зеркало беззакония - автор неизвестен

   Сегодня вряд ли кто может сказать, сколько лагерей находилось на территории нашего района (Мурманская область). Слишком много времени прошло с тех пор. Ценой неимоверных усилий на суровой Кольской земле построен город Хибиногорск в 1931 году, переименованный затем в Кировск, и комбинат «Апатит».
Город и комбинат строили так называемые «враги народа», жизнь которых ничего не стоила, и никакой статистики в то время не велось.
Что же чувствует современный человек, беря в руки уголовные дела тех лет? Это возмущение, подавленность, жгучая боль и обида за свой народ. Ведь в этих делах, как в дьявольском зеркале, сфокусировалась атмосфера беззакония и произвола, шпиономании и мракобесия, царившая в то время в государстве, созданном « вождем всех времен и народов».
  Все уголовные дела похожи друг на друга как близнецы-братья: постановление об аресте, анкета арестованного, протокол допроса, в котором следователь настойчиво предлагает  подследственному сознаться в несуществующих преступлениях, обвинительное заключение, выписка из протокола заседания  тройки.

 Вот и всё. А дальше по этапу – лагерь или расстрел. Репрессивная машина работала с всё возрастающей скоростью.
 В архиве Хибинского общества "Мемориал", в котором я состою, есть стихотворение тех лет под грифом - Автор неизвестен. Публикую.

       Автор неизвестен

(стих спецпереселенца, 37 год)


   Ещё жив человек, расстрелявший отца моего,
   Вероятно, на пенсию вышел, живёт хорошо,
   Своё дело привычное бросил…
   Ну, а если он умер,  наверное, жив человек,
   Что скрутил моему отцу руки,
   Ну, а если он умер,  наверное,  жив человек,
   Что пытал на допросах отца моего,
   Видно дело привычное бросил…
   Может, конвоир ещё жив,
   Что отца выводил на расстрел?

   Где вы, нелюди-люди?
   Ведь я вырос с трудом без отца моего…

   (из газеты «Котлован», напечатано в 1990 году)

   фото из архива Хибинского общества "Мемориал" - остаток сторожевой вышки стройки №509
 


Рецензии
Трагедия не будет забыта, но у меня немного другое отношение к тому времени. Ведь не только следователи вели себя неправомерно, но и те доносчики, кто расправлялся иногда просто с соседом, которому завидовал. У меня дед был сослан на Колыму, где и умер. И даже предполагали родственники, кому нужна была такая месть.
Но злости не осталось, потому что началась война, четверо детей Семёна Боброва ушли на фронт, вернулись с Победой, с наградами, с повышениями в офицерских званиях. Для них Родина всегда была дорогой и любимой. А деда помним, любим, жалеем, хоть ни разу не видели его внуки и правнуки.
Всего хорошего, Зинаида.

Зоя Орлова   15.02.2016 20:19     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо за отклик и рецензию. Всего хорошего,удачи,успехов и хороших учеников. О школе пишу в своих "Наивных рассказах".

Зинаида Малыгина 2   16.02.2016 10:33   Заявить о нарушении
Уморили деда сатрапы?.. Ничего! Жила бы только Родина...

Всеволод Шипунский   11.10.2016 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.