Дорогие мои мальчишки

Ч. 1.
   Мальчишки кучкой столпились около единственного на улице велосипеда. Этот велосипед принадлежал Серёжке Павлову, но каталась на нём вся улица, вернее, все мальчишки с Московской улицы. Все вместе они и ремонтировали этот велосипед. Все в сатиновых выцветших шароварах и таких же выгоревших синих майках. Сейчас мальчишки латали проколотую камеру. Спорили, как лучше её заклеить. Серёжка вынес из дома кусок резины, кто-то принёс клей.
  -А где будем вулканизировать? – спросил Витька Петров.
- Придавим горячим камнем,- отозвался Толик.
   Они так и сделали, когда же камера была восстановлена и заправлена на место, вся гурьба по очереди стала кататься на этом велосипеде. А вечером все разбежались по своим домам поливать  огороды. Нужно было полить, израсходовав воду из бочек, где она весь день грелась под солнцем, а потом наносить в эти бочки воды из колонки на завтра. Управившись с огородом, мальчишки собирались на «пятачке», куда приходили и девчонки, а так же парни и девушки постарше. Это был коронный час  для Юрки Смирнова: он играл на баяне и, кто умел танцевать, танцевали, остальные просто слушали его игру. Расходились по домам, когда в небе уже загорались звёзды. А утром надо было выгонять скотину, которую собирал пастух. В основном, это были козы, коров имели редкие семьи.  Матери же занимались приготовлением еды на весь день, так как на весь день уходили на работу, отцов же у большинства детей не было: погибли на фронте.
   Днём снова собирались в кучку, рассматривали и обсуждали свои поделки. Кто-то выпиливал лобзиком сказочные фигурки для младших сестрёнок, кот-то делал полочки для домашних нужд. Витька Петров любил выжигать увеличительным стеклом цветы на дощечках, иногда дарил их девчонкам, которые в знак благодарности могли связать и подарить рукавицы или обвязанные носовые платочки.  У Серёжки Павлова, кроме велосипеда, был ещё фотоаппарат, правда не его, а его дяди, но тот ему фотоаппарат, да и увеличитель доверял полностью. Серёжка охотно фотографировал и ребят, и девчонок, которые визжали от радости, когда он приносил им фотографии. Ещё он начал учиться собирать детекторные приёмники, чем очень удивлял ребят, потом к нему присоединился Толик, и они дарили приёмники друзьям и их бабушкам, жившим в деревне.
Иногда всей гурьбой ходили в лес по грибы или за ягодами, соревновались, хвастались находками и с радостью приносили добычу в семью. Ещё больше любили ходить на рыбалку. Вот уж когда разгорались страсти не на шутку.
- Ой, ой! Гляди, какая сорвалась, - кричал Юрка Смирнов, разводя руки в стороны на приличное расстояние.
- Это что? – отзывался Мишка, его младший брат, - у меня была больше, вот такая, - и он разводил руки уже гораздо шире.
Но почему-то вся крупная рыба срывалась у ребят с крючка. Да и не мудрено: ведь только крючки и были настоящими, а удилище, леска, грузила- всё было самодельным. Зачищенная ветка, суровая нитка, винная пробка – вот и весь нехитрый набор рыбака. Но зато какая была радость принести маме свежую рыбу, которую она приготовит на ужин. Если кому-то везло меньше других, то с ними делились уловом. Все мамы должны порадоваться. Такой был у них джентльменский закон. И только один Славка, по прозвищу «Клоп», так как был мал ростом, а, может быть, и не только поэтому, никогда ни с кем не делился и любил исподтишка делать ребятам гадости. Но ребята его не очень-то жаловали.
  Дрались же мальчишки исключительно только с ребятами с соседних улиц, там были свои «Мишки Квакины», которые лазили в чужие огороды, особенно на соседних улицах. Вот с ними-то и «воевали».
  А зимой по вечерам собирались в доме  у Толика, у него была большая кухня и очень гостеприимная мама. Заводили патефон, слушали песни, смотрели, как старшие, ловко скользя по некрашеным половицам, танцуют под звуки Рио- Риты и Брызги шампанского.  Иногда гасили свет и рассказывали страшные истории, например, «Вий». Не у всех были лыжи, но по очереди, как и на велосипеде, катались все, кто хотел, по широченной родной улице, которая круто сбегала к железнодорожному полотну, за которым бежала речка Белая, а за речкой начинался лес, в основном, хвойный. Зимой речка замерзала и становилась естественным катком, на котором, прикрутив верёвками к валенкам снегурки или ножи ( так назывались коньки), катались, в основном, мальчишки. А у кого не было коньков, приспосабливали уобразные металлические дуги с полозьями – этакие зимние самокаты.  В лесу же за речкой были такие сугробы, что без лыж не пробраться. Лапы сосен и елей покрывались снежными шапками и, когда задевал их, обрушивали на голову снежный водопад. Но всё равно в зимний лес любили ходить, особенно со старшими, когда те отправлялись на охоту. Те учили ребят стрелять из охотничьего ружья, разжигать костёр, читать следы на снегу. Был у мальчишек и свой кумир – старший брат Толика. Он на лыжах летал с огромных многоступенчатых трамплинов и никогда не падал, а летом, катаясь на велосипеде, выделывал такие трюки, что аж дух захватывало. Ещё зимой играли в снежки, в «займи престол», катали малышей на санках. Иногда заигрывались так, что про уроки вспоминали поздно вечером, когда уже хотелось спать. После школы же нужно было принести домой воды, дров, сходить в магазин за хлебом.
  Однажды мальчишки надумали залезть в товарный вагон, состав с которым иногда останавливался в тупике их улицы. Они так мечтали доехать до Москвы, которая была не очень-то далеко от их родного города, всего-то часов пять-шесть езды. Им очень хотелось увидеть парад Победы, победы, ради которой их отцы отдали свои жизни, оставив жён вдовами, а детей сиротами. Надумали и сделали: залезли в вагон, раздвинув двери «теплушки», и закрыли их за собой. В «теплушке» было темно, на полу валялся мусор, видно, вагон разгрузили, но сор не убрали. Мальчишки сидели тихо, как мыши. Они почувствовали, что состав тронулся, и тут только сообразили: у них совсем нет денег. Но не прыгать же из вагона на ходу! Стали ждать ближайшей остановки, которая случилась только через час. Толпа вывалилась из вагона, отчаянно щурясь и соображая, где они. Это был перегон, который назывался «Маурихина будка», туда ребята часто ходили за грибами, так что дорогу домой нашли. Но желание побывать на параде не покидало их, и они стали копить деньги к следующему году. 
 Так и бежали дни и времена года, пока не пришла первая любовь. Но это уже другая история.
Ч. 2.
Прошли долгие годы. Многие ребята стали отцами, а некоторые даже дедушками. Прошло время, пришли изменения: в городе выросли многоэтажный дома, на улицах же между частными домами вместо травы появился асфальт, в домах -  голубой экран телевизора, а затем компьютер и мобильники. Лучше ли, хуже ли стала жизнь? Она стала другой.
Дворы многоэтажек опустели, даже новое поколение бабушек не часто заседает на дворовых скамейках, а детей и подавно редко увидишь и услышишь, разве что самых маленьких в песочнице или на хорошо оборудованной детской площадке. Не играют в классики, не прыгают через прыгалки, в прятки тоже не играют, про мячи забыли. Но живут же в этих домах подростки! Куда они попрятались?
Никуда они не попрятались. Сидят у себя дома, общаются по мобильникам и в интернете. Играют тоже в интернете.
 Голос внука из его комнаты:
-Костя, я прошёл третий уровень, а ты?
- А я пока ещё нет, - слышен ответ в компьютере.
- Мне сегодня мама купила новый мобильник,- сообщает другу внук.
- Какой?
- С фотокамерой и видеокамерой. Класс!
- Покажешь?
- Конечно, завтра в школе.
Ребята учатся в восьмом классе. В школу ходят регулярно, носят книжки, которые поменяли в ранце накануне. Иногда выполняют письменные задания, если нет дома новых компьютерных игр. А на школьном дворе собираются группами, каждому хочется похвастаться обновкой.
- Что твой мобильник?- говорит Костик, рассматривая мобильник  моего внука.- Вот мне вчера мамаша курточку принесла, обалдеешь. Кожаная, вся на  молниях и заклёпках, с капюшоном. Сфоткаешь?
- Почему бы и нет. После уроков.
После уроков они зашли за сигаретами и отправились на площадку детского сада покурить. А дома опять засели за компьютерные игры. Ведь они не какие-нибудь «ботаники», чтобы тратить время на уроки.
Летом мальчишки с мамами уезжали на море, плавали, загорали, набирались сил и здоровья. Костя иногда ловил рыбу, внук участвовал в эстафетном забеге. Для ребят стало нормой просить близких: подай, принеси. Я не могу прервать игру, -  объясняет внук. Причина, конечно, уважительная. Да и ладно. Ведь успевает играть, заниматься спортом и прилично учиться. Мама довольна сыном: не хулиганит, не хамит, не шатается, где попало, дома на глазах, а это дорогого стоит.
  Как-то пошли летом в лес. Надумали развести костерок на лесной поляне. Сообразили выкопать ямку, обложить её грунтом, набросали в ямку хвороста, подложили бумагу, подожгли. Но когда бумага прогорела, хворост так и не занялся. Израсходовали всю бумагу, все спички, но разжечь костёр так и не удалось. Не велика наука, а всё-таки -  наука. В следующий раз взяли в лес с собою деда. Он-то им и показал, как правильно разжигать костёр, как его гасить. Но в лесу ребята не играли в войну шишками. Они позировали перед фотокамерой, кому-то отсылали смски, правда, погоняли футбольный мяч на полянке, съели с аппетитом всю принесённую с собой провизию.  Дед пытался обратить внимание внука и его друзей на птиц, щебечущих в стороне на ветках, на норки зверей под корнями деревьев, но бесполезно. Мальчишки наперебой показывали друг другу снимки, сделанные на их мобильники.  Это были интересные коряги, Юрка на дереве в позе орла, макушки сосен на фоне неба. Конечно, снимки были интересные, неординарные и память о походе в лес оставят надолго.
 Зимой же и  мальчишки, и девчонки отправлялись на платный крытый каток и там катались на своих чудесных коньках на ботинках. Редко, но становились на лыжи. Чаще всё-таки сидели дома за компьютером. Они, как их отцы, не играли в хоккей на самостоятельно залитом во дворе катке, не гоняли шайбу собственноручно сделанными клюшками.
 И девчонки, и мальчишки изредка бывали в кинотеатрах, смотрели художественные фильмы. Посмотрев фильмы о Гарри Поттере и фильм «Властелин колец» долго потом обменивались впечатлением по интернету.
Одно, пожалуй, объединяло дедов, отцов и внуков – это тарзанка, искалечившая немало мальчишек. Летом на деревьях над речным обрывом неизменно висели её канаты с округлой деревянной рейкой, обмотанной изолентой.
Девчонки подражали своим мамам и считали обязательным, если не пользоваться, то хотя бы иметь собственную косметику, которой хвалились друг перед другом. Ни традиционных портфелей, ни даже ранцев, ни школьной формы у детей не было. Учебники и тетради носили в школу в красивых пакетах, любили часто менять наряды и девочки, и мальчики. Стало у девочек нормой приходить в школу с ярким маникюром, с серёжками. И всё это было бы неплохо, если бы их разговоры были не только о нарядах, украшениях, сумочках и духах. Девчонки же, которые не имели возможности всем этим похвастаться, жались в сторонке, как бедные родственницы.
  Дни бежали за днями, и вот пришла, у кого – первая любовь, у кого-то, просто, - первый сексуальный опыт. Жизнь продолжалась… И она не была похожей на жизнь их отцов и дедов. Лучше ли, хуже ли стала она? Она стала иной.


Рецензии