38. О любви и её опыте в контексте знания. Эссе

Любовь по самой природе женщины её центральный интерес в жизни. (Феминистки были двух типов - те,что ратовали за раскрепощённость в любви и в отношениях полов и те, что отказывались от любви и семьи ради деятельности в иных сферах социальности и, в частности, в смысле освоения ряда "мужских профессий".)
Считается, что чтобы знать о любви и говорить о ней необходимо прежде её пережить. Иначе будет иметь место у говорящего о любви лишь словесный водопад мёртвых и полумёртвых понятий. Это не так. Переживающие любовь как раз не рефлексируют, не философствуют о ней, не исследуют этот феномен, они ею живут и это форма их познания. Ни во время любви, ни после такие люди не испытывают желания "раскладывать по полочкам идей свои переживания, которые порою даже толком не сознают и быстро забывают. Следовательно, теоретически они слабы и могут ошибаться. Но поскольку они люди, т.е. мыслят, то вольно или невольно имеют о любви свои представления, а ряд представлений - это уже система взглядов. Но в знании важен именно познавательный опыт, профессионализм, который и помогает достаточно правильно, в сравнении с обыденным и догматическим мышлением, мыслить что угодно, в том числе мыслить о любви.
Вторая ошибка, которую совершают женщины, это их уверенность, что они знают психологию и природу, возможности и ограничения женщины в мире, поскольку сами являются женщинами. Но познать себя иногда много труднее,чем познать другого, тем более на основе конкретного мышления и эмпирики.
Давайте разберёмся.
Прежде всего из нектара цветка, лунного сияния и жизненного опыта создадим образ  Самоуверенной Дамы, отказывающей мыслителю в понимании особенностей и природы любви. И обратимся к ней с "разъяснительной речью".
"Уважаемая Дама, представьте себе любимого мужчину, мускулистого, с большим сексуальным опытом и равнодушного совершенно к философии и психологии. Он не может сообщить вам о любви то, что сообщает абстрактный мыслитель. Но он умеет любить, он показывает вам эту любовь, живёт ею с вами. Вы с ним просто наслаждаетесь и сексом и душевной близостью. Если во время полового акта начать теоретизировать о любви, то получится полный идиотизм, а секс может превратиться в стенания обманутых ожиданий.
Теоретически адекватно выразить всю эту гамму чувств, частностей, интимных отношений двух душ и тел невозможно. Это событие повторяемо и в то же время всегда уникально и не повторимо (поймите же различие "повторяемости" и "неповторимости"!)
Вышеозначенная любовь есть сама жизнь, или,как любят говорить дамы, "практика". Жизнь с эмпирической стороны как раз и состоит из разного рода "явлений" - что "является", проявляется", чувствуется, ощущается, переживается.
Но что "проявляется из..." - внешнее. А внутреннее тогда - основание, сущность, скрытый, не познаваемый нами без особого понятийного исследования, процесс, формирующий именно ЭТО явление.
Чем можно освоить, хотя бы частично, это "внутреннее"? Только абстрактным мышлением (в его союзе с мышлением конкретным).
Слово "абстрактный" имеет в обиходе (у профанов) чисто отрицательное значение - часть явления делают целым. "Абстрактное" в этом понимании - "оторванное от жизни, от реальности, схоластика, нечто заумное, учёное по форме и пустое по существу. Таких слишком абстрактных мыслителей и учений много. Но есть и очень положительная сторона абстрактного мышления - оно порождает разумное понимание действительности. Мышление у каждого человека - конкретно-абстрактное. Только в жизни преобладает конкретное, а в учении и учениях абстрактное начало.
Абстрактное - дистанция от физической жизни, т.е. вхождение в жизнь понятийную и идеальную. Только через понятия мы можем не только переживать, но и познать жизнь по настоящему. Приходится отвлекаться от явлений, чтобы познать или попытаться познать их сущность, основу, причины и следствия. Мы, через абстрагирование, делаем явление понятнее, выясняем его место в целом, его значение и ценность в жизни индивидов и общества. Так мы познаём разновидности или формы проявления явления, его плюсы и минусы, особенности и свойства - общие и специфические.
А это и есть изучение души человеческой, человеческих отношений *психология) и основ форм любви, с выявлением родовой формы (философия). Добавьте сюда и историю любви в мире, общую и конкретную, требующую кропотливого собирания материала и его осмысления.
Мы говорим, что человек отличается от животного не только жизненным опытом, но прежде всего умом (идеальностью, способностью к абстракции). Любой опыт надо осмыслить и интерпретировать его можно по разному. Но даже те из исследователей, кто выступает однозначно против понятия-абстракции (например, А. Белый), вынуждены осмысливать эту свою позицию абстрактно и выражать её через понятия.
Философ Кант показал, что отождествлять истину и опыт мягко говоря наивно, хотя именно опыт стоит в центре учения Канта. Кант предполагает опыт уже осмысленный, а истина для него непознаваема, относится к миру "вещей-в-себе". Понятно, что есть много опытных истин, но все они относительны.
Познавать человека - познавать все пути его очеловечиванья или отчуждения от социума, познавать его возможности и перспективы. Это комплексное знание, в котором участвуют все гуманитарные науки. Такое знание пытается охватить все основные формы жизнедеятельности человека - всякая форма важна и дополняет все основные. Психологическое же изучение, в частности, предполагает и учение о эросе и любви. Соответственно приходится изучать природу и отношения полов. Более конкретно учение о сексе. Это не только психологические, но и физиологические, биологические изыскание. Даже влечения к противоположному полу и половая жизнь животных (зоология) помогает нам лучше уяснить специфику человеческих любовных отношений.
Обратим внимание на любовь. Мы увидим огромное разнообразие её проявлений; сексуальная любовь лишь малая толика любви вообще, её внешняя сторона.
В сущности, в человеческом мире за каждой душой, действием, словом, событием скрыты две основные силы цивилизации - любовь и ненависть. Реже они вступают в союз, чаще находятся в состоянии "войны".
Общее всех форм любви - любовь как таковая, основание всякой любви, или эрос.
Что до разнообразия форм, то Эрик Фромм как-то заметил: "Любят музыку Бетховена, но любят и котлету..." Разница огромная, но и там и тут любят (причём степень переживания в обоих случаях может быть одинакова).
Познание Любви способствует её оптимальному использованию в жизни, что означает ослабление Ненависти, Вражды, Равнодушия.
Но дать по какому-либо явлению полное, законченное, абсолютное знание невозможно. Поэтому все учения о любви при всей конкретике их данных имеют всё же характер гипотезы, субъективного мировидения того или иного автора. Эти гипотезы открыты для полемики.
Но когда даже не спорят, а лишь отрицают дееспособность оппонента, то это признак невежества и доверия к тому, что такой человек "полагает" нет совершенно. Он сам исключает себя из диалога, в котором только и возможно более углублённое познание действительности.
Учения субъективны, а значит могут противоречить друг другу и вместе с тем, независимо от своей истинности, они могут и "работать" и "не работать" на практике.
Итак, есть некая единая сущность, которая в нашем мире распадается на множество явлений. Это не идеал любви, а реальная родовая энергия жизни и всяческого созидания. Проявления любви имеют свою иерархию - от низших до высших.
В психологии такая сущность называется "эротизмом", в философии "эросом", в религии Богом ("Бог есть Любовь", т.е. "Любовь есть Бог").
Существует и такое понятие, как "физический эрос". Через этот эрос существуют все физические миры. Эрос связывает, скрепляет, соединяет элементы системы друг с другом и с реальностью в целом. Ещё древнегреческие философы учили о двух силах космоса (Эмпедокл) - Любви и Ненависти. Первая стихия соединяет, вторая разъединяет, разобщает. Первая даёт условия для появления жизни, вторая порождает смерть и разрушение материи. Взаимопритяжения атомов создают тела, а тела - мир. Даже противоречия могут быть в гармонии. Это и есть физический эрос.
На уровне человека Эрос есть любовь - взаимопритяжение душ, характеров, чувств, тел, судеб.
Особенности любви хорошо характеризует природу как человека вообще, так и индивида в частности, мужчину или женщину.
Любовь отличается от секса как душа от тела.
Любовь это и социальное явление, на неё влияет сама жизнь, эпоха, обычаи и нравы народов, среда, социальные институты и семья, традиции и новшества.
Обыденное сознание часто путает любовь и секс. Говорят: "Вы не любили", а подразумевают - "вы не имели секса".
Тот, кто не умеет любить по человечески, превыше всего ставит секс. И тогда возникает культ тела, гениталий, внешних отношений. Сексуальность создаёт престиж. Кто не занимался сексом, того считают ущербным. Но затем он определяется ущербным целостно, как человек, как психолог или философ и ничего путного о любви он уже якобы сказать не может. А любая критика женщины воспринимается женщиной как личное оскорбление.
Но речь ведь идёт не об опыте любви автора, а о его психологической и философской компетенции. Чтобы согласиться с ним или отвергнуть его, нужно читать его сочинения, а не отмахиваться от них.
Причём автор может использовать данные о чужом сексуальном и любовном опыте. Идеи других следует учитывать."
Я кончил речь. Дама томно вздыхает, молча грозит мне пальчиком и исчезает.


Рецензии