1. Зеленый змий

Этим циклом миниатюр под названием "Зеленый змий" я хотел рассказать об алкоголе в моей жизни и о его влиянии на мою жизнь. Без морализаторства, просто как воспоминание. Не знаю, будет ли это кому-нибудь интересно. Три года уже я не пью и лет пятнадцать не курю. Нужно понять, стоит ли написать об этом.

Первый раз я попробовал алкоголь может быть будучи лет двенадцати от роду. А дело было так. Каждое лето я гостил у своих дедушки и бабушки. Иногда это были мамины родители, иногда папины. Видимо мама старалась освободиться от меня на время моих каникул. Вот и отправляла гостить то в одну деревню, то в другую.

А ЭТО было у маминого отца. К слову заметить, свою родную бабушку я не знал. Первую жену деда. Она рано умерла. А помню только вторую жену. От которой у деда с ней детей не было. Она была моложе деда лет на десять, своих детей не имела. Поэтому ко мне относилась хорошо.

Ну вот. Дед, выйдя на пенсию пристрастился ставить брагу. Мама правда говорила, что не помнит, чтобы дед пил до пенсии. Я ей верю. Да и на пенсии он не надирался. Я не видел, и другие не говорили. Странно, что говорят про русское повальное пьянство. А вот в 60-70-х в маминой и папиной деревнях я этого пьянства и не помню.

Фляга с бражкой стояла на сундуке возле печки. Собственно, я не знал, что там, в этой фляге и как это называется. Но будучи, как и все дети, любопытным я поднимал крышку фляги, когда деда и бабушки дома не было. И смотрел, что там что-то пенилось и чем-то сладким в нос шибало. Брал ложку, тайком черпал и пробовал. Не хмелел почему-то - по многу не пробовал.

Иногда дед гнал самогон. Не на продажу - для себя. Самогон я не пробовал. Смотрел только, как он тек в банку. А дед пробовал его время-от-времни - не пора ли делать "отсечку". Для этого он наливал немного в столовую ложку и поджигал жидкость. Жидкость загоралась голубым пламенем - значаит ещё не пора. Градусом полученный самогон был 60 градусов.

Для чего он использовался, я уже на помню. Однако каждый день у деда были вечерикнки. Приходили соседи и все играли в подкидного дурака. Видимо в это время и остаканивались. Хотя может и менял на что-нибудь.

Играть в дурака я так и не пристрастился. Очень были странными азартно-обидные выкрики игроков, если удачно сходил. У меня так не получалось - выкрикнуть, чтобы кого-то обидеть.

Порядки между мальчишками были в этой деревне жестокие. Ну, не всегда, были разные переживания. И игры были. Все были шпана, курили со второго или первого класса. Ругались матом. В этой деревне также знали, что есть "х." и есть "п.", и для чего они. Думал, что такая "развитатсь" произошла из-за того, что деревня находилась прямо с железной дорогой. Деревня так и называлась - "Блок Пост". Поэтому проезжающие и осатавляли в этой деревне свою "культуру".

Чего нельязя сказать о другой деревне, где меня также летом оставялал мама. Та деревня находилаяь на большой сибирскрй реке. А до моего города, областного центра, было 600 километров. Так там дети лаже не матерились. Даже помню, как-то собрались ватагой поиграть во что-то и один мальчик сматерился. Тогда мой брат услышал это и сказал, чтобы больше он с нами не играл. Вот что значит удаленность от достижений "цивилизации".

Детей у деда было десять человек. Две девочки умерли совсем маленькие. Из остальных - четыре парня и четыре девки. Когда им стало иполняться по четырнадцать лет, дед стал выталкивать их в город, областной центр. Одного только, младшего хотел оставить в помошники. Но он тоже ушел. Так дед остался один.

Один из парней умер от туберкулеза сразу после призыва. Заболел прямо там, в армии. Второй упал со строительных лесов и разбился, оставив двух двойняшек (мальчика и девочку) и старшую дочь. И вот уже город повлиял на всех их, и девчат и парней во всю свою страшную силу. Осталось два брата - самый младший и самый старший. Оба были мастера на все руки, как и дед. Младший был весельчак и хвастун. И оба они пристрастились в выпивке. Это был почти алкоголизм. Уже гораздо сильнее, чем дед. Младшего стукнул трамвай, когда он был "под шафе" - отсюда и инвалидность. Старший прожил больше остальных братьев и умер от рака, как и дед. Кажется от рака печени. А дед... Деда бабка закрывала в хате, пока сама уходила на работу, и он там корчился от боли, катаясь по полу.

Следующее воспоминание "Застолья взрослых":
http://www.proza.ru/2015/11/25/1138
=======
Все тексты сборника "Зеленый змий":
http://www.proza.ru/avtor/caphook&book=1


Рецензии
Мой отец 1921 года с 1940 на Рыбачьем.
По май 1947 года безвылазно на севере -
нашим, в отличие от немцев, отпусков не давали.
С 1947 года гонял на Псковщине лесных братьев.
В начале 1960-го отправлен хрущёвым пенсию,
с 27-ю годами выслуги. Поработать на пенсии
так и не успел. 06.06.60-го умер от третьего
инфаркта, ни разу не обратившись к врачу.
Ему не исполнилось и сорока.
Для меня самые горькие песни "Давай, закурим,
товарищ по одной", упоминание про фронтовые
сто грамм. Кто прошёл войну от звонка до звонка,
считай все были алкоголики. И Герои.
Вечная им Благодарная Память!

Василий Овчинников   27.02.2017 14:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.