Сны Беатрисы смешать, но не взбалтывать. Рецензия
На сцене Дома Высоцкого на Таганке "Театр, Которого Нет" показал трогательный экспериментальный спектакль «Сны Беатрисы». Жанр создателями не заявлен, хотя вероятнее всего, это лирическая трагикомедия. Возможно, именно в поиске жанра режиссёр спектакля Анна Пухова решилась на весьма смелый эксперимент.
Стилистика постановки - коктейль мультимедийных и традиционных технологий, старого и современного театра, старой и современной актёрской интонации. Играя на контрастах, режиссёру удалось погрузить зрителя в то щемящее чувство искажённой правды, буквально заставить физически ощутить ту диссонирующую боль от фальши, от которой героя к концу пьесы выворачивает наизнанку.
На протяжении всей истории мы остаёмся в единстве места, времени и действия: несколько дней подряд в квартире героини Беатрисы пролетают за полтора часа. «Жан и Беатриса» - талантливая пьеса Кароль Фрешетт - драматурга из франкоязычного Монреаля, даёт большую свободу для интерпретаций, и наши создатели по полной эту возможность используют. Символизм этой драматургии, тонкость и ирония французской любовной комедии, с неоднозначными подтекстами и пикантными ситуациями требует от театра определённой атмосферы и настроя. Но экспериментальный театр не ищет проторенных путей. Так пьеса превращается в остросюжетный экшн в русском стиле, с брутальным рэпом и угрожающим жизни противоборством героев.
Актёры с хорошими голосами и фактурой – Анастасия Груздева и Евгений Вакунов «на всё сто» держат линию. По сюжету их герои - Жан и Беатриса, ищут взаимопонимания, хотят любви и тяготятся одиночеством. Ситуация сталкивает их лицом к лицу в пространстве квартиры Беатрисы, но у неё в душе раскалённый песок бескрайней пустыни, а у него звенящая тишиной тёмная пустота: их эмоциональность не наполнена теплом жизни и не направлена наружу. Сыграть это, не потеряв натяжения нити взаимодействия, профессионального актёрского партнерства, наверное, очень сложно. Их взаимное актёрское внимание к партнёру убеждает нас в реальности происходящего во много раз сильнее, чем фантазии всех остальных создателей спектакля.
Вакунов играет своего Жана очень по-современному искренно и сдержано, а Груздева делает свою Беатрису ближе к традиционному «старому» театру, можно сказать они работают в стилистике разных театров, что сложно и для актёра, и для зрителя. Однако, «игра стоит свеч» - выход из зоны комфорта - один из основных вопросов пьесы и режиссёрский приём для воплощения этой идеи.
Режиссёр решает образы героев созданием универсальных гендерных стереотипов. Он – уверенный, простой, прямой, жёсткий, инертный. Она – сомневающаяся, противоречивая, импульсивная, отчаянно ищущая. Каждый из них – гиперболизированное воплощение негативных качеств, стереотипных гендерных ролей и подсознательных страхов, как из сна. И не случайно тема сна вынесена создателями в название.
Проекционные мультимедийные декорации служат постановщику не только для обозначения места действия. Они переносят зрителя в пространство вымысла рассказываемых историй, толкают воображение. А между сценами анимированной ассоциативной картинкой и великолепной грустной музыкой настраивают на осмысление увиденного.
Ни минимализм реквизита и декораций, скрывающийся за мультимедийными технологиями, ни реализм костюмов, ни отсутствие технического решения финального события не помешают вам испытать катарсис – возвышающее чувство очищения. А интеллектуалы наверняка поразмыслят о природе любви по окончанию спектакля.
Специально для интернет-ресурса "Театральная афиша. Москва"
Опубликовано впервые 23 окт 2015 в 16:00 http://vk.com/dramamoscow
Свидетельство о публикации №215111300255