День Победы
Сначала я напишу о том, как мы ждали его, как верили, надеялись, провожали, встречали и теряли близких нам людей.
Связь с внешним миром в той деревне, где мы жили в эвакуации, осуществлялась через почтальона. Ни радио, ни, тем более, телефона там не было.
Почта находилась на станции Сабурово, в семи километрах от нашей Михайловки. Почтальоном работал колхозник средних лет по имени Илюха, освобожденный от воинской обязанности. В теплое время года он ходил за почтой каждый день, зимой – два раза в неделю. В весеннее и осеннее распутье добираться до станции не было никакой возможности. Дорога весной разливалась рекой от таявшего на полях снега, а осенью от проливных дождей превращалась в черноземное болото. В нем можно было только утонуть.
В ожидании писем от отца я каждый раз выходила на дорогу, чтобы первой встретить почтальона.
Почтальон приносил не только письма, но и вести с фронтов. Их он узнавал на станции.
Для жителей деревни Илюха имел особое значение. Его все ждали с нетерпением, но и, конечно, боялись той печальной вести, какую он мог принести каждой семье. Письма с фронта в белых треугольных конвертах приходили не часто. Многие семьи не получали никаких известий от ушедших на фронт в первые дни войны сыновей, мужей, братьев и жили только надеждой.
Если почтальон нес письмо – белый треугольник, он в поле находил ту колхозницу, кому оно было адресовано и отдавал ей - спешил обрадовать.
Если же в сумке лежало извещение, проходил мимо работающих, а извещение о погибшем отдавал в доме по адресу. Тогда деревня оглашалась женским плачем. Матери плакали в голос, вспоминали и повторяли все доброе о сыне, рассказывали о нем. Другие люди в это время затихали.
Печалились и матери, ожидавшие почтальона с повесткой о призыве в армию семнадцатилетних сыновей. Говорили: «Забрали в армию», а не «Призвали в армию». Ребята семнадцати лет оставались в то время единственным резервом для армии. Из этой небольшой деревни в каждый год войны уходили три – четыре молодых парня. Им еще не было восемнадцати.
Провожали их, как это было принято и в мирное время, всей деревней. На улицу выходило несколько гармонистов. Призывник шел рядом с одним из них в окружении девушек и подростков. Под гармошку они пели частушки. Мать и близкие родственники шли за ними, плакали. Тут же шли другие деревенские женщины и вереница детей, - куда же без них.
За околицей провожавшие прощались с призывником. Мать с сыном уезжали на подводе в районный центр, где находился призывной пункт. К вечеру или на следующий день мать возвращалась одна. Начинались дни ожидания почтальона с письмом от сына.
В начале третьего года войны двух девушек семнадцати и восемнадцати лет призвали в действующую армию.
Через некоторое время еще двух восемнадцатилетних девушек призвали на трудовой фронт. Их провожали только матери, близкие родственники и подруги, без гармошек и частушек. Не было традиции провожать в армию девушек. Они присылали письма родным и подругам.
Через несколько месяцев почтальон принес извещение с фронта о 18-летней Манюшке. Деревня огласилась плачем ее матери. Дома у нее оставалось еще трое детей, но старшему сыну осенью исполнялось 17 лет, и он должен был идти в армию. От мужа с начала войны не было никаких известий. Через несколько дней эта изба затихла. Как будто в ней никто и не жил.
В 1943 – 44 годах пришли с войны раненые ребята. Девятнадцатилетний Сергей без руки, восемнадцатилетний Володя без ноги и восемнадцатилетний Шура, тоже без ноги. Казалось, совсем недавно их провожали. Работать в колхозе они не могли, да и в семье для них нужны были помощники. Родители – колхозники их вскоре женили на девушках старше по возрасту. Родители были мудрые люди, да и девушки к тому времени уже понимали, что своих женихов, ушедших на фронт в первые дни войны, им уже не дождаться.
Годы шли. Война продолжалась. Люди воевали. Люди работали. Победа становилась все ближе.
9 мая 1945 года с утра было пасмурно. Шла посевная кампания. На одних полях колхозники сеяли разные сельхозкультуры, на других сажали овощи. В поле, вдоль дороги, по которой обычно возвращался почтальон, сажали картошку. Почтальон ушел на почту рано утром, а возвратился к обеду.
Еще издали, подходя к работающим, Илюха стал кричать: «Победа! Победа! Война закончилась!» Колхозницы встрепенулись, бросили работу. Весть полетела по полям от бригады к бригаде. Ребята выпрягли лошадей из плугов и поскакали на дальние поля с криком «Победа! Победа!»
Все люди с полей побежали в деревню. Дома они наскоро переодевались в праздничную одежду и выходили на улицу. Началось гулянье.
Правление колхоза, как видно, раньше узнало о конце войны. Когда люди возвращались с полей, по деревне проскакал гонец, зазывая всех идти на колхозный двор. Там уже были накрыты столы и приготовлено угощение из свежей баранины.
Взрослые поспешили на колхозный двор, а молодежь и дети заполнили улицу. Подростки гармонисты шли по деревне один за другим. Когда кто-то из них останавливался, сразу же вокруг начинались пляски. Вскоре из-за праздничных столов вышли взрослые и присоединились к поющим и пляшущим на улице. Так деревня ликовала почти до рассвета.
Всю ночь радостные голоса празднующих людей были слышны и из окрестных деревень.
На утро бригадир Василий Алексеевич, как обычно, пошел вдоль деревни со своими монологами и вернул колхозниц на работу в поле. В эту пору землю без промедления нужно было пахать и засевать.С этого дня в стране наступила послевоенная жизнь.
Свидетельство о публикации №215111200680
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2015/11/02/1501 - для новых авторов.
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 12.11.2015 11:17 Заявить о нарушении