
  Деревня-это не просто место жительства,это определённый образ жизни,особое не исчезающее состояние души человека.Выразить словами это состояние очень трудно. Культура и психология деревеского человека не та,о которой пишут ы газетах.
 "Отчего так в России берёзы шумят.."." Вот моя деревня,вот мой дом родной,вот качусь я в санках по горе крутой..","Пронеслись утки с шумом и скрылися.Далеко-далеко колокольчик звенит.Рыбаки в шалаше пробудилися."," На деревне расстование поют,проважают гарманиста в институт. Хороводом ходят девушки вокруг,до свиданья,до свиданья, милый друг".  Вот примеры признания в любви к деревне городских бывших деревенских. "Каждый год жду,скорее бы пришла весна. В деревне особенно испытываешь счастье от её прихода. В городе весна не так ощущается. Поэтому жить этим чувством природы в городе,к сожалению,не могут ни дети,ни взрослые"," И для нервов лучше в деревне.Я очень любил сенокос. И в городе,хотя бы в воображении,но я живу деревенской жизнью","Деревня более глубоко западает в душу,особенно если там твоя родина.Родина в деревне-это всё"," Мои дети плачут-хотят вернуться из города в деревню.Они не городские,они другие","Привык каждый вечер идти за коровой,убирать за ней,ухаживать. Очень тянет в деревню,там лучше,там ты сам себе нужней", "Я хорощо помню запах травы,моей травы.Это мучительно. Этот запах оставил глубокий след сладкой-сладкой горечи в моей душе"," Город создаёт иллюзию  лёгкой и красивой жизни. В действительности это не так. Адаптация к городской жизни деревенского  всегда была и есть большой проблемой "," Город делает своё недоброе дело с людьми,приехавшими из деревни. У детей развивается жадность к деньгам,хотя у родителей этого нет.В городе всё как-то схематично,формально,без души. Здесь, в городе, нет той общительности,что есть в деревне. Там постоянно люди видят друг друга. В городе миллион людей,а ты чувствуешь,что все равно один".
.   Большинство"деревенских-городских" хотят  домой в деревню и не исключают возможности вернуться туда. А почему не возвращаются ,если очень хотят? Вопрос один,а ответов несколько. Некоторые возвращаются  и таких сейчас становится всё больше.. Любой переезд в город из деревни или из города в деревню-всегда непростая личная история.  В центре этих историй не
всегда только чувство любви к деревне,которое "живёт"  и на иллюзии прошлого и на иллюзии воображаемой  картины  будущего. Можно сказать ,что эти люди живут в иллюзии о неподвижности времени,в отрыве о реальной деревенской жизни. И всё -таки   такова не преходяшая социально-патриотическая и романтическая сторона деревни.Это говорит о многом ,и прежде всего о духовной привязанности к деревне. А может быть любовь к деревне- это любовь к себе в деревне прошлого...Пусть и так.  И если бы государство помнило ,что корни России в глубинке и почаще поворачивалось лицом к нуждам наших  деревень, то они бы не исчезали десятками и сотнями, приводя на грань гибели всю сельскую цивилизацию России.
 Наше прошлое ,несмотря на очень трудную,но и притягательную жизнь  в деревне всегда с нами.Мы из прошлого. Так устроено наше мышление,что в прошлом мы видим идеальный образ своей жизни,хотя к реальной действительности это может не иметь никакого отношения и со временем уже преватился в иллюзию. Мы любим мысли  о своей деревне,о своей малой родине.. Ценность  этого может быть прежде всего в том,что наша прошлая жизнь  научила нас не  пасовать перед трудностями, а преодалевать их. Этому мы  учим и своих детей и внуков.
                Иллюзии прошлого
Лина Лайт
На мосту утраченных иллюзий               
Дай подумать, потерпи.
Не звони мне – позови.

Даже нежности к тебе.               
Тяжко и так грустно,
Рядом быть – не быть вдвойне.

Отпустить нет силы,
Нету сил, чтоб удержать.
Объясни, что делать?
Как мне быть, и что сказать?

Не позвав, не гонишь,
Обнимая, в ласке тонешь.
Медленно меня торопишь,
Зачем-то странно так молчишь.

Знаешь, сложно это очень,
Дай подумать, потерпи.
Не звони мне – позови.

Знаешь, сложно это очень,
Дай подумать, потерпи.
Не звони мне – позови.


                -
  Не все, живущие сейчас в деревне, восторгаются своей жизнью.На этот счёт есть разные мнения.(Источник-Интернет).Люди разные.
"Многие горожане считают,что в деревне жить весело,счастливо. Чистый воздух,растёт зелёная травка,стрекочут кузнечики,а на небе радуга с утра до вечера. Столы у селян ломятся от свежих деревенских продуктов и  молодые девчата каждый вечер за околицей водят хороводы. Но сами селяне видят свою жизнь иначе. Хороводов девчата сейчас не водят.Да молодых девчат как и ребят там практически нет. Столы устраивают только по особым случаямм".
 " Мне в деревне нравится,сам на себя работаешь,только ты сам себе хозяин и ругать не кого.."
"В деревне можно иметь домик и огородик небодбшой,но не жить там".
 " Тот,кто ложил в собственном доме на своей земле,ни за что в городской квартире жить не будет.Проверено на своём и чужом опыте".
 "Никакая нация не может дрстичь процветания,пока она не осознает,что похать поле-такое же достойное занятие,как и писать поэму"(Дж. Вашингтон)
"Жизнь в деревне-не свобода ,а каторга.Только из городов на каторгу ссылали,а мы уже родились на каторге,в деревне.Высокая цена на зерно,вынуждает ликвидировать хрюшек".
" Есть люди,которым сама жизнь-каторга.Мне нравится жить в деревне. А вообще лучшими годами жизни совершенно искренне считаю службу в армии.В деревне это особенно престижно"
"Сейчас живу в деревне.Я для себя сделал такой вывод:в деревне не будешь богатым,а будешь горбатым."
"Я всю жизнь прожил в деревне.25лет проработал в колхозе,а вот уже десять лет как на вольныъ хлебах.Не стал богатым,а горб по-моему от старости...но всё надеюсь,что разбогатею.Но зачем-не знаю.Все мечтают и я мечтаю. Может и правы те,кто рассуждают о свабодных и рабах в деревне. Я себя считаю свободным труженником,значит деревня-свобода,хотя и очень тяжёлая свобода".
"Свобода не может быть лёгкой.Главное сейчас есть выбор.Быть свободным в выборе труда -это хорошо. Работаю сколько хочу,а может быть сколько надо на данный момент.Надо только уметь переводить свой труд в денеэный эквивалент,без этого сейчас нельзя.В деревне летом да хорошо,но есть зима.Удалённость от мест цивилизации,отсутствие дорог и магазинов,культурных центров,да и элементарного жилищного комфорта-это уже трудности, преодолевать которые не видишь смысла".
"Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба"(А.П.Чехов)
Относится ли это к нашей деревне? Относится.Но откуда это?
Разрушаются деревни.
 Слабеет их мыслительный потенциал.Среди жителей  нет и существенных амбиций.Исчезает иформа организации поселения. Наступает смиренность .Как послушники в церкви. Ну если  срели живущих там пьющие,а таких немало то они создают " беспокойство". Но в основном старушки -вдовы погибших на фронте или вперёд их умерших мужей,дети которых живут в городе и приезжают иногда их навестить.
 Раньше все кто жил в деревне жёстско  зависели от разного рода чиновников -председателя сельского совета,председателя колхоза,от  различных бригадиров и контралёров,от парторгов и комсоргов,от объезчиков и заведующих детских садов и яслей,от лесничих,от  зав.магазинов,бухгалтеров,членов различных комиссий,от милиции и просто от поведения множества самодуров,считавших что сила даёт им право оскорблять и унижать людей.  Крестьянин считает,что главная его зависимость от погоды. Вместе с тем в деревне хорошо помнили о делах 37 года и страх перед властью в любой форме и уровня был неотьемлемой чертой  психологии их поведения.Грамотность в массе была не высокой,правовой грамотности никакой,хотя в основном по- наитию  по жизни знали что такое хорошо ,а что такое плохо . На таком уровне и определялось эффективность управления в селе ,в колхозе. Грамотных ,преданных делу руководителей в деревнях было ничтожно мало.Чтобы привезти из леса дров,накосить сена,вспохать огород .. надо было "заслужить" разрешения и помощь у соответствующих начальников,которые делали это по своему усмотрению без учёта реальных обстоятельств и не без выгоды для себя..
 Всё это закрепляло у деревенского человека рабские черты поведения,которые не все исчезли и сегодня. Считают,что деревенского человека видно по лицу,уничижительным поступкам,по облику,по языку..Он так привык,так ему удобней. Он как правило малоиницыативен, почти ничего не делает без указания сверху,болеет в основном за свои интересы. Он всё,что нужно может делать,но думать по госудаственному , о проблемах общества он не может,они его мало волнуют. Мая хата скраю. Но трудиться деревенские люди  умеют и могут. Раньше труд их был адским,постоянным и без выходных. Но сейчас уже не так.Многие даже разучились трудиться.  Изменились люди. Может быть  для возраждения деревни необходим навый облик деревенского человека ,который способен и желает воспринять из многолегнего опыта российского крестьянина вещное положительное ,необходимое и прежде всего -любовь к земле. Он должен быть свободным от страха,его должны волновать проблемы страны,государства и государство должно заботиться о нём,его быте,его образовании и культуре,а не относиться к нему только как к "дойной корове". Каждый кестьянин должен чувствовать себя в госудатстве хозяином земли.! При решении вопросов сельского хозяйства важно советоваться с крестьянином,а не только доводить до него решения о ликвидации в селе школы и медпункта. Даже гитлеровцы при захвате наших территорий были заинтересованы сохранить  школу в сельской местности Украины,если там было всего 2 ученика.Видели пользу. А почему же мы думаем иначе.Некому думать или думаем не о том?
                4
 Многие деревенские думают,что тем кто живёт в городе -очень повезло.У них там и работы больше и зарплата выше и культурный отдых и налево и на право. И проще жизнь свою устроить,достичь своей цели,счастья.. Многие из обжытых деревенских мест собирают свои пожитки и едут в город.Но когда осмотрятся ,поймут что тут далеко не сладко- уезжают обратно. Или  чувствуя ,что возвращаться неудобно подвергают себя не оправданным лишениям.
Зависть не менее распространённое негативное  явление в деревне чем в городе.
 Были  у нас в деревне и по-своему талантливые люди,которых в большой город тянуло их естественное любопытство.Когда взрослый человек описывает своё детство в деревне,где он уже давным-давно не живёт,как правило картина этой жизни выглядит красивой,почти без тёмных пятен,романтической.Я поступаю так же.Конечно разница между городским и деревенским жителем есть.
.
  Но по некоторым  значимым показателям разница между деревенским жителем и городским заметно снижается. Если лет 30-40 назад подавляющее большинство деревенских были малообразованными,то сейчас в этом вопросе существенная  разница между городом и деревней не так заметна,а тенденция указывает на дальнейшее выравнивание этого показателя..
 
В деревенских больше необходимой простоты,доброты. Они кажутся более закомплексованы в поведении , но их действия кажутся  ясными и продуманными. Среди них есть профессионалы ,умные ,талантливые и гордые люди.В деревне живут более свободные  и смелые люди.Они практически мало зависят друг от друга поэтому там почти не знают что такое коррупция. Из нашей деревни во время войны десантниками служили  не менее 10 человек.Почти все они погибли под Москвой,под Сталинградом,на Курской дуге..
Наряду с этим мнением о деревенских стали отмечать ,то что за последнее время  среди них чаще встречаются люди не добрые,завистливые ,бездушные Они плохо относятся к приезжим-городским. .
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей (Сократ).
Это филосов не о наших деревенских- это скорее всего о городских.Дурные манеры есть,конечно.Стариков уважают и слушают их.Учителя всегда были в почёте.
                5.
Город продолжает" высасывать" из деревни самых перспективных,самых лучших,энергичных,самоуверенных, образованных, трудоспособных,амбициозных людей.Самых красивых девушек..,а в деревне - по остаточному принципу.Для сохранения и развития деревни-это, видимо ,негативный процесс. Деревня-это и романтика,а без девушек она  исчезает и деревня теряет свою изначальную привлекательность.
 Деревенские крепче стоят на ногах, большей частью обладают оптимизмом.добродушным нравом,психической устойчивостью.Они кладезь народной мудрости.Они лучше сохраняют традиции и у них прочнее семьи. Никто им не говорил,что они наряду с городом относительно самостоятельная цивилизация.
               
 В прежние времена различие между городски и деревенским человеком был большой  и во внешнем облике и в манере одеваться и в поведении.Деревенские обычно работали в колхозах,в поле ,выращивали пшеницу,рожь,держали дома хозяйство-поросят,корову,домашнюю птицу и свои огороды обрабатывать успевали и это накладывает определённые отпечатки на их образ жизни.
                6.               
.Жители города  трудились на заводах и фабриках,были инженерами ,конструкиторами ,научныи работниками.В общем каждый занимался своим делом, в котором он профессионал.У городских в отличии от деревенских была и есть опредёлённая культура труда и отдыха...

Теперь многое изменилось и сравнялось внешне.Хорошо это или плохо -отдельный разговор И городские и сельские жители носят одинаковую одежду,В магазинах,и в городеи в селе-один и тот же ассортимент.Сельские жители ездят на  тех же автомобилях. В деревне и сотовая связь и Интернет..

Жители даже мелких исчезающих деревень остаются патриотами и резко реагируют,когда их называют- " деревня", " глушь" ," колхозник"..Это вызывает у них негативную реакцию и в отношении всех приезжих-городских,в том числе и тех,кто намеревается переехать в деревню на постоянное место жительство. Это их место..
Деревенские жители несмотря на телевизоры и различные средства связи в болшинстве своём испытывают душевное одиночество,хотя и городские жители испытывают его в не меньшей степени. Истоки одиночества в деревне более очевидны. Ниже приводится фотография ,на которой отражена типичная  картина деревенской жизни и в войну и после войны-одни женщины ,могучие ,улыбающиеся женщины России.. Ни одного мужика.Одиночество в деревне типичное состояние:
 
                Одинокие женщины в военной и послевоенной деревне.

 В войну в деревне было нестерпимо трудно. " Сквозь грохот металла шли на врага,а бабы метали сено в стога." И вот приехали вернулись сфронта победител -пошумели, поели, попили! и большая их часть уехала   из деревни..."Под взглядом печальным ушли кто куда,а бабы бы метали сено в стога". Ничего не изменилось физически,а материально и морально стало ещё труднее. Неурожаи..Голод.Колоски,гальяны..берёзовая кора. Закон 1947 годо.Стали нещадно сажать.    Деревня,вынесшая тяготы войны,  не получила никакого облегчения... Горе ,горе без конца и края. Всё те же одинокие бабы..

                Одиночество.
 

 Не оставляйте матерей.Тольео уход на войну позволяет это делать.
Мать всегда ждёт сына домой! "Пишут мне,что ты тая тревогу загрустила шибко обо мне,что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне"(Есенин  С.А.).Сколько непростительных ошибок мы делаем в жизни,оправдывая свои поступки обстоятельствами.
Женщина такой цветок,который быстро вянет,если вокруг неё такая обстановка,что никто не видит в ней женщину,не улыбаетс ей,не говорит красивых слов..,если вокруг нет мужчин. Во время войны всех мужиков забрали на фронт и большинство из низ убили,многих искалечили..На 50 женщин в деревне осталось 5 мужиков. Все они были востребованы,началась сумятица.Женщины  помоложе посимпатичней были во внимании больше других.. Но напряжённость была  высокой. Страдания ,страдания.. .Нередко женщины  перехватывали свободных. мужщин и любезничали с ними. На зависть и не удовольствия другим. Проблема близкая к лагерям заключённых.Равенство женщин и мужчин в деревнях так и не было достигнуто и это тоже послужило исчезновению деревень.
               
В деревне считается правилом быть мастером на все руки,в городе важна  специализация..Житель деревни должен уметь делать практически всё .Не у всех это одинаково хорошо получается,но тот, кто действительно является деревенским жителем овладевает всем : он и пашет,он и сеет,он и строит,оборудует всё необходимое для ухода за скотиной,птицей,всё для огорода,заготовляет  дрова ,сено,имеет одежду для зимней и летней работы,владеет кузнечным делом и т.д. и т.п.Он очень интересный человек. У него и дом и ограда и всё хозяйство в порядке. В этой связи приведу выдержеу из произведения  Салтыкова -Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил".
«Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след». Смотрят, под деревом спит лентяй-мужик. Увидел он генералов, хотел бежать, но они намертво вцепились в него. Мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; покопался в земле и добыл картофеля; потёр два куска дерева друг о друга — и получил огонь; сделал силок из собственных волос — и поймал рябчика. И столько наготовил еды, что генералы даже подумали, не дать ли и «тунеядцу» кусочек?
Прежде чем лечь отдохнуть, мужик по приказу генералов вьёт верёвку, и те привязывают его к дереву, чтоб не убежал. Через два дня мужик так наловчился, что «стал даже в пригоршне суп варить». Генералы сыты и довольны, а в Петербурге тем временем скапливаются их пенсии. Сидят генералы да почитывают «Московские ведомости». Но вот они соскучились. Мужик построил лодочку, устлал её дно лебяжьим пухом, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь и ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — того ни пером описать, ни в сказке сказать"
       Вот какой настоящий деревенский мужик,каких становится всё меньше.               
 Что означает порядочный  и успешный  человек в деревне.? Да ,примерно .то ,что и в городе и ещё что -то. Любить землю-она главное в жизни деревенского человека.Уметь  и желать хорошо работать на ней.,иметь специальное образование,профессию,построить дом,создать семью,детей,болеть за развитие  деревни,заслужить авторитет у людей.. Быть активным, искать и не сдаваться.
Быть убеждённым ,что деревня не хуже города,а деревенский  ЧЕЛОВЕК ни в чём не ниже городского..
В деревне всегда ьыли люди,которых называли -интеллигенты. Это наньолее уважаемые люди.Одним из таких моц друг Бушуев Владимир Егорович.Он мастер на все рук,преданный делу в деревне чкловек,организатор производства.О нём писали газеты,называя его Привольненским умельцем. Меня поражала его вера в то,что деревня выстоит,потому ,что она необходима стране и там живут хорошие люди. Но всё пошло не так.Один в поле не воин.


                -

Адаптацию к городской жизни ОЧЕНЬ НЕПРОСТОЕ дело  и не каждый её успешно выдерживает. Особенно эта проблема больших городов -мегаполисов. Не находят себя  в городе,приехавшие из деревни. И работа есть и жильё,но проходят годы, а они чувствуют себя чужими. Особенно трудно адаптируются ребята,  молодые люди. Многие из них не выдерживают отчуждения от родных мест ,от своих природных условий и когда кончается терпение ,возвращаются в родные края ,в свою деревню. Полезно  помнить отличную пословицу: лучше быть первым в деревне ,чем последним в городе.. Нужно иметь в виду и  такое глупое,но бытующее выражение москвички:"Москвич в 3-ем поколении на много  привлекательнее и перспективнее мужика из Кемерово",хотя и  понятно,что"дураков не убавишь в России,а на умных тоску наведёшь".
 Я  изучил жизнь многих городских -деревенских и могу сказать что,красивой не исчезающей тоской тоскуют по жизни в своей деревне  те ,кто не только жил,но и родился в деревне.Хотя однозначно назвать причину этого трудно.Быть культурным больше чем другие в деревне как и в городе всегда хотелось каждому,особенно из молодёжи. Были в деревне среди ребят и девчат люди с определёнными природными навыками культуры,которые и одевались красиво и разговаривали грамотно и вели себя привлекательно.
Надо сказать что-в войну и после войны-девчата и парни ещё существенно отличались от молодёжи города и прежде всего по одежде и по её качеству и по форме. Отличались деревенские и по походке.В деревне она была не торопливой,часто в развалку..По разговору- в нашей деревне он отличался тягучестью и местными словечками.
 По поведению в основном девчата отличались застенчивостью,а парни-бесцеремонностью- лапанием их и плоскими шутками. Даже распространяли слухи,что в результате лапанья девчонки становятся статьней,фигуристей,красивей. Молодёжи в деревне было много,особенно девушек,а ребят много меньше.
 В войну в деревню приехали девушки эвакуированные из европейских городов .. В основном они были молоды,симпатичны,красиво одевались с приобретёнными европейскими навыками и манерами в разговоре и поведении. Между ними и нашей днревенской братией завязывались разговоры,знакомства и даже любовь.Это вызывало резкое неудовольствие у деревенских девчат,что приводило к резким конфликтным ситуациям.
Особенностью деревенской жизни было практическое однообразие,ежедневная повторяемость.Каждвй день одно и то же.Подчиняемость жизни в основном законам природы,..природе.

Часов  ни ручных, ни настенных ни у кого не было.
 Время летом определяли по солнцу,зимой приспрсабливались к короткому дню. Газет и радио практически не было. О жизни в городе и в других местах узнавали от случайных прохожих и проезжих. Все хотели жить лучше и знать больше,одеваться красивее.
Многие мечтали куда-нибудь уехать,но паспортов  холхозникам не выдовали.

                7


 В чём особенность горожанина?
Городской человек -тот кто приспособился к жизни в городском пространстве,полном смутных предчувствий и ожиданий. Он привыкает к толкотне ,к множеству вокруг него  незнакомых людей, к восприятию  сплошного потока разнообразной информации,к её быстрому распознаванию ,оценке и принятию решений для правильного поведения.Даже на улице это делать не легко. Обстановка постоянно меняется. И оперативно приспосабливаться ней  психологически трудно всем и особенно деревенскому человеку,который привых к спокойной медленно изменяющейся комфортной обстановке. В этом суть адаптации. Горожанину с детства это проще. Для того чтобы человек был свободным  и " уместным " в городе ,он  должен быть достаточно образованным,коммуникабельным,толерантным и активным. Только при этих условиях человек в городе может быть успешным. Каждый  человек в городе всё больше осознаёт свою несвободу от внешнего мира,зависимость от неподконтрольных ему процессов.  Адаптпция помогает ,но не всем удаётсяи одинаково .У каждого деревенского человека ,приехавшего в город возникает много проблем. У того получается лучше,кто обладает способностью быстро приспосабливать свой накопленный в деревне опыт к обстановке в городе.
Достойный человек считается достойным не только потому что у него нет недостатков ,а прежде всего потому ,что у него есть несомненные достоинства. Недостатки есть у всех,но не у всех из них есть необходимые достоинства. Есть такие люди и в деревне и в городе.Если в деревне всё плохо ,тогда откуда берётся мясо ,молоко,яйца ,хлеб,лён,хлопок,шерсть? Почему бы иначе в людях из деревни так нуждался город?
 Многие из деревни и так думают о городских.
Андрей Снежков Ученик СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ. Вопрос : Правда ли что деревенские люди более человечные чем городские?
Вот например деревенские люди не имеют такое привычки в отличие от городских вырубать деревья и убивать животных, городские они сплошные безбожники, а деревенские душой богаты. Деревенские люди любят животных и заботятся о них, а городские только о деньгах и своих каменных джунглях . В городе даже нормальных приютов для бездомных собак нету, где их будут не усыплять, а перевоспитывать или просто за ними ухаживать. Собаки хоть и бешеные, но это то же живая душа, а как мы знаем убить живую душу может только безбожник и полностью аморальный человек. Я не оправдываю нападения на людей, но когда человек убивает человека, то его просто сажают, а когда человек убивает животное причем зря так как некоторые животные очень милые и беззащитные создания, то человека просто отпускают на свободу. Надо бы за убийство и издевательство над животным смертную казнь ввести так же как и для тех кто людей убивает. Деревенские сажают деревья, а городские умеют только загаживать газоны и вырубать деревья. Городские в отличие от деревенских любят работать, а не сидят дома как городские дожидаясь кого то из ЖЕКа . Городские лентяи и бездельники. В деревне в отличие от города природа настоящая, свежий воздух обилие цветов, животных и насекомых. А городские заведут себе домашнего питомца, а подом выкидывают их. Так что городские люди это безбожники. Не зря говорят пока жива провинция, жива Россия. Деревенские люди в отличие от городских более гостеприимны..
.               
               
     Типичные условия жизни деревенских детей:
        растут под  небом и солнцем,очень ждут весны, лета,осени и зимы и очень рады когда они приходят;
       проводят всё свободное время на улице,они более закалены;
       там нет повышенной загрязнённости  атмосферы воздуха и городского шума;
       их окружакт природа,свежий воздух,парное молоко,овощи ,фрукты и ягоды со своего огорода ...
     они живут в гармонии с окружающим миром,вволю играют и наслождаются детством;
 они живут в более благоприятном психологическом климате;
 они живут более спокойно и безмятежно,у них даже биоритмы другие по сравнени. с городскими детьми;
 они находчтся в большем душевном равновесии,чем юные жители города,у них реже возникают состояния стресса и негативные эмоции.

   Но нередко:
  во круг них  безработица ,нищета и пьянство;
 тяжёлые бытовые условия, раньше у них не было ни модной одежды, ни дорогих игрушек; сейчас кое-что  меняется;
 они  практически лишены возможности получить качественное образование,реализовать свои таланты,стать успешными людьми в будущем;
  Если городских детей с раннего детства стараются развивать интеллектуально,то в деревне упор делается на развитие трудовых навыков,которые могут пригодиться здесь прежде всего;
 их приучают -покормить кур,прополоть грядки,собрать урожай,помочь косить и убирать траву.., чинить технику.копать картошку;
 им приходится раньше сталкиваться с"суровой правдой жизни": ухаживать за домашними животными,они раньше узнают о таких понятиях как рождение и смерть,воспринимая их как естественные жизненные явления.
                8
У нас в Сибири климат  континентальный.Зимой мороз,летом жара.Много озёр. Главное деревенское озеро -Куреинское с красивым полуостровом,на который можно заплыть с деревенского берега.Кое-кто заплывал в том числе и я. Купание в жаркие летние дни -было всеобщим звнятием.Купались  и ребята и девчёнки отдельно,но в пределах видимости. Следует отметить такую деталь,что ни у кого из нас не было ни трусов,ни плавок.Купались девочки разного возроста у них тоже не было никаких купальных костюмов. Ребята приглядывали за девочками ,а девочки любопытствовали за ребятами.. Нередко юмористы распространяли по деревне различные словесные картинки о голых ребятах и девочках. Но это не одобрялось,а осуждалось.Кому-то это нравилось. Я думаю,что на общую мораль молодёжи это не влияло.Хотя это можно отнести к особенности ускоренного физического формирования  деревеской молодёжи:раннее желание жениться,выйти замуж.Учиться трудно-бросали. Помню такой случай. Я учился в 9 классе ,жил в интернате и познакомился с одной симпатичной девочкой из 8 класса из Привольного,которая тоже жила в интернате. Приезжаем в школу после зимних каникул ,а она не приехала-сказали,что вышла замуж за деревенского гармониста-тракториста.Володе Бушуеву она сказала,что учиться не будет-трудно.
 Деревенские дети нередко отстают от городских в интеллектуальном развитии.На это есть ряд причин и проблем.
 Да ,городские дети  более эрудированы, у них шире кругозор, глубже знания по школьным предметам,но сельские ребята хорошо знают окружающий мир,легко различают рыб ,птиц,зверей ,грибы ,ягоды ,хорошо ориентируются в местных лесах. Они
не плохо знают народное творчество ,хотя с высокой культурой знакомы слабо. Мама говорила мне,что отец ,уходя на фронт,нодчёркивал,что при воспитании детей самое главное постарайся сделать так,чтобы они выросли хорошими,порядочными трудолюбивыми людьми. Такие просьбы лично или в письмах были высказаны матерям других моих товарищей,отцы ккоторях не вернудись с войны. Никто не знал,что значит быть ХОРОШИМ  человеком,но все мы всю жизнь старались следовать этой задаче.
Жизнь показала,что это самое важное-важнее науки и всего остального.
 Деревенские дети удивительно смекалисты,в них очень развито созидательное начало.
Вредные привычек у сельских детей формируются реже чем у городских,хотя свободы поведения у них больше.Деревенские дети ведут более здоровый образ жизни.
У деревенских детей пока нет вредной привычки- болезненного пристрастие к Интернету,к компьюторным играм.Их образ жизни более здоровый.Они многого лишены.
Почитание старших неотьемлемая черта деревенских детей. Связи с братьями и сёстрами! От родителей   они перенимают чувство стабильности ,защищённости,поддержки. Почти 90% деревенских семей имеют атмосферу дружеских и доверительных отношений детей и родителей.
 Почти каждое событие в деревне является предметом обсуждения всех жителей.
 Как правило ,деревенские дети  беззаветно любят свою деревню,хотя и мечтают о городе. Ребёнку там хрошо,где  его любящие родители!

 Все те ,которые выезжают из деревни в город лишь во взрослом состоянии по общему развитию догоняет городских сверстников.  Сложность заключается в переходе одной системы образа жизни в другую принятую более совершенной систему , необходимую для успешной учёбы и дальнейшей жизни. Эта адаптация может осуществляться всю жизнь. Это -борьба за выживание. Здесь много проблем.! Единый экзамен -это шаг в плане ускорения адаптации?
 Телевизор и Интернет,которые сейчас имеются в деревнях принципиально пока ситуацию не изменяют,хотя смотрят их все и непрерывно. Корень -в образе жизни и ощущение  необходимости накопления знаний для текущей и будущей жизни.Такой потребности практически нет.Обучение поставлено неплохо и совершенствуется. Но медицина  в разрухе.               
                9.
.В селе когда -то отношения между всеми людьми  были более-менее  равными  потому,что все знали друг друга, почти не было разделение на более богатых и бедных,не было зазнайства  и признаков коррупции. Была доброта. Но к сожалению многое меняется и в деревне. И не влучшую сторону.Человек,проживший долгое время в городе и оказавшийся по определённы обстоятельствам в селе в отношении к себе почувствует разницу с прошлым.Другая психология. В разговоре с приехавшим  местные  натягивают на себя маску важности ,напыщенности и превосходства,чтобы выглядеть позначительней? Может он и в вопросе не очень разбирается .и сам себе в этом не признаётся.А уж к местным чиновникам попав на приём,ощутите это в полной мере. Наделает ошибок,промохов ,переведёт стрелки,свалил всё с больной головы на здоровую,погоняет тебя как следует и посмотрит на тебя сверху вниз.. Всё как у Гоголя и у Шукшина о деревенских жителях.Их герои любили поговорить с городскими ,которые были и вежливыми и приветливыми и здоровались первыми и не пытались других унижать. Шукшин ,сам выросший в деревне  называл деревенских",зазнайками,особенно из своих же,выучившихся и вернувшихся работать домой.(Марина К). Властям неодходимо чётче определиться в перспективной политике в отношении деревни. И больше думать о людях,о их социальных проблемах.. Деревни так и будут исчезать,если кто-то не будет отвечать за них,жалеть их.. Странно,но уже появились и своего рода "предупреждения"  тем, кто решил переехать в деревню-прежде чем переезжать- призадуматься,вроде как никому они там и не нужны.  И не нужно туда стремиться.Везде есть не только хорошие люди ,но и не очень.Важно чтобы не последние,а люди ответственные ,с пониманием решали судьбу деревень.
 Вот как судят друг о друге деревенские и городские.
Деревенских характеризуют простыми,романтичными,мечтателями, пытливыми,вдумчивыми,одержимыми,застенчивыми,отставшими от современной жизни,наивными и более человечными. Они сохранили мировоззрение предков.Природа способствует созерцательности.Городские имеют свою собственную офисную философию жизни.В деревне  гораздо меньше психических заболеваний чем в городе. Городские много думают о деньгах,они лентяи и бездельники.В деревне настоящая природа,свежий воздух,обилие цветов,животные и насекомые.Хотя люди в деревне живут и дышат природой они не сливаются с красной калиной,рядом с которой они живут и..любят.
 Василий Шукшин      олицетворяет любовь к деревне-чистую нежную ,откровенную и драматическую.... Такой любви к земле и деревне не оставил нам никто - как это выразил Василий Шукшин в своих произведениях о сельской жизни и память о нём с философской и человеческой болью выразил в песне "Памяти В.Шукшина" Владимир Высоцкий.

Деревенские люди более
гостеприимные,открытые,добрые,щедрые,сострадальные и "пофигисты".Верят в чудо.
  Городские в основном безбожники,склонные к  преступлениям и аморальным поступкам.Деревенские чаще верующие и увереннее городских переносят возникающие жизненные трудности.
Деревенские  крепче стоят на ногах,смотрят на свою жизнь с оптимизмом.Они кладезь народной мудрости,хотя  речь их  более проста,не мудрёная.  С определённого времени и в .деревне стали отдавать предпочтения образованию,грамоте.Дети уважают родителей!
 Корректирующая и регулирующая роль марали на селе гораздо выше чем в городе,где в основном  управляют законы.
 Особенностью жизни в деревне было и то,что практически каждому из нас  давали определённое прозвище.У меня было прозвище "карбюратор".Сначало я не знал что такое карбюратор.Узнал,что-это важная часть двигателя трактора или комбайна,,но так  не запомнил почему меня удостоили таким названием. Моего друга Витю Белова называли "саломотряс". Прозвища имели и все взрослые. Кто присваивал нам эти непростые имена- точно мы так и не  знали. Говорят,что и сейчас также.Дольше память сохраняется. В деревне пока нет алигархов.
                10.
 По сравнению с городским  деревенского человека (хотя бы с точки зрения осведомлённости в культуре) иногда  называют примитивным человеком. Мне думается,что это ошибочное поверхностное  суждение. Деревенский человек живёт как бы в неограниченном пространстве ,поэтому он  обладает восприятием некой целостности  материального жизненного  пространства по сравнению обычно с ограниченным пространством  городского жителя. Я спрашиваю своего товарища:"Гриша ,я называю известное  тебе слово "Пеган",что ты видишь после этого"? Гриша рисует мне внутренний образ реального пространства размером  100 на 100 км,отмечая наиболее существенные  его признаки. Он как бы всю свою культуру,природу держит в голове ,воспринимает её в целом и чувствует как целое. Он обладает превосходством мысленного моделирования перед жителем изощрённой  городской цивилизацией.Деревня и город-это  не было тёплых туалетов и не везде были клубы-в основном избы-читальни. В нашей деревне было более 100 домов.Почти все они были деревянные,хотя вокруге строительного леса практически не было-только в районе Кургана. За годы войны и после неё не было построено ни одного деревянного домат только несколько  избушек из земляных пластов. Всё шло в упадок.. Только в 70-х завезли несколько финских  домиков,но и они,как и водопровод, не смогли затормозить процесс распада деревни.
За неимением другого мы очень любили художествгнную самодеятельность и кино.. Моя сестра Тамара и ряд других девочек очень хорошо пели, успешно участвовали  в различных местных фестивалях . Видимо это занятие и передалось мне.При поддержке родственников мама купила мне старенький аккордеон четвертушку,котрый во многом окрасил и мою жизнь в детстве и  ,мне кажется сыграл определённую положительную роль в нашей деревенской культуре. Что и как было я не буду подробно рассказывать,а приведу выдержки из лирической поэмы Василия Быкова"О чём поёт гармонь",где во многом рассказывается о том,что было  и у нас в деревне и со мной.
.........................................
В год,когда  бесповоротно
Увела судьба в шальной огонь,
За полпуда ржи сыромолотной
Мать купила старую гармонь.
И дивились бабы: «Ой, Анфиска,
Ум-то, видно, с горя прожила,
В женихи не скоро ребятишкам,
А она гармонью завела».
Я старался горе пересилить,
Утирал под носом рукавом.
Голосили бабы, голосили:
«Пятерых оставил, на кого?
Ни здоровым больше, ни калекой
Не откроет двери, не придет...»
Но несчастье с радостью от века
Под одною крышею живет.
Доставал гармонь я из комода,
Уносил ее на косогор
И в густой траве, у огорода,
Подбирал упрямо перебор.
Той поры суровое наследство
Осмысляя, память вороша,
Все больней с годами рану детства,
Все сильнее чувствует душа.
Все сильней и резче... А тогда я
Ничего вокруг не замечал.
Трепыхала ноша дорогая
На ремне у детского плеча.
Отдувалась рваными мехами,
Но не зря осипшие лады
От надсады жалостно вздыхали
В ту годину горя и беды.
Гармонисту без году неделя,
На печи ему бы загорать,
А его девчата канителят,
Донимают, просят поиграть...
.
 Когда я закончил среднюю школу и уезжал в город в институт ,меня провожали под песню "На деревне расстование поют,провожают гармониста в институт..."Очень душевная и волнительная песня по существу. Я помню этот момент всю жизнь..Пели со слезами на глазах не только девчёнки ,но и ребята...

. В деревенской простой культуре как бы выражается,то,что придаёт смысл жизни и сама жизнь деревенского жителя.Он как бы от самой природы проникнут этим смыслом,который определяет и его жизненную троекторию. .. Конечно, и в деревне есть люди  разные,но все они обладают этим свойством ...Все мои товарищи  были также родом от самой природы,которую они всегда любили. Но сдержанно.
  Жизнь в деревне можно сказать до определённого момента была самодостаточна. Но постепенно и туда начала проникать городская цивилизация ,стали распространяться какие-то общие её признаки  и прежде всего образование,которое наряду с общеположительным явлением ускорило приход времени или эпоху кризисов в деревне: урбанизация,упадок нравов,распад традиций деревенской жизни,  уменьшение населения деревни,которое  приводит к разрушению чего-то главного , к быстрому исчезновению,к  вымиранию русских деревень. 
.Недавно я прочёл замечательную книгу Апполона Апполоновича Корнифского  "Народная Русь",посвящённая жизни крестьян-пахарей. Издана книга в 1901 году. Удивило меня то,что ,хотя свои наблюдения автор осуществлял в Самарской ,Нижегородской,Казанской Симбирской губерниях и по всему Поволжью,собраные им в течении 20 лет пословицы,поговорки,ходячие народные слова,отрывки деревенских песен,сказки,суеверные обычаи,связанные с языческим  прославлением природы процентов на -70,или больше я слыхал это,живя в Сибири-в Курейном,Макушино..тех местах  ,где автор не занимался сбором материала. Удивительно ! Какое богатства языка! Какая осведомлённость широких масс.Какая  культуры крестьян-пахарей,их умения рассказывать,сочинять сказки,песни.На все случаи жизни у них есть присказки ,пословицы ..И не в бровь ,а в глаз.. И очень жаль ,что с исчезновением  деревень этот пласт культуры бесследно исчезнет из реальной жизни. Абсурд! Это же наше бесценное богатство России.
                11.                ..
Могу честно признаться ,что нам-каждому из нас в основном было хорошо там ,где проходило каждого детство и молодость среди известных нам,своих лугов ,полей,лесов и озёр ,под нашим небом. А не вообще сельская местность. С возрастом особенно остро чувствуешь то,к чему привык,полнее ощущаешь естественность своего существования там ,где рос. Сейчас иногда думаю,что добровольно покинуть родные места человек может лишь в случае,если жизнь его прошла в глухом одиночестве,среди непонимания,зависти недоброжелательства. Но всё было и так и не так . Последние годы в Лопатках и в деревне я ощущал высокую степень взаимопонимания и теплое отношение окружения  ,которого я в большей степени нигде и никогда не чувствовал. Но жизнь противоречива... И я как и многие мои товарищи уехал в город,в Свердловск...Хотя уехали не все. Думаю пословица: где родился -там и пригодился , имеет под собой вполне хорошую основу.
 Для молодёжи движущей силой в деревне в основном были-работа в колхозе.добывание  еды и девчонки -ребятишки-любовь.. Девчонки стимулировали ребят на добрые и дурные поступки.Каждый хотел выделиться,чтобы на него обратили внимание.Выделялись игрой на балалайке,на гитаре,сочинением и исполнением частушек,игрой на гармошке,..грубыми выходками..Жизнь в деревне была не замысловатая,бедная,но самодостаточная.Девчонки к грамотеям не тянулись,они больше вниманя обращали на смелых,на хулиганистых. Меня среди этих практически не было.
Виктор Габрусенко-мой товарищ ещё со школы  ,который прожил в деревне 25 лет говорит,что те наши старые деревни были более жизнеустойчивы,зелёные и более интересными..
Центральная усадьба Боксары ,где он жил, была по дороге из Лебяжья в Лопатки Курганской области.. Там был клуб,куда они рвались после работы в поле на посиделки .вечеринки и позднее из лопатинской школы. Так делали практически все ребята нашей школы.
 Почему тянет  туда до сих пор,хотя там уже и следов прошлого  почти нет?. Потому,что мы тогда воспринимали всё впервые детским незамыленным сознанием. У детей было  в основном беззаботное счастливое время,несмотря на все реальные проблемы взрослых. Именно оно и запало в детском сознании-первые впечатления об окружающем мире,всё только хорошее помнится и лишь кое- что плохое.Всё это с преобладанием хорошего и сохроняет память и это чувство не исчезает  всю жизнь независимо от того что там сейчас и есть ли кто там в живых..Хотя всё там в моём воображении так же как и было в то лучшие время и все живы.. Память не изменишь.Она может ослабеть,но пока мы живы она будет жить..Но в целом оценка жизни в деревне не всегда помнится радужной, а чаще наоборот.

 Он прислал мне для использования новую инфрмацию,из котрой следует,что гражданская война жестоко прошлась по Курганской области  и не только по нашему Куреинскрму краю ,но и по многим  другим её деревням и сёлам .Это сам Курган,Лебяжье,Лопатки,Лисье, Баксары,Остравное,Кривинское,Малое Монастырское,Пеган,Пресновка,Большое Курейное,Малое Курейное.. Героические наши места!.. Во многих из названных  мест я бывал,в некоторых из них есть могилы красноармейцам ,погибшим в гражданскую войну .Многих из названных деревень уже не существует как таковых. В большинстве есть мемориальные сооружения в честь погибшим на фронтах ВЕЛИКОЙ Отечественной Войны.Все памятники в ухоженном состоянии.               
 В основном все с кем я учился в средней школе в Лопатках были из бедных семей без отцов и что же всё -таки моих деревенских товарищей заставляло  учиться в средней школе, в голоде в холоде,в одиночестве,во вшивости слабых тел?.
Большинство моих товарищей отдают предпочтение следующим факторам:
    1.Явно выраженная тяга к знаниям.  Учёба-это уход от грубой примитивной и безнадёжной реальноси в условиях колхозной деревни ... в идеальный мир математики,физики,химии..  Чем лучше учишся ,тем ярче вырисовывается картина возможной  светлой будущей жизни,которая во многом зависит от тебя.
    2.Подражание ,стремление доказать свою состоятельность  реальному или виртуальноу  герою. В основном наши фантастические мечты формировались на героях кино.Помогали и советы близких людей.
     3.Чувство любви к предмету ,учителю к товарищу по школе.. В школе было много историй о влюблённых,которые заканчивались по разному. Нравственность в нашей школе была на высоте.За этим зорко следили директор школы Андрей Ефимович Колосова и его жена,которая была  воспитателем интерната.Многие  считают, что именно любовь является основным фактором ,стимулирующим учёбу в старших классах.
       4.За компанию:как все так и я.Известно,что в нашей  стране общество в определённой степени двигали компании,которые объявлялись сверху и подхватывались всеми.Такими компаниями были: " все на трактор","всё для фронта ,всё для победы"," все на фронт"," все учиться ," "все на лыжи" ... И надо сказать это призывы действовали и помогали молодым людям определиться в своей жизни.
 Позиция :"учился  потому,что заставляли родители"  была отвергнута всеми опрашиваемыми и заменена добрым отношением к учёбе родителей,которые то же видели единственный путь к достойной жизни своих детей.

              Об характеристике студенческой деревенской молодёжи               
 В одной из статей доктор философии, говоря о студентах из сельской местности, отметил  следующее.
   Они не случайно ,а с определённой целью пришли в институт, всегда чётко знают,зачем  учатся; Многие из городских студенто толком не знают ,а провинциалы  ещё в школе    определились в том зачем им надо учиться.Они  осознают,что кроме как на себя им расчитывать больше не на кого и поступить в вуз их главный и зачастую единственный шанс. Учатся    они прилежней,и усидчивей и ведут себя скромнее.  Уровень знаний приличный, особых пробелов в их подготовке не отмечается.Они целенаправлены и добиваются  высоких результатов.Дают о себе знать отсутствие систематических знаний и общая низкая культура,но целеустремлённость и трудолюбие сглаживают этот недостаток..
 .  Интересные наблюдения прфессора!
Когда я приеха в Свердловск, то узнал,что там живут десятки людей из нашей деревенвкой глубинки.И не только студенты. В основном студенты материально жили плохо,  как и там в деревне. Мы помогали друг другу как могли. Встречались по праздникам. Как сказал поэт: "Мало было вина,но зато было много веселья.Много было тепла от сияния дружеских глаз." Люди из сельской местности разъезжались постепенно по миру всегда ,несмотря на различные ограничения. На юбилей школы в Большекурейное приезжали люди не тлько из  районов России и ближнего зарубежья,но и из США,Австралии,Германии,Франции, Италии,Финляндии.. Все приезжие печалились, даже плакали,глядя на свои умирающие деревни,  но ни каких существенных соображений по улучшению   жизни в деревне они не предложили. Возвращаться на постоянное жительство на землю предков никто из них не планирует

                -

                Если бы в деревне был культ огорода и сада,приусадебного участка -жизнь бы издавно была иной и зависть не была бы такой острой, изнуряющей и печальной.Не нужно гнаться за длинным рублём,а радоваться тому что есть ,что наработал и чувствовать себя счастливым. Жить не тем,что хотел бы иметь,а тем ,что имеешь.  Может быть и не урожай ,бедность подступить может (как бывало не раз).  Деревенский человек более крепок для преодоления таких бед чем городской и заслуживает глубокое уважение.
 К сожалению иссякает поток деревенской студенческой молодёжи .Причина всё таже.Стареют деревенские жители ,молодёжь уезжает,пока уезжает.. Но в городской жизни много негатива ,не привычного для жизни деревенского человека.
 Уверен,что пройдёт ещё лет 20 и возрастёт поток желающих из города переселиться в деревню.Как будут  принимать приезжих городских старожилы люди деревенские.? Пора подумать и об этом.                -                12.
 Основная работа с привлечением нас -малышей  была летом  и осенью: во время заготовки кормов и уборки урожая.Это прекрасное время в деревне! Природа благоухает -всевозможные цветы,птицы,хочется участвовать в покосе,подборке  сена и сеномётке.
 Мы в войну быстро становились взрослыми и позновали цену жизни.
               
               

  Случай во время уборки сена.
  В обеденный перерыв на сенокосе в районе озера Плоское мы-трое ребят,работающих на сборке скошенного сена конскими граблями, поехали поить лошадей. У меня была лошадь ,которую называли инвалидской(она была горбатой с детства).Она значительно уступала другим особенно в беге. И вот мы задумали проехать на перегонки.Я тоже поддержал идею ребят. И помчались! Перед нами был овраг оформившийся под воздействием ручья текущего из леса в озеро Горькое при таянии снега и длительных дождей. Оба парня на своих шустрых лошадях быстро преодолели овраг,а моя лошадь при выезде из оврага запнулась передними ногами за землю и упала. Я кубарем слетел с лошади ,ударился о землю и ,видимо ,потерял сознание.. Пролежал я , видимо, минут 20.Открыл глаза,вижу лошадь моя поднялась ,подошла ко мне ,стала на колени и начала лизать мне лицо.Вскоре подбежала мама,которая увидела ,что со мной что-то случилось и начала меня приводить в чувства- полила воду на лицо....начала поднимать меня..Приехали ребята,стали ругать мою лошадь...Я сказал им ,чтобы они прекратили это делать. Мне подумалось : какая она умная,вот так спасая раненых боевые лошади подходили к ним ,ложились рядом и раненый заползал на их спины.. Падение было нешуточным,но я постепенно оклемался. Подошёл к лошади и искренне обнял её за шею Она чувствовала себя  виноватой без вины.Какая бедная ,но умная лошадь.
 Она была спокойной,не лягалась ,не пугалась,была выносливой ,работящей..Бригадир сказал : не волнуйся Юра, найдём тебе другую лошадь. Но я возразил,сказав ,что на другой лошади я работать не буду. Он согласился и даже(мне  помнится) прослезился,сказав,что я молодец,что у меня доброе сердце.На этой лошади я доработал до конца сезона.Между нами была дружба и я её  не напрягал больше  возможного. Я до сих  пор хорошо помню эту историю и свою бедную лошадь. Этот год лошади и я с удовольствием вспоминаю этот случай.
                -
 Может быть удивительно,деревня привязывала к себе и тем, что мы были хотя слабыми,но дерзкими и верили ,что наши малые дела на что-то могли повлиять.Но потам ,когда  уже значение каждого из нас стало объективно побольше, появилась мысль,что  каждый из нас в принципе ещё меньше может изменить,а скорее всего ничего изменить не может.А с возростом  понял,что и не хочу ничего менять. И опять же без меня всё изменилось. Может быть поставленные задачи не соизмерял со своими реальными возможностями?

 Помню и такой забавный случай.В деревне был "Иван",который каким-то тайным образом  катал пимы-валенки.  Было,видимо ,запрещено этим заниматься. Он был мастером, и о том ,что он занимается этим промыслом  знали все в деревне,но  дружно  соблюдатли маскировку, скрывали друг от друга связь с ним,хотя каждый  пользовался его услугами.  Жил пимокат на окраине деревни и проити к нему незаметно днём было непросто. Кто наблюдает за избой пимоката тоже было известно. И вот мы с дедушкой решили пойти к нему насчёт валенок для меня.. У нас с собой была шерсть. Вышли мы ,когда уже стемнело. Было холодно.Снег подмёрз. Подошли со стороны огорода пимоката.Перелезли без шума через прясло. Легли на снег и соблюдением тишины медленно поползли по пластунски к дому "Ивана". Ползли долго,проваливаясь в снег.Дед полз быстрее и ловчее меня. Останавливались,прислушивались.Всматривались -нет ли около дома посторонних. И смех и грех. Дед,а мы,что ползаем-то?,Кого боимся? Дед еле слышно сказал в бороду: не мы боимся ,а Иван.. С нами была и наша собака"Валет" Тоже ползёт,Вся морда в снегу..Замёрзли.Зашли в дом ,хозяин почему-то напугался,хотя у него всё хозяйство для подготовки шерсти и заготовки моделей валенок  и т.д было развёрнуто.В доме было жарко и не хорошо пахло кислой овчиной. Он взял у нас шерсть, смерял мне ногу и отправил нас назад,сказав,идите тем же путём,то-есть опять по-пластунски. После этого мы с дедом ползали ещё два раза к пимокату. Оказалось не только мы ползали ,но и другие тоже.   Он был частник ,в колхоз не вступал и откупался валяными изделиями ,в том числе делал кашму для хомутов. За работу ему несли различные продукты ,самогон ,материал. А может быть и деньги.Он жил безбедно.Но запах от его избушки был тяжёлый,противный. Я учился в начальной школе  с его внучкой.Одевалась она хорошо,но специфический  запах от её одежды  не исчезал. Этот запах я помню до сих пор. Валенки мне пимокат сделал удобные ,тёплые.Было это в войну ,году в 1944.
                13.
 В деревне хорошо никто не жил во время войны и после неё,может быть кое-кто из таких особо затейливых "пимокатов".Но несколько больших семей жили даже очень и очень  плохо.У них было человек по семь детей,они всегда были голодные и злые.Им помогали как могли. Сейчас много говорят о привязанности жителей к деревне через организацию рынка сбыта продукции,выращиваемой  крестьянами. Наверное в этом что-то есть..Но проблема заключается в том,что у крестьянина нет враждённой привычки к обогащению. Конечно ,он хочет жить лучше,но занятие фермерством  меняет его образ жизни ,требует от него большого коллективного труда,от которого он уже отвык. У каждого есть небольшой приусадебный участок. И он довольствуется этим. Философия жизни крестьянина может быть и не понятна даже учёным.Но как не странно крестьяне по своему социальному статусу ближе всех тех ,кто готов работать за идею и за деньги достаточные для нормального  не роскошного проживания.Я вижу в этом посыл не только развития деревенской цивилизации.,но и всей нашей страны .               
Встречался ли я в школьные годы с какими-то выдающимися людьми? Самыми выдающимися для меня  были наши учителя,мой дядя-учатник войны,дядя ,который был репрессирован в 1937 году и мой дед. Все они были очень умными,авторитетными. Но учителя -это особая категория.
.Одни  учителя к нам были ближе,другие -подальше.Но все они вызывали зависть своими познаниями.. Для меня так же авторитетом была моя сестраа,которая училась на четыре класса впереди меня.Она много читала,была независимая и умная,относительно спокойно перенасила  горечи судьбы. Мы росли без отца.Мне помнится,что в деревне редко кто из посторонних за кого-то заступался в случае какого-то наката властей,или деревенских недоброжглателей . В деревне всегда жилось бесперспективно..Никто не думал о будущем деревни и не работал  на это. И особенно это относится к культуре,которой всем не хватало.Иногда казалось,что большая часть людей находились  между собой в какой-то тайной вражде.,хотя внешне этого не всегда было видно.  И хотя многие находились в  родственных отношкниях,но родственные связи как-то уже подвяли и почти не проявляли себя. Получилось, видимо ,это исторически ,пройдя через коммуны,раскулачивания,период репрессий. Каждый не раскрывал свою жизнь перед другими. Многие были замечены в чинопочитании,в доносительстве. С ними  стремились жить  без тесного контакта,быть от них  подальше. Делали так как наши родители.
                14.
 Хотел бы отметить ещё несколько особо запомнившихся моментов из моей детской жизни в деревне.
 Когда погиб мой отец ,то кто-то из руководителей колхоза додумался посадить меня в сани и направить с кем-то из взрослых по домам деревни собирать золу,которую затем рассыпали по колхозному полю,способствуя повышению урожая.. В каждом дворе говарилось ,что мой отец погиб на Курской дуге.Люди не отказывали и отдавали золу ,помогая сознательно фронту. Вспоминая это случай, я всегда сильно волнуюсь. И горжусь!
В  начальной школе я учился с очень симпатичной умной девочкой Ниной. В 1947 году её маму арестовали за то что она принесла домой ей стакан гороха с поля. Я видел как её маму увозили милиционеры из сельского совета. И Нина была здесь.Она плакала и кричала:" мама возьми меня с собой,я буду слушаться тебя,я умру без тебя".! Этот крик я слышу всю жизнь.Это безумие!
И третье. Была зима 1951 года. У нас  с мамой кончились дрова. На улице мороз,много снега. И я на санках поехал в лес и срубил осину или берёзу. Об этом кто-то донёс в правление колхоза и нас решили оштрафовать. Пришла комиссия,в числе её и секретарь совета девушка лет 22.Председатель комиссии осмотрел то,что у нас в квртире было и говорит: описывать и брать нечего , считаю- можно ограничиться замечанием. При этих словах секретарь камиссии,которая была одной из активистов вечерами на танцах,где я играл ,вдруг  говорит:"как же нечего взять,а маленький  аккордеон,с которым Юра приходит  в избу-читальню и играет молодёжи?" Председатель взлянул на неё ,на меня ,на маму..и как-то растерянно тихо сказал: "аккордеон не подлежит  изьятию.. Он наше деревенское достояние"..  Аккордеон мне оставили,но я играл на публике уже меньше..Как будто ,что-то во мне надломилось ,причём навсегда. 

 Молодёжи в деревне было много-и ребят и девчёнок.Ребята стремились к знакомстве с девчёнками и из других деревень.Нередко и наши девчёнки отдавали предпочтения ребятам из соседних деревень..
 Собирались человек десять ребят,в том числе и мы -мелюзга и шли  в другую деревню А ребята из других деревень шли в нашу деревню, к нашим девчёнкам.Когда появились велосипеды у ребят,стали ездить на велосипедах.
 Защищая" своё"возникали драки между ребятами. Драки были частым явлением. Взрослые ребята дрались с ребятами из соседних деревень,"защищая честь "  наших девчёнак,которые   завлекались  чужими ребятами. Дрались  иногда страшным боем,но в основном на кулаках,хотя иногда использовались и специальные приспособления..Среди драчунов были свои герои. В самой деревне  дрались край на край..причины трудно вспомнить. Как в "Приваловских миллионах".Мы -школьники  дрались с Куреинскими из-за престижа смелости для подражания героям  кино..Одна драка была кошмарная.Использовались офицерские ремни. Я активно  в ней участвовал и случайно оказался под ударами  своих. Следы этой драки я ощущаю и сейчас. Нас-пятерых исключили из школы. Кого-то насовсем,кого -то после излечения -восстановили,в том числе и меня..Было это в 6 классе. Дружбы с ребятами со стороны  "противника" уже никогда не было. Я как самый пострадавший  -среди ребят слыл героем и был среди них особо уважаем. Болел я больше месяца.Лечили плохо.Ребята сидели около нашей избушки по долгу ,чтобы войти ко мне -попроведать.Когда было решено меня возвратить в школу-стали приходить учителя. Особую теплоту я ощутил тогда от моих товарищей -участников драки,хотя их исключили из школы насовсем. Денисов Вася ,Карташов Толя говорили ,да чёрт с ней со школой лишь бы ты скорей поправился. Они всю жизнь демонстрировали свою дружбу со мной.  Я тоже был искренне привязан к ним. Помню,когда Вася получил новый самоходный комбаин ,он несмотря на разные запреты  и угрозы начальства,примчался на нём издалека к моей избушке ,посигналил.,крикнул: "Юра ,посмотри,доверили первому из всех наших..". Собралось много народу ,чтобы посмотреть новый комбаин.Я подошел,залез к нему в кабину и сказал: Спасибо, Вася, ты молодец!. Он развернулся и умчал на своём новом комбайне в поле. Эту картину я помню всю жизнь.
                15.
 И это-мая деревня! И любовь и слёзы, и радост и печаль..
 И всё-таки мне казалась жизнь того времени в деревне  имела явно выраженный смысл ,у каждого прсматривалась цель ,диктуемая не только циклами природы ,но и какими-то социальными,перспективными задачами. Что делалось там на верху мы не знали. Прямо скажу -радость приносила природа ,своей сменой времен года,рождаемые  всегда новые ожидания.  Мы всегда пытались увидеть свою сопричастность  к событиям в стране,даже в мире. Особенно это стало предметно проявляться ,когда в колхоз начала поступать новая техника.
 Сейчас  многое изменилось и может быть покажется удивительным,но мы жили ,да и сейчас во многом живём  в створе великих слов Павки Корчагина в книге "Как заколялась сталь": "Жизнь надо прожить так,чтобы не было мучительно больно за безцельно прожитые годы.." и мы в деревне,а потом  и в городе старались жить именно так..Это нас поддерживало и мы поддерживали жизнь. Это выглядело как задача ,поставленная обществом,аналогична задаче- Победить в ВОВ. Мысленно нашим мечтам не было ограничений,пока эти мечты не переходили к стадии воплащения в реальную  жизнь.Я хочу ,чтобы у деревенских всегда был свой настойчивый и весомый голос за справедливость. Жизнь в деревне нужно менять к лучшему.
 Мне очень хочется,чтобы у каждого деревенсого жителея всегда присутствовало  понимание смысл его жизни,мечта из которой вытекали бы перспективная цель , конкретные задачи и создавались реальные возможности для их решения. Я и все другие ,уехавшие по разным причинам из деревни,в долгу перед ней!
                16.
Удивительно.Почему же ,люди когда-то жившие в деревне и сейчас живущие в городах- расбросанных по всему миру,скучают по своей убогой деревне,видят её во сне,едут при первой возможности ,чтобы побывать  и постоять на той своей земле,хотя там уже нет в живых никого из родных,поклониться погосту,постоять на пепелише своего бывшего дома,подышать тем воздухом,проститься с бывшей исчезающей или исчезнувшей деревнькой?..Почему с годами не разрушается образ родной деревни,не исчезает  тяга к исчезающей реальности..В чём загадка того ,что нередко умирая люди хотят,чтобы их прах развеяли в небе на родной землёй,которая живёт и будет жить,когда их  уже не будет.?
 Я как человек,как целостное явление,был" сделан" полностью,окончательно и бесповоротно в юности там у себя и нигде не переделывался,а только адаптировался  к условиям среды,в которой я оказывался, обеспечивая возможность выживания. При этом моя внутренняя среда,конструкция её не подвергалась существенному изменению,она сохранялась в своей  первозданной неделимости. Никакая социальная путаница не может разрушить личной жизни человека,на глубине которой находится его величайшая радость или печаль?,его личное,никому не передаваемое  общение его с прошлым,с его памятью. Жизнь каждого человека-целый мир. Личная жизнь-это средоточие всего содержания всей глубины жизни вообще,где весь объём ума сливается в одно живое единство.(В.С.Варшавский)
  Целостность картины  деревенской горькой и радостной жизни,сформированной  в детские и юношенские годы, не разрушается как идеальный образ,всегда влекущий к себе,где бы я не был и как бы не жил. Конечно у каждого городского-деревенского человека разная крепость   идеалной конструкции  его души,способной воссаздавать всю потребную картину прошлого по части его отражения. Сестра привезла фотографию поля  с разрушенным ,изуродованным колодцем..Мой мозг повозмущавшись  ..воссоздал свой идеальный образ с колодцем прошлого и прочими строениями  всей округи...
Что это такое ? Это,видимо.всем известное ,всеобъемлемое ,всёпобеждающее и всегда новое явление-  любовь к жизни, к людям и любовь" к отеческим гробам,любовь к родному пепелищу"? ( А.С. Пушкин)!Всё это в книгах специалистами социологами,философами...давно научно объяснено..Но душа живёт на другом материале..Я не боюсь оставаться наедине со своим прошлым.
                17.          
Для меня образцами  деревенского человека были мой дед Константин Ефимович,дед Дмитрий Степанович-_оба лежат на Малокуреинском  кладбище и живущий ныне мой друг по-школе Бушуев Владимир Егорович,которого я зову деревенским интеллигентом,каковым он и есть в действительности. Все они не "филозопы"( как говорил И Павлов),а" люди с головой", мастера на все руки. Они овладели всеми профессиями,необходимыми для жизни в деревне.. Назову некоторые особенности их дел.Мой дед Дмитрий Степанович владел искусством кузнеца .Электросварки в то время не было ,её  заменяло его кузнечное мастерство специально им разработанная ковка металла.Дед Константин Ефимович был исключительно смелым человеком и выступал в роли тореодора с крупными колхозными быками при их ликвидировании.Это зрелище неподрожаемое. Я однажды присутствовал при этом. Карида много страшнее чем испанская и дед всегда выходил победителем.. .Володя Бушуев удивлял  оригинальной инженерной мыслью и её личной реализацией в сельском хозяйстве.. Когда я думаю об этих людях,которые  представляли собой столпов любивших русскую деревню, приходится верить тому,что  деревню нашу развалили  люди без души,  действуя агрессивно и целенаправленно  и совсем не в интересах нашего государства и общества.         
                18.
 ;     Хотелось бы ещё сказать вот о чём. Молодёжь покидает деревню не только потому,что там нет городских удобств и радостей,нет развлечений,не достаёт ясель,детских садов и т.д. Иногда и работа есть ,и удобства.Но у работы на селе своя специфика. Например,работа в животноводстве ставят иногда вопросы,я бы сказал,социального свойства,которые в век цивилизации выливаются в реальную в социально-психологическую проблему.Мягко говоря,это вопрос имиджа профессии,который заметно влиял на имидж деревенской жизни.Году  в 1992 мы с семьёй ездили  в Новосибирск к моему брату-главному ветенинарному врачу области и он рассказал мне одну историю,которая  взволновала меня и я помню её до сих пор. В одном из районов области работала одна знаменитая свинарка- красивая девушка лет 23-х.Всё у неё было хорошо. И слава,и квартира,и деньги,и уважение окружающих. И лучшие ребята около неё. Живи и радуйся. Но однажды она пришла к секретарю обкома партии и со слезами на глазах, говорит:"Отпустите меня,я больше не могу,я хочу уехать". Секретарь спросил:"Что с тобой,ты у нас маяк,герой,на тебя все равняются на работе?Скоро тебя в делутаты Верховного Советаизберём,будешь ездить в Москву.Чего тебе не хватает,скажи".В отве девушка ответила:" Не хочу,не нужно мне этого ничего.Поймите! Я полюбила молодого человека. Пришли однажды мы с ним в клуб на танцы. Танцуем ,а он мне и говорит:"Знаешь ,я давно хотел тебе сказать:Девушка ты красивая,видная,нравишься мне,но от тебя постоянно пахнет свинарником".Я с этим запахом не могу ничего поделать.Запах неистребим .Он сопровождает меня постоянно!" В конце концов девушку отпустили на учёбу в иеститут,и она уехала.Над проблемой запаха работают  и учёные и видимо как-то разрешат её.Говорят,что-то изменилось,запах исчезает,выветривается. Но то,чем свиноферма вошла в эту трудолюбивую,талантливую девушку,психологически не выветрится никогда.Раньше никто о подобных вопросах не задумывался,а они всегда играли свою негативную роль.Это не мелочь.
  В то же время мой старый друг ,живший в деревне говорил:" Часто слышу,что любят свою землю.Наверное оно и правильно. Но я бы сказа,что люблю жить на земле и работать на ней.Кем бы ты не был,кем бы ты в городе не работал,я счастливее тебя. Я сам пашу землю,сам сею на ней и сам убираю урожай.Такого чувства,которое испытываю я,ничем не заменить.Я восстребован!" Наверное, он был прав.
  Сейчас мне пишут: земля перестаёт обрабатываться из-за того,что на ней некому жить и работать.Вот такая беда нас постигла.
Нам сейчас не только нужна конкурентоспособность деревни как производителя сельхозпродукции,хотя и это важно.Мой товарищ ветеран войны, участник Сталинградской" битвы генерал Губернаторов Н.В.сказал о важности деревни для всего общества:
.".корни нравственности и духовности людей всегда были в деревне,и другого места на Земле для этого нет. Именно там закладывались порядочность и нравственность. А почему? На
 селе,хорошие  и плохие поступки не остаются без внимания людей. И о хорошем,и о плохом в деревне быстро узнают все-или поощряют,или осуждают.Поэтому там всегда были редкостью тяжкие преступления. Атмосфера работала на предупреждение преступлений. Вся деревня гуляла при рождении,вся деревня провожала на кладбище.Каждый на виду у всех.  Там законы  меньше влияют на маральное поведение деревенских,многое определяют традиции,обычаи,уважение к старшим,память о прошлом.  Я хочу чтобы деревня возродилась на новой организационной и технологисеской основе.". Он помогал построить в деревне ясли,отремонтировать школу,вёл пропаганду по искоренению пьянства,в увековечении памяти погибших на фронте жителей деревни. .
 Я спросил тогда генерала: за что он любит деревню? Он подумал и сказал: не только я люблю деревню,уверен что  и она меня.А за что? Перефразируя слова Отелло о Дездемоне,я бы сказал так:" Я полюбил её за муки.Она меня за сострадание к ним". Деревня-моя малая родина.Я там родился и жил до 16 лет. Мне нравится чувство тоски по моей деревне. С этим чувством я  живу постоянно. Сейчас к сожалению
   деревня погибает от безлюдья,которое является следствием отсутствия у государства острой потребности в деревне.Вместе с тем всё больше говорят о продовольственной проблеме,которую не разрешить без поднятия уровня и качества жизни в деревне. Чем можно привлечь людей в деревню? Вероятно,достойной жизнью и не только  в плане материального и бытового обеспечения,но и полномасштабным  человеческим отношением к сельским жителям".
  Я полность разделяю позицию моего друга генерала Губернаторова Н.В.,которого ,к сожалению,уже нет

 ;22.;10.;15
 


Рецензии
Удивительная по значимости, по глубине осмысления и анализа, по ощущению степени важности проблемы, статья.
Только человек, глубоко любящий Родину, сердцем чувствующий её проблемы и всем сердцем же желающей ей добра, может написать подобное.
Важно, что и читается она очень легко и в понимании вполне доступна.

Дай-то бог, чтобы смысл изложенного дошёл не только до понимающих ситуацию и осознающих важность проблемы, но и для власть имущих, могущих предпринять конкретные и важные шаги в возрождении деревни, как источника и всё ещё хранителя всех народных традиций, как фундамента самого государства.

С глубоким уважением, Светлана Саванкова.

Светлана Саванкова   20.06.2016 07:22     Заявить о нарушении
Я благодарю Вас! Счастья Вам и успехов. С уважением Юрий.

Юрий Ведяев   24.06.2016 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.