Путешествие в Кабарду -9


Сейчас будет холмик на котором столкнулись мотоцикл и самосвал, водители которых видимо хотели почувствовать эффект трамплина ,но теперь уже ничего не почувствуют, т.к. их не стало .Об этом случае рассказал Виктор Орленко-один из лучших художников республики ,который был членом нашей экспедиции на таких же правах как и я.

Замелькали пасеки.И вот уже показался Хабаз- одно из самых древних поселений .Хабаз распевал песни труда-это рычала мельница небольшого завода по переработки суриковой породы,которая используется для получения суриковой краски для промышленных нужд.
Здесь мы остановились. Тимур Боисович ,Олег и Боря пошли в горы осматривать и фотографировать когда-то работавшие шахты,в которых добывали железо и золото. Мы остались в машине и разыграли короткую пульку(проферанс).

В 16-30. Мы отправились дальше мимо зубоподобных красных холмов с уродливыми деснами. Остановились у развалившего стога сена, которым набили весь кузов и поехали дальше по ухабистой гребенке ,которая уже не была нам страшна ,так как мы все болтались в сене. Вскоре дорога растворилась в плотной изумрудной траве и только появившийся  за холмом трактор развеял наши замешательства .Тракторист уточнил наши  ориентиры и уже через два часа мы были в Главном штабе летних выгонов. Тимур Борисович зашел в здание  штаба и, пробыв там минут 15-20 ,сообщил, что нам любезно предлагают ночлег у одного из чабанов в  ближней отаре. Нам же всем захотелось поехать в Долину нарзанов ,повеселится вместе с народом на турбазе, тем более ,что от своего обязательного маршрута мы отклонялись на 30-40 километров.
Газик, ведомый Николаем ,который по незначительному удару-сигналу по крыше кабины, тут же вырастал над кузовом с вопросительным видом и широко раскрытыми глазами, тронулся дальше.
Незаметно опускалась темнота и вид природы изменялся так быстро и неожиданно ,что невозможно было до конца ощутить и осмыслить всю красоту этих мест. Лента дороги велась как тонкая оранжевая губа ,прижимаясь к острозубым скалам, играющими всеми цветами в лучах заходящего солнца. Преодолев небольшой перевал на второй передаче ,газик стал спускаться  вниз и через полчаса мы в  долине с ее великолепным замком, который венчает красоту этого края.

Основное здание цилиндрической формы ,увенчанное зубцами смотрело во все стороны света своими черными оконцами- глазницами. , нему примыкала башенка ,вырастающая с основания и повторяя конструкцию основной, но только вытянутую. Все здание напоминало гигантскую подводную лодку ,охраняющую эту прекрасную долину. Все ,что находилось около (из построек типа сараев, складских и подсобных помещений) портило общую картину, кроме шеренги палаток ,
выстроившись как на плацу –главной аллеи турбазы «Долина нарзанов». Оговорив с директором о целях нашего приезда ,мы вместе с инструктором Токой Шамаковым обошли турбазу, попили крепкого нарзана
И облюбовали согласовав  место нашего бивуака. Кто-то стал заниматься костром, я пошел к роднику за водой, Али послал за нарзаном, Галю, Олега и Женю №3 определили на чистку картошки и мыть мясо в быстрой реке Хасаут.



Скоро уже заиграли язычки костра, лижущие прокоптевшее ведро, в котором варился суп. Общий гомон на турбазе угас с наступлением темноты и, пробивая тишину ,появилась музыка потрескивающего костра. Ужинали молча.
Вторично прибывать в долине мне было очень радостно. Со всех сторон окликали, здоровались ,спрашивали, интересовались люди ,с которыми я не был знаком ,но видимо все они пять дней назад присутствовали на моем выступлении в клубе. Я думаю ,что главной причиной такого расположения было то, что являлся жителем Великого города- Ленинграда.
После ужина мы с Олегом зашли в клуб, успев посмотреть два последних номера самодеятельного отчетного концерта группы ,вернувшейся  из похода(такой была  традиция на турбазах того времени).
Когда кончился концерт ,заиграла музыка и начались танцы.
Все наши сидели на скамейке и слушали. Танцевал только я один.Я очень соскучился по танцам и не пропуская ни одного под звуки музыки и журчащей реки наслаждался этим неповторимым мгновением.

Я прощался с этою долиной,
Унося в сознании черты.
Вслед кричали горы- исполины-
Дети неба,дети высоты.
И теперь,куда я не поеду,
Оценю достойно край любой,
Вспомнив о красе долины этой-
Кабарды бесценной кладовой.
До свидания мирный серый замок,
До свидания люди и цветы,
До свидания быстрая Хасаут,
До свидания вкус нарзан-воды.
 


Рецензии