Пан Спортсмен

          В 1971 году мы с родителями переехали в столицу Северного флота, Североморск. Переехали «с побережья», как тогда говорили северяне (что было равноценно выражению «из провинции»). После привычной, почти домашней, обстановки маленьких посёлков, где все знали друг друга и где, волей-неволей, ни у кого ни от кого секретов не было, я вдруг попал в настоящий город.
 
          В доме, где нам дали квартиру, мы однажды уже жили - мне тогда было года четыре. И двор, и сам дом остались прежними, зато сменились все ребята-соседи. А ещё меня ждала новая (только что построенная и сданная прямо накануне начала учебного года) школа № 12, с новыми учителями и новыми одноклассниками. В общем, почти всё непривычное, новое. Помню свои ощущения: я иду в девятый класс, мы в этой школе будем самыми старшими из учеников - и до выпуска нам остаётся совсем чуть-чуть!
 
          Во всей этой новизне (признаюсь честно - не особо радовавшей, а иногда даже пугавшей меня) почти сразу же нашлось и кое-что позитивное.
 
          Мы узнали, что в Североморске, в отличие и от Оленьей губы, и от Ягельной, есть плавательный бассейн. Пусть он был не такой громадный, как в Мурманске (тот бассейн иногда сравнивали с эллингом для дирижаблей) - зато недалеко от дома! На семейном совете решили, что мне надо будет обязательно ходить в бассейн, причём, заняться плаванием всерьёз - полезно будет для укрепления духа и тела.

          Через несколько дней после того памятного разговора я был представлен своему будущему тренеру, Валерию Михайловичу, подтянутому брюнету лет тридцати. Чертами лица Валерий Михайлович слегка напомнил мне молодого Пушкина, и я сразу же почувствовал симпатию к нему, а когда узнал, что мой новый наставник ещё и мастер спорта, к симпатии добавилось уважение.

          Рядом с тренером я увидел группу ребят - его воспитанников, вместе с которыми мне теперь предстояло плавать. Из них я знал лишь двоих: Олега Бобылева и Толю Богачёва. Олег был мне знаком потому, что его отец служил вместе с моим, ну а с Толей мы волей судьбы несколько недель назад стали одноклассниками.

          Состав команды оказался довольно неоднородным. Часть её составляли такие же школьники-старшеклассники, как и я. Среди моих ровесников, кроме Толи и Олега, были Саша Бородин, Галя Зайцева, Миша Морозов, Юра Свирский, Юра Шестаков и ещё несколько ребят, которых, к сожалению, уже не помню. Ещё в команду входило несколько матросов и солдат срочной службы из флотской спортивной роты. А самым старшим из нас был Женя Яцевич - лейтенант, выпускник Черноморского высшего военно-морского училища.

          И вот началась моя самая первая тренировка. Валерий Михайлович велел мне плыть вольным стилем по первой дорожке. Ну, вольным - так вольным, и я поплыл, как умел…

          Похоже, тренеру накануне сообщили, что я хорошо умею плавать - и это, с любительской точки зрения, было истинной правдой. Я действительно не тонул, не боялся глубины и был достаточно вынослив. Чуть ли не в первый год, когда отец на Чёрном море научил меня уверенно держаться на воде, мы с ним стали заплывать достаточно далеко. А позже я уже в одиночку преодолевал довольно большие расстояния на родном очёрском пруду, хоть порой и страшновато бывало (в нём почти ежегодно кто-нибудь тонул).

          Но, несмотря на былые «подвиги», на своей первой тренировке я выглядел совсем не лучшим образом - потому что ни одним из классических стилей плавания к своим шестнадцати годам не владел.

          Бултыхаясь на своей дорожке, я смотрел, что творят неподалёку от меня другие ребята - и дух захватывало. Неужели я когда-нибудь научусь плавать так же здорово, как и они?
 
          А Валерий Михайлович, между тем, поглядывал на меня весьма разочарованно...

          Как выяснилось уже довольно скоро, я попал совсем не в простую спортивную секцию, где обучают ничего не умеющих энтузиастов, а в элитную команду, которая занимается скоростными видами подводного спорта, и куда стремятся отбирать, как правило, самых лучших пловцов.
 
          А в тот день я так и продолжал до обидного медленно плавать вдоль своей дорожки, ловя на себе безрадостный взгляд тренера. Приятная, чуть зеленоватая вода, ласкавшая кожу, меня уже не радовала, а в голове почему-то непрестанно звучал припев из популярной тогда песни «Глаза на песке»…

          Спустя несколько месяцев, Олег Бобылев по секрету рассказал мне, что он  сразу же после той тренировки узнавал мнение Валерия Михайловича о моей персоне. Ответ был прост: парень плавает плохо, нам такой не нужен...

          Мне же тренер тогда хоть и не сказал ни «да», ни «нет» - тем не менее, приходить на тренировки не запретил. Я не пропускал ни одной и очень старался. Правда, не всегда понимал, как надо себя вести. В частности, зная, что «правильно» плавать у меня не получается, к тренеру за советами не обращался. Откровенно боялся услышать после какого-нибудь своего дурацкого вопроса что-нибудь вроде:

          - Как? Ты не знаешь даже таких элементарных вещей? Вон отсюда! И БОЛЬШЕ НЕ ПРИХОДИ!!!

          А уходить из спорта, едва лишь успев почувствовать, что это такое, мне очень не хотелось. Если бы ушёл, мне было бы стыдно перед родителями, которые так в меня верили. Помню, отец тогда начал величать меня Паном Спортсменом (так звали одного из героев нашей любимой телепередачи «Кабачок 13 стульев») - причём, в таком обращении отца я слышал не только дружескую подначку, но и определённое уважение.

          Стыдно было бы и перед одноклассниками (ну а перед одноклассницами - тем более!). Они ведь уже знали, что я вошёл в состав довольно известной в городе и уважаемой команды спортсменов-подводников.

          Стыдно было бы, наконец, и перед самим собой - не выдержал выпавшего на мою долю испытания - и тут уже было неважно, по какой именно причине не выдержал.

          Несколько месяцев подряд я шёл на каждую тренировку, как на неизбежное наказание. Удовольствия не получал никакого и каждый раз переживал: а вдруг меня в бассейн больше не пустят? И, конечно, сильно уставал: мои товарищи на тренировках просто получали хорошую нагрузку, а я же, не владея как следует техникой плавания, но стремясь не отставать от других, тратил силы нерационально.

          Конечно, я за это время уже и сам начал кое-что соображать в плавании, и ребята мне помогали своими советами - так что определённый  прогресс у меня всё же был. Но тренер, постоянно давая какие-то указания другим, мне по-прежнему не говорил ничего. Это не радовало. Видимо, Валерий Михайлович по-прежнему продолжал относиться ко мне, как к бесполезному балласту, как к обузе, доставшейся, по недоразумению, именно ему. Наверное, тренер, наблюдая за моими мучениями, просто выжидал, когда же я заброшу то то абсолютно безнадёжное для себя дело, за которое, по незнанию, взялся - ну а я всё никак не уходил и не уходил.

          Наконец, на очередной тренировке Валерий Михайлович остановил меня в самом начале дистанции и впервые за всё время подсказал мне одну маленькую техническую тонкость. Я под его присмотром несколько раз проплыл туда-сюда, отрабатывая не поддававшийся мне элемент - и получилось! Плавать мне сразу стало значительно легче.

          С тех пор, тренер начал работать со мной точно так же, как и со всеми остальными. Ну а товарищи по команде давно уже стали воспринимать меня, как равного среди равных.

          Ещё через некоторое время я, наверное, окончательно перестал выглядеть на воде так нелепо, как было раньше. Правда, при плавании на скорость я похвастать сколь-нибудь высокими результатами, по-прежнему, не мог. Это, конечно, огорчало, хоть я и понимал: для того, чтобы плавать не хуже, чем мои друзья, мне надо было тренироваться с детства, как они. Зато, теперь моё настроение - и перед каждой тренировкой, и после неё - было отличным! Появилась уверенность в своих силах, хоть и дурацкая стеснительность никуда не делась. Например, я избегал учиться плавать баттерфляем, если в этот момент меня хоть кто-то видел. А поскольку в бассейне почти никогда не бывает совершенно безлюдно, толком овладеть этим непростым стилем я так и не смог...

          Летом я снова приехал в родной Очёр и с удовольствием продолжил свои тренировки «на открытой воде». Надевал ласты, маску с трубкой - и вперёд! Однажды, подгоняя своё снаряжение перед очередным заплывом, я увидел, что на мои приготовления снисходительно-высокомерно глядит молодой здоровенный парень - «гора мышц». С ухмылкой оценив мои антропометрические данные, незнакомец сказал:

          - А ну, давай-ка сплаваем наперегонки до нырялки и обратно. Вот увидишь - я тебя даже без ласт обгоню!

          То, как он это сказал, мне очень не понравилось - и, наверное, вместо того, чтобы поддаваться на откровенную провокацию, стоило бы сделать вид, что я ничего не слышал. Тем не менее, я вызов принял - и мы стартовали. Я плыл с полной отдачей, как на настоящих соревнованиях - знал, что очень хорошие пловцы действительно могут и без ласт обгонять менее подготовленных пловцов в ластах. А опозориться мне так не хотелось!

          На обратном пути я увидел, что мой соперник, мощно молотивший воду, отстал от меня чуть ли не на половину дистанции...

          Невелика доблесть - превзойти самоуверенного дилетанта. Но мне этот случай лишний раз подтвердил: физическая сила - это очень здорово, но сама по себе она далеко не всегда может быть решающим аргументом.

          В десятом классе я продолжал регулярно ходить на тренировки и всё старался повысить свой уровень. На очередном первенстве Северного флота по плаванию я, впервые в жизни, выступал уже как полноценный спортсмен-подводник. По показанному результату мне даже был присвоен второй разряд - хоть и не очень высокий, зато честно завоёванный!

          Только когда началась подготовка к выпускным экзаменам, с бассейном и своей командой я вынужден был расстаться.

          Поступив, после школы, в училище, я, по ряду причин, достаточно регулярно продолжать свои тренировки не смог. Тем не менее, один раз (курсе на втором или третьем) мне довелось участвовать в соревнованиях по плаванию.
 
          Олег Лапшин, спорторг, которому было поручено сформировать сборную нашей роты, выяснил, что у нас было несколько человек, более или менее хорошо умевших плавать. Желающие проплыть на соревнованиях кролем и брассом нашлись сразу, а вот на баттерфляй охотников не нашлось. Тогда Олег обратился ко мне:

          - Давай, Гарик... Очень надо!

          - Да ты что, Олег? Это совсем не мой стиль! Опозоримся ведь...

          - Подумаешь - сто метров! Совсем немного!

          - Я в жизни ни разу не проплывал баттерфляем столько. Одно дело - пять-шесть раз выпрыгнуть из воды перед отдыхающими на пляже, чтобы продемонстрировать: вот как я умею, ну а тут же ещё и какой-то результат надо показать!

          - Никакой особый результат от тебя и не требуется. Просто, если мы на баттерфляй никого не выставим, получим за этот вид соревнований «баранку» (то есть, ноль баллов) - и тогда нам на приличное место можно не рассчитывать. «Баранку» получим и в том случае, если ты сойдёшь с дистанции. Так что, твоя задача - просто как-нибудь проплыть до конца!

          Плыть баттерфляем мне совсем не хотелось, но раз уж так надо - значит, надо...

          Настал день соревнований. Наши очень неплохо выступили кролем и брассом, и вот начались заплывы баттерфляем. Я залюбовался, как красиво плывут ребята из сборной училища: казалось, они летели над водой, лишь слегка касаясь её кипящей поверхности. Правда, мне тогда окончательно стало ясно, что я с ними, даже в первом приближении, сравниться не смогу.

          Вот стартовал и мой заплыв. Два курсанта, которые входили в сборную училища, тут же «улетели» далеко вперёд и вскоре благополучно финишировали, а остальные, судя по всему, так же, как и я, занимались лишь «пляжным» баттерфляем. Казалось бы - что такое сто метров, но мне это расстояние тогда показалась бесконечным. Да и не только мне - с дистанции один за другим сходили мои «товарищи по несчастью» - и вот я на воде остался в полном одиночестве. Никакой техники плавания я, увы, не демонстрировал - но, однако, продолжал двигаться к финишу. Когда «доплюхал» свою стометровку, услышал аплодисменты: ребята благодарили за то, что не подвел!

          Выдающимся спортсменом я не стал, да и не мог стать. Тем не менее, спортивная закалка, полученная в юности, меня потом много раз выручала.
 
          Что стало с моими североморскими друзьями - товарищами по команде?
 
          О судьбе некоторых я не знаю ничего. С Женей Яцевичем мы вновь встретились в Западной Лице, когда я стал лейтенантом, а он - старпомом на ракетной подводной лодке. Толя Богачёв ушёл из жизни двадцать лет назад, а Галя Зайцева - на прошлой неделе. Миша Морозов живёт в Ульяновске, а Саша Бородин, всегда отличавшийся надёжностью и постоянством - в городе нашего детства и нашей юности, Североморске.


Рецензии
Я тоже плавала когда-то хорошо, но только как любитель. Переплывала Волхов туда и обратно в приличном по ширине реки месте, где-то 600 метров получалось в общей сложности, плюс течение, с которым приходилось бороться))) Сейчас уже не рискну(((
С Вами и о своём вспомнилось, Игорь))
Упорство - замечательная черта характера! Всегда надо бороться до конца, не сдаваться!
Спасибо большое, дорогой Игорь!

С уважением, теплом и улыбкой)))

Марина Белухина   01.11.2020 23:13     Заявить о нарушении
Дорогая Марина, спасибо Вам большое! Не сомневаюсь, что Вы и сейчас сможете переплыть Волхов! Только всё же попрошу Вас этого не делать...

С теплом и уважением,

Игорь Караваев 2   02.11.2020 14:21   Заявить о нарушении
Что Вы, Игорь?! Я не настолько смелая) И раньше со "страховкой" переплывала))) Река у нас глубока и своенравна. Лодка обязательно находилась недалеко со спасательным кругом))

Марина Белухина   02.11.2020 22:34   Заявить о нарушении
И это правильно!

Игорь Караваев 2   02.11.2020 23:23   Заявить о нарушении
Молодец, Игорь! Настырность - очень хорошее качество! Плавать много - очень полезно для здоровья, не зависимо от результатов. Р.Р.

Роман Рассветов   25.09.2022 12:36   Заявить о нарушении
Дорогой Роберт, спасибо Вам большое! Полностью с Вами согласен!

С теплом и уважением,

Игорь Караваев 2   03.10.2022 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.