Офицер с розой
/ СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕНТ И МЕНТАЛИТЕТ /
Композиция рассказа С.Лагерфельд «Мент» построена исключительно на контрасте чёрного и белого, на противопоставлении двух крайностей,двух противоположностей - на противоречии заголовка и самого текста рассказа. На ожидании развёртывания заведомо определенного названия и обусловленного этим названием повествования. Но предполагаемые ожидания не оправдались,а неожиданно наткнулись на непредвиденный поворот в развитии повествования. Одним словом, очередной авторский сюрприз – розыгрыш острого и наблюдательного пера, исполненный с большим авторским изяществом и блеском.
Заголовок намеренно и однозначно подаётся проницательным читателям со знаком минус и всем тем шлейфом негативного отношения населения к внутренним органам правопорядка. И для этого есть очень серьёзные основания. Достаточно, например, вспомнить Архипелаг ГУЛАГ, культ личности Сталина и его бесчеловечный режим.
Да и сам автор рассказа ярко и многозначительно иллюстрирует это на конкретном примере. В ходе свидания вслепую в кафе одна из его участниц напрямую спрашивает главного героя рассказа:
-Ты правда мент?- И в довершении к сказанному задаёт ему загадку с глубоким подтекстом.- По озеру плыла лодка с шестью милиционерами. Лодка перевернулась, сколько милиционеров утонуло?
Естественно,логично было бы сразу ответить – шесть, но герой чувствует подвох в вопросе и, на всякий пожарный случай,предусмотрительно отмалчивается. И правильно делает. Профессиональная интуиция не подводит его и на этот раз. В ответе на загадку, как и в самом рассказе, не всё так схематично просто и прямолинейно, как кажется на первый поверхностный взгляд. Оказывается, утонуло 12 милиционеров. Шесть сразу и ещё шесть во время следственного эксперимента. И девушка сама хохочет над своей, как ей кажется, очень остроумной шуткой.
Потом, в квартире полицейского, которым и является главный герой рассказа, раздастся телефонный звонок. Позвонит одна из участниц свидания вслепую в кафе. Почему – то хочется надеяться, что ею окажется именно та девушка, которая и задала полицейскому эту весьма странную загадку.В духе армейского маразма.
Учитывая многозначность и даже многозначительность заголовка рассказа, задача советского искусства состояла исключительно только в том, чтобы вернуть утраченное доверие к внутренним органам правопорядка. Вспомним хотя бы такие фильмы, как «Улица полна неожиданностей», «Дело пёстрых», «Дело Румянцева». Хорошо запомнился зрителям и телесериал «Следствие ведут знатоки».
Особняком в этом тесном ряду художественных произведений стоит фильм «Дело №306». И понятно. Он выходит далеко за рамки компетенции органов внутреннего правопорядка, ибо нити как бы обычного дорожного преступления уходят за границу. Тем самым авторы откровенно намекают на сложность исторической ситуации как в нашей стране, так и в мире, связанной с происками мирового империализма в смертельной борьбе с первым социалистическим государством. И тяжёлое наследие капитализма,его родимые пятна, от которых не избавиться одним махом даже самым хорошим Декретом Советского социалистического государства, всё ещё остро и болезненно даёт о себе знать в психологии советских граждан. Отголоски его отчётливо проявляются и в наше очень не простое и неспокойное время.Ярким тому свидетельством являются советские игровые фильмы "Дело было в Пенькове" и "Прощайте,голуби".
И рассказ Софии Лагерфельд как раз призывает бороться с пережитками прошлого, в том числе и стереотипами, так прочно укрепившимися в нашей бытовой среде и засоряющие наш могучий и великий русский язык. И прежде всего по отношению к тем людям, которые представляют государственную власть и несут нелёгкую милицейскую службу по охране общественного порядка, рискуя своими жизнями. И шаги навстречу друг другу должны быть сделаны с двух сторон. Со стороны общественности и органов внутреннего правопорядка. Другого лёгкого пути к сближению и взаимопониманию просто нет.
На это и настраивает читателей сам текст рассказа, который своим содержанием опровергает название рассказа, отрицает его негативное значение и толкование. Такая композиция художественного произведения лишний раз свидетельствует о профессиональном мастерстве автора в глубине понимания раскрываемой злободневной темы и оригинальной её подаче читателям. Не так часто заголовок художественного произведения играет главную сюжетообразующую роль, является несущей балкой в построении композиции, помимо своего прямого назначения. Более того, он настраивает на игру автора с читателями, как того и требуют непременные атрибуты детективного жанра. Кто всё же окажется оригинальнее – автор или пресыщенный детективами читатель.
Едва читатели настраиваются на «ментовское» развитие событий, как вдруг их неожиданно поджидает крутой поворот, который выводит их из заблуждения. Порой такой крутой поворот, что вводит читателя в некоторое замешательство и сказывается даже на его доверии к приведённым в рассказе фактам. На такое непривычное, нестандартное восприятие и рассчитан рассказ, чтобы лишний раз встряхнуть обывателя и заставить его серьёзно задуматься над окружающей жизнью.
Интрига лихо закручивается прямо с заголовка. Представьте себе, что вы находитесь в зубном кабинете. Ожидаете привычное развитие событий, а вам предлагают совсем другой вариант с приятным захватывающим течением процесса и не менее счастливым окончанием. Ну, совсем, как в сказке с чудесами. Только это не сказка, а жизнь, суровая реальность. И чудеса самые обыкновенные. И герой далеко не ангел с голубыми ясными глазами и крылышками за спиной.
Здесь автор также подводит вначале читателя к «ментовскому» развитию событий, но в последнюю минуту опять делает резкий поворот и переводит повествование на лирический лад. И делается это не искусственно, не под нажимом автора, а как будто его рукой водит сама жизнь, предлагаемые обстоятельства, из которых герой выходит с положенным ему достоинством и честью. Да иначе просто и быть не могло. Вот вам конкретный пример, чтобы не утверждать голословно.
Главного героя в полночь разбудил шум из соседней квартиры. Естественно, такое поведение соседа кого угодно выведет из терпения и равновесия. Вадим, так зовут героя, взбешён.Напряжение в рассказе нарастает до предела. Герой спускается вниз по лестнице для разборки с соседом. При этом шлёт неприкрытые угрозы и проклятия в его адрес:
- Ну, погоди, я тебе сейчас дам телевизор, гад!..
И вдруг, когда, наконец-то, всё-таки с опозданием открывается дверь, перед Вадимом предстаёт…парень в инвалидной коляске. Вадим в полной растерянности смотрит,хлопает ресницами и недоумевает по поводу ситуации,предложенных жизнью обстоятельств.В конечном итоге всё заканчивается тем, что он поднимает инвалида к себе в квартиру, чтобы тот имел возможность посмотреть решающий футбольный матч. В квартире инвалида не работал телевизор из за плохого приёма сигналов внешней антенной. Этот нелепый,на первый взгляд, случай наводит героя на серьёзные размышления о том, что он толком не знает даже своих соседей, с которыми живёт бок о бок не первый год.
В начале рассказа читатели знакомятся с другом Вадима, который пытается во чтобы-то ни стало женить Вадима. И даже не хочет слышать никаких возражений с его стороны по данному давно решённому им вопросу. Его приятель, подчёркивает автор, переживал за личную жизнь Вадима больше, чем за свою семейную. Есть в жизни такая категория людей, которая не хочет видеть счастливыми в одиночестве людей. Ну, почему он - семейный человек, а Вадим до сих пор остаётся на положении холостяка. Другими словами, свободным человеком. Непорядок! Несправедливость!Почему он тянет семейную лямку бурлака, а Вадим при этом не испытывает никаких семейных тягот и лишений. Так дальше продолжаться не может! Женить! Немедленно женить! Любой ценой! Пусть и он наденет тесный хомут семейной жизни себе на шею.
Кстати,об этом советский художественный фильм "Разборчивый жених".Не из этой ли привередливой категории и главный герой рассказа?Тоже не пьёт и не курит.Словом,положительный. Правда, до такого шального накала любовных страстей, как в фильме, в рассказе не доходит. Может быть, отчасти потому, что Вадим, как сейчас модно выражаться, находится в свободном поиске. Однако, за рамками рассказа, автор по секрету сообщает одному из читателей интересную подробность из личной биографии своего героя. Вадим внимательно присмотрелся к своей соседке и даже собирается жениться. Но это уже тема для другого повествования.
А пока интерес героя направлен к его любимому увлечению, связанному с выращиванием комнатных цветов. И если любимый с детства герой Вадима Ниро Вульф выращивал дикие орхидеи, то сам он предпочитает разводить розы и до поры до времени скрывает это занятие от своих коллег. Да и в полицию Вадим пошёл работать под обаянием своего кумира Ниро Вульфа. Но работа здесь оказалась, увы, намного прозаичнее, чем он предполагал, начитавшись художественной литературы. Всё –таки искусство и жизнь, которую оно отражает, идут параллельными путями. Да и хобби, которым он занимается в тайне от коллег, не добавляет мужественности герою и его профессии. Другое дело, если бы Вадим коллекционировал, например, холодное оружие. Такое занятие нашло бы понимание у его коллег, а пока за пристрастие к цветам за глаза они называют его Ниро. По этой причине назвала Вадима Ниро и его соседка Егоровна, тоже большая любительница цветов. На этой почве они даже познакомились и стали общаться. Ну, что делать! Шерлок Холмс в свободное от работы время играл на скрипке, а Максим Подберёзовиков – в народном театре. У каждого своё увлечение.
И почему бы нашему герою не заниматься разведением цветов. Всё – таки именно красота должна спасти наш суетный и заблудший мир. А Вадим пришел к ней по интуиции. На работе ему приходится иметь дело с грязью и мерзостью, а дома, наоборот, красота, цветы, яркие краски, наслаждение. Всё в природе и в жизни уравновешивается. На работе – животный мир, а дома – растительный мир, который умиротворяет, одухотворяет, расслабляет.И даже возвышает чувства.На работе - безобразное,а дома-прекрасное. Да и на работе разве Вадим не спасает красоту от грубых и бесцеремонных посягательств на неё различных преступных и деклассированных уголовных элементов.Отбросов общества.
На первый взгляд, увлечение полицейского далеко от его прямой профессиональной деятельности, от мужественности его профессии. Но это только на первый взгляд. На самом же деле, всё совсем наоборот. Дома полицейский искусственно выращивает культурные растения, а на работе как бы борется с дикорастущими сорняками на социальной почве,которые как бы забивают культурные растения,не дают им нормально произрастать.Словом,"пропалывает" сорную траву,которая как бы не даёт людям возможности замечать и радоваться красоте окружающего внешнего мира, наслаждаться природной и общественной красотой, прекрасным. Сорняки с отчаянным упорством ведут непримиримую борьбу с культурными растениями за местом под солнцем. Для сорняков более привычным и нормальным считается безобразный мир хаоса и беспорядка. Криминальный мир. Криминальный талант.
Как справедливо заметил классик русской поэзии:сотри случайные черты и ты увидишь-мир прекрасен!Вот этим в меру своих сил и возможностей и занимается денно и нощно главный герой рассказа.
И автор как добрый заботливый хозяин- садовод и старательный цветовод решила помочь своим рассказом культурным растениям в этой неравной природной и суровой борьбе. Цветок, в том числе и придорожный цветок, тоже живой и растущий организм, у которого очень многому можно научиться. Но для этого надо быть только заботливым, очень внимательным и наблюдательным, как автор рассказа София Лагерфельд, чтобы так тонко и ненавязчиво показать читателям, что удивительное рядом. Надо только к нему вовремя присмотреться вооружённым искусством взглядом и помочь. И тогда придёт литературный успех. Правда, не каждому это дано и удаётся. И по плечу. У Софии это очень хорошо получается. Да иначе и быть не может и не должно у автора с таким многообещающим именем София- филоСОФИЯ.Софи.Софико.Соня.А где мать София,там и три её неразлучные дочери:Вера,Надежда,Любовь.
Рядом с добрым доктором Айболитом обязательно должен находиться и его верный друг - цветовод Алонаум с алым маком в руках.
Свидетельство о публикации №215111401049
Ваша должница,
София Лагерфельд 22.11.2015 19:25 Заявить о нарушении
Василий Насонов 23.11.2015 15:51 Заявить о нарушении
Василий Насонов 07.06.2016 11:30 Заявить о нарушении