Чего тебе надобно, старче?

«ЧЕГО ТЕБЕ НАДОБНО, СТАРЧЕ?»
Или «ПЭРЭВЭДИТЬ МЭНЭ ЧЕРЕЗ МАЙДАН»
(Странная пьеса, которая не была сыграна на сцене театра военных действий)

ХАРМС
ПУШКИН (из анекдотов Хармса)
ГОГОЛЬ (из анекдотов Хармса)
ДВОРНИК сам по себе (по воле автора сей пьесы)
ДАМА 1 из «ШИНЕЛИ» (по воле автора сей пьесы)
ДАМА 2 из «ШИНЕЛИ» (по воле автора сей пьесы)
СТАРУХА из «РЫБАКА И РЫБКИ»

На сцене человек с табличкой на груди и спине с надписью «ХАРМС». Он проходит, подпрыгивая, вертясь, громко бормочет что-то. Две дамы тихо прогуливаются, о чём-то шепчутся, и Хармс старается привлечь их внимание. Дворник усердно работает, но прислушивается к происходящему.

ХАРМС (Как бы сам с собой, но на публику): – Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев однажды гуляли в дремучем лесу. Фадеев в цилиндре, Калдеев в перчатках, а Пепермалдеев с ключом на носу.

Дамы и дворник прислушиваются. Дворник крутит у виска пальцем.

ХАРМС (Продолжает – дамам и дворнику): – Однажды Гоголь пеpеоделся Пушкиным, пpишёл к Пушкину и позвонил. Пушкин откpыл ему и кpичит: «Смотpи-ка, Аpина Родионовна, Я пpишёл!» (Повторяет громче) Однажды Пушкин стpелялся с Гоголем. Пушкин говоpит: «Стpеляй пеpвый ты». «Как ты? Нет, я!» «Ах, я? Нет, ты!». Так и не стали стpеляться.
ДАМА 1 (Даме 2): – Какая чепуха! Не правда ли, милая?
ДАМА 2: – И это про наших любимых классиков?!
ДВОРНИК (Хармсу): – А я вот тебя сейчас – метлой!..
ХАРМС (Снова ещё громче): –  Пушкин шёл по Твеpскому Бульваpу и встpетил кpасивую даму. Подмигнул ей, а она как захохочет! «Не обманывайте, – говоpит, – Николай Васильевич! Лучше отдайте тpи pубля, что давеча в буpиме пpоигpали». Пушкин сpазу догадался, в чём дело. «Не отдам, – говоpит, – дуpа!» Показал язык и убежал. Что потом Гоголю было!..   
ДАМА 1: – Ах, милочка, это же несносно! 
ДАМА 2: – И это – про классиков!..
ХАРМС (Настойчиво): – Гоголь только под конец жизни о душе задумался, а смолоду у него вовсе совести не было. Однажды невесту в каpты пpоигpал. И не отдал.
ДВОРНИК (Хармсу): – А я вот сейчас – метлой!..
ХАРМС (Дворнику): –  Чего тебе надобно, старче?.. (Увёртываясь от метлы) Пушкин сидит у себя и думает: «Я – гений, ладно. Гоголь – тоже гений. Но ведь и Толстой – гений, и Достоевский, Цаpство ему Небесное, – гений! Когда же это кончится?». Тут всё и кончилось.

Навстречу друг другу идут два человека с табличками на груди и спинах. У одного надпись «ПУШКИН», у другого «ГОГОЛЬ». Мило здороваются, кланяются друг другу, снимая с голов цилиндры, и каждый идёт своей дорогой. Хармс смотрит то на одного, то на другого, вертится. Дворник недоуменно замер с метлой наперевес… Пушкин и Гоголь снова идут друг другу навстречу.

ХАРМС (Видит их и громко, как будто сам с собой): –  Однажды Гоголь пеpеоделся Пушкиным и пpишёл в гости к Деpжавину Гавpиле Романычу. Стаpик, увеpенный, что пеpед ним и впpямь Пушкин, сходя в гpоб, благословил его.
ПУШКИН (Гоголю): – Николай Васильевич! Кто этот человек? Вы знаете его?
ГОГОЛЬ: – Да он, кажется, из нынешних. Насмешник!
ПУШКИН: – А не вызвать ли его на дуэль?
ГОГОЛЬ: – Не стоит, милейший Александр Сергеевич! А послушать всё же стоит, что про нас потомки говорят…

Пушкин и Гоголь прогуливаются. Дворник смотрит на всех с удивлением и ужасом, но механически метёт и метёт улицу. Дамы от классиков не отстают.

ДАМА 2 (Даме 1): – Ах, милая моя! Вы только посмотрите – настоящие Пушкин и Гоголь!
ДАМА 1: – Ах! Это несносно!
ПУШКИН (Замечает дам): – Посмотрите, Николай Васильевич, – дамы и, кажется, очень миленькие...
ГОГОЛЬ (Машет отрицательно руками): – Не до них, милейший Александр Сергеевич! Не до них мне… У меня сейчас в голове мёртвые души завелись…
ПУШКИН: – Не дай мне бог сойти с ума…
ХАРМС (Вслед классикам): – Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начинает ими кидаться. Иногда так pазойдётся, что стоит весь кpасный, pуками машет, камнями кидается, пpосто ужас!..
ДВОРНИК (Хармсу): – А я сейчас тебя – метлой!..

Дамы тихонько идут вслед классикам и внимательно прислушиваются к их разговору. Дворник вносит вешалку с новой шинелью Башмачкина. 

ПУШКИН: – Николай Васильевич, а что у них сегодня на театре? Что-нибудь новое?
ГОГОЛЬ: – Эх, Александр Сергеевич! Не до театров мне… Шинель, шинель меня беспокоит…
ПУШКИН: – Это бывает… А я вот мечтаю всё о золотой рыбке. Желания, говорят, исполняет. Мне Арина Родионовна рассказывала.

Выходит старуха с разбитым корытом в руках.

ГОГОЛЬ (Смотрит на старуху): – Эх, Александр Сергеевич! Не до нянек мне… Шинель, шинель проклятая… Из неё, говорят, всё потом и выйдет. И все выйдут: и Достоевский выйдет, и Тургенев, и Толстой… Все выйдут. Вот как!.. (Показывает язык.)

Дворник замер у вешалки, стоит как солдат на посту с метлой. Старуха пристраивается к дворнику.

ГОГОЛЬ (Вдруг Пушкину): – А знаете ли вы украинскую ночь? Нет! Вы не знаете украинской ночи!..
ПУШКИН: – Нет, знаю, Николай Васильевич! Мне бы не знать? Сейчас вспомню… Сейчас, сейчас…Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремОты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещут сребристых тополей листы…
ДВОРНИК (Вздрагивает): – С ума тут с ними сойдёшь… (Старухе) Да и ты ещё тут!.. Тьфу!..
СТАРУХА: (Дворнику задумчиво): – Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках…
ХАРМС (Громко дворнику на ухо): – А дальше – больше… Гоголь читал дpаму Пушкина «Боpис Годунов» и пpиговаpивал:  «Ай да Пушкин! Действительно, сукин сын!»
ДВОРНИК (Вздрагивает. Хармсу): – Сам ты!..
ДАМЫ (Хором возмущённо): – Ах, это так несносно!..

Гоголь поворачивается к дворнику и внимательно рассматривает его, старуху  и вешалку с шинелями. Пушкин садится на скамью и в задумчивости что-то вдохновенно пишет.

ГОГОЛЬ: – Хорошо вам, милейший Александр Сергеевич! У вас няня была… Сказки вам рассказывала. А мне дед только про чертей рассказывал да про ведьм. Страху я с детства натерпелся…
ПУШКИН (Вслух): – Жили-были старик со старухой… Да, Николай Васильевич! Я вам верю. А знаете, что мой Борис Годунов отмочил? (Делает страшные глаза. Завывает) …И мальчики кровавые в глазах!.. Это посильнее, чем ведьмы ваши.
ГОГОЛЬ (Отшатывается): – Действительно, страшно, дорогой Александр Сергеевич… А у меня ещё ведь и Вий был. Вот!!!
ПУШКИН: – А у меня – три карты, три карты, три карты… Тройка, семёрка,  . Старуха!!! Не страшно ли вам?
СТАРУХА: (Пушкину настойчиво): – Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках!!!
ХАРМС: – (Выглядывает из-за вешалки с шинелью.) Ха-ха-ха и хо-хо-хо, хе-хе-хе и хи-хи-хи-с!

Дворник гоняется за Хармсом и старухой. Пушкин и Гоголь помогают дворнику. Хармс скрывается.
 
 ПУШКИН (Дворнику) – Переведи меня… Переведи меня через майдан, он битвами, слезами, смехом дышит, порой меня и сам себя не слышит, переведи меня через майдан.
 ГОГОЛЬ (Тоже дворнику): – Переведiть мене через майдан, де все святкують, б'ються i воюють, де часом i себе й мене не чують. Переведiть мене через майдан…
 ДВОРНИК: – Ну, вот и успокоились все. Я вас, куда надо, всех переведу… Всех. И тебя переведу, и тебя, и тебя, и – себя тоже переведу…
ДАМЫ: – Ах, как это несносно!
ПУШКИН (Встаёт с куба, бормочет): – …Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Вот так. (К нему подходит старуха).
СТАРУХА: (Гоголю): – Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.
ПУШКИН: – А я придумал… Пред нею разбитое корыто. А чего ещё ей надобно?
ДВОРНИК (Сам с собой): – Корысти захотела, видите ли… Ишь ты! (Берёт в охапку с вешалки шинели)  Отнесу-ка я их нуждающемуся человеку. Пусть погреется.
ГОГОЛЬ: – Русь, куда несёшься ты? Дай ответ! Не даёт ответа!
ПУШКИН: – Ай да Гоголь, ай да!.. Айда, Николай Васильевич, отсюда…
ХАРМС (Бормочет): –  …Не пойду я с завязанными глазами. Развяжите мне глаза и я пойду сам. Не держите меня за руки, я рукам волю дать хочу… Отпусти, Господи, тормоза вдохновения моего. …И долго, весёлые игры затеяв, пока не проснутся в лесу петухи, Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев смеялись: ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!


Рецензии
Хорошо.Понравилось. Удачно скомпоновано.

Елена Шувалова 2   17.03.2018 13:03     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, дорогая Елена! Я - Ваша поклонница. Рекомендую своим друзьям читать Ваши страницы. Вы - мой избранный автор. Желаю удач и терпения в Ваших изысканиях. И в отношении П.П.Е.- у меня давненько были сомнения по поводу его авторства. Жаль, что никак не получается поставить точку над i, то есть - время что ли не подошло... Эх!!! Ещё раз - всего самого лучшего!

Татьяна Олейникова Машкара   17.03.2018 22:35   Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо Вам, Татьяна! Вы не представляете себе, как вовремя Ваша поддержка. А то что-то руки опускаются уже, вдохновение иссякает... Может, весенняя хандра?

Спасибо Вам.
С наилучшими пожеланиями - тепла, солнца и вдохновения!

Елена Шувалова 2   20.03.2018 14:02   Заявить о нарушении