Афганец Глава 1

                Глава1.

Ввод советских войск в Афганистан уже на протяжении трех десятилетий вызывает у многих ученых, военных и политиков противоречивые эмоции. С одной стороны, сама операция, ключевым моментом которой стал штурм дворца Амина в Кабуле, до сих пор является образцом для действий спецназа в подобных ситуациях. С другой, нельзя рассматривать ввод советских войск в Афганистан в отрыве от последующего обострения международной напряженности, а также от того, что это событие в конечном итоге стало одной из причин
распада СССР.

Руководство СССР и КПСС стремилось к тому, чтобы всячески поддержать молодое правительство афганской республики. В течение всего 1978 году сюда направлялись значительные денежные средства, ехали военные и экономические советники, которые стали главными организаторами земельной и образовательной реформ.
В то же время внутри Афганистана росло недовольство как среди простого населения, так и среди правящей верхушки. В начале 1979 года  это сопротивление вылилось в открытый мятеж, за которым, как выяснилось уже в наши дни, стояли США. Уже тогда Тараки требовал от Брежнева, чтобы тот санкционировал ввод советских войск в Афганистан, однако, получил твердый отказ.
Ситуация резко изменилась в сентябре 1979 года, когда один из сподвижников Тараки Амин произвел переворот и пришел к власти вместо задушенного в тюрьме бывшего президента. Приход к власти Амина резко изменил как положение дел внутри Афганистана, так и его положение на международной арене. При этом, судя по недавно опубликованным воспоминаниям известного американского общественного деятеля З. Бжезинского, в этом перевороте Соединенные Штаты играли самую непосредственную роль, имея своей единственной целью погрузить СССР в «свою вьетнамскую войну».
Таким образом, основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в крайне важном стратегическом положении этой страны, а также в том, что после переворота Амина советское правительство было вынуждено вмешаться во внутренние дела этого государства, чтобы не получить на своей границе очаг напряженности.
Ввод советских войск в Афганистан был санкционирован решением высшего партийного органа – Политбюро ЦК КПСС. При этом в решении указывалось, что в своих действиях руководство СССР опирается на договор о дружбе, который был подписан между странами еще в 1978 году.
Накануне нового, 1980-го года, в результате штурма президентского дворца был убит Амин и президентом республики стал ставленник СССР Б. Кармаль. На какое-то время ввод советских войск в Афганистан способствовал нормализации внутренней жизни страны, однако, впоследствии советские войска были втянуты в тяжелые вооруженные столкновения с моджахедами, итогом которых стали более 15 тысяч погибших с советской стороны.
Такова печальная история этой войны уже совершенно в наше время в последней четверти ушедшего двадцатого века. Коммунистическая партия, её вера в интернационализм, её вера в построение коммунистического общества, неуклонное выполнение Постановлений Политбюро СССР армией, нашим обществом привели к этим печальным результатам.
Отвага русских парней, воевавших в Афганистане, была присуща русским людям всегда. Люди выполняли свою задачу, свято веря в то, что это нужно Родине, Партии. Воевали не за страх, а за совесть. Добавить здесь больше нечего.
Прошла война. Ушли войска из Афганистана. Когда-то давно ещё англичане говорили, уходя из Афганистана, что воевать с исламом бесполезно. Ушли и мы.
Остались парни, с искалеченным сознанием, с оставшейся в них совестью. Их было много в те времена: на улицах, в метро, в поездах электричек. Они были всегда в своей форме кто без руки, кто без ноги, а кто и без обеих ног. Они пели в переходах метро свои песни. Люди кидали им деньги. Они и сейчас у рынков поют, собираясь в маленькие ансамбли, свои песни. И люди до сих пор кидают им деньги. А пробовал ли кто-нибудь их понять? Как им живётся сейчас? На что они живут? Получают ли инвалиды без рук и без ног достойную пенсию?  Имеют ли они хорошее жильё? В те далёкие годы я на эти вопросы ответить не мог. Не могу и сейчас. Их уже редко можно встретить на улицах. В день праздника войск ВДВ. Но они молоды и не участники войны в Афганистане. Это – их традиция. А те, что воевали, их уже не видно. Где они?
С одним таким воином- афганцем мне пришлось познакомится за несколько лет до окончания двадцатого века.
Я ходил на работу по сокращённому пути мимо дома-интерната для престарелых. Эта работа уже была после пенсии. Я ещё был крепок. И мои знания по моей специальности пригодились автотранспортному предприятию. Они нашли меня сами. Дали зарплату достойную.
Каждый день, проходя мимо этого интерната, я   встречал в воротах этого интерната сравнительно молодого человека на вид лет 35- 37. Он всегда был нетрезвым. Иногда он пытался заговорить со мной, но это было делом бесполезным. Чуть дальше по моему пути был продовольственный магазин. Иногда он стоял на ступеньках этого магазина и махал мне рукой, как старому знакомому. Но познакомиться нам так и не удалось. Я стал ходить по другому пути, и больше его не встречал.
В этом интернате работала медсестрой моя знакомая. Мы жили с ней в одном подъезде и знали друг друга более двадцати лет. Она-то и рассказала мне про него. Он был афганцем, воевал в Афганистане. Государство выделило ему двухкомнатную квартиру. Он ранее был женат и даже у них был ребёнок.  К своему несчастью в мирной жизни он себя не нашёл. Выпивка стало ежедневной, жизнь семьи сломалась, и жена с ребёнком ушла от него. Но как он попал в дом престарелых, пока было не понятно.
На предприятии, где я работал до момента выхода на пенсию, работала вместе со мной женщина. Она была главным бухгалтером предприятия. Назову её Ниной Ивановной. Она старалась изо всех сил выглядеть молодо. Губы красила немыслимо красной яркой помадой, что делало её похожей на женщину лёгкого поведения. Она носила длинные серьги, платья из панбархата с кружевами на груди, и старалась ходить на высоких шпильках, хотя ей было уже за пятьдесят!
У неё был отдельный кабинет. Остальные бухгалтеры сидели в общей большой комнате отдельно от неё. Умом особым она не блистала.
Но тем не менее она относилась ко мне приветливо, и часто разговаривала со мной, когда я приходил подписывать какой-либо документ.
Как-то она поинтересовалась у меня: нет ли у меня знакомых в горводопроводе?  Я ответил, что нет. Но спросил зачем ей это нужно.
В нашем городе за рынком есть овраг. Он- в центре города. Там никто ничего не строил. Я, как экскурсовод, знал эту легенду, что это место «проклятое», т.к. Иван Грозный, в бытность свою, казнил там всех провинившихся людей, их тут же и зарывали. С очень давних пор на этой земле никто ничего не строил. Не строят и сейчас. А Нина Ивановна, приехав из Магадана в наш город на постоянное место жительства, решила в этом овраге возвести трёхэтажный коттедж. И возвела. Но вот со сточными водами ей не повезло. Горводопровод не давал ей согласия на отведение сточных вод. Коттедж стоял, но она там не жила. Её муж находился ещё в Магадане, дорабатывая северный стаж.
Когда руководящие органы решили, что во всех крупных предприятиях должна быть охрана, то начальником охраны стал бывший завгар (заведующий гаражом). Это был крупный молодой мужчина тридцати лет. Он был разведён, имел двух дочерей, но с ними не жил.
Как-то все заметили, что Нина Ивановна стала приходить из другого здания к Николаю- завгару. Они о чём-то беседовали в его кабинете. Время шло.  Они стали встречаться. Встречались в этом недостроенном коттедже, хотя там не было водостока.
Так случилось, что муж неожиданно приехал в наш город. Он знал про коттедж, и направился прямо туда. Разумеется, он застал свою, уже немолодую жену с тридцатилетним мужчиной в постели.
Суд состоялся. Развод. Муж по суду отбирает у Нины Ивановны коттедж, построенный на его деньги. Она вынуждена была поселиться у своего брата, который и был афганцем.
14 ноября 2015 год.


Рецензии