Выбор исторической целевой трансцендентной группы

    Люди творческих профессий (а творческими свои профессии делают сами люди) соотносят себя не только с современниками, но и с историческими представителями, занимавшимися тем же видом искусства или иной творческой деятельности. Об этом свидетельствует исследование проведённое автором данных тезисов методом включённого наблюдения в таких группах.
     Вступая в группу деятелей искусства, личность присоединяется к сообществу не только современников, но и персон исторических, точнее их трансцендентной исторической значимости, поскольку некоторые из них могут быть фигурами полумифическими. В этом случае важную роль занимает не сама личность, а представления о ней, воспоминания. Более того – индивид чаще выбирает направление деятельности по историческим предшественникам и лишь затем входит в группы современников: писатель – в группу писателей, художник – художников, политик – политиков.
     Отнесение себя к исторической целевой трансцендентной группе (ИЦТГ) присутствует не только у творческих людей. Любой, живущий или хотя бы воспитанный в обществе, относит себя к подобной группе. Даже отшельник будет относить себя к трансцендентной группе отшельников. Феномен Маугли – ещё одна иллюстрация того, как человек относит себя к прайду.
     Существует так же и трансцендентная группа людей, не занимающихся творческой деятельностью. Для того чтобы рассмотреть её особенности, следует выяснить, почему личность вообще нуждается в трансцендентной группе.
     Согласно теории А.Г.Маслоу: потребность в принадлежности лежит посередине между базовыми и высшими потребностями. Принадлежность к ИЦТГ конкретизирует (помогает внутренне формулировать) то, как и в чём индивид собирается удовлетворять свои высшие потребности: в чём личность хочет актуализировать себя, добиться уважения окружающих и найти основания для самоуважения. Эта же принадлежность помогает ему обрести навыки и необходимые знания.
     Включение себя к ИЦТГ является внутренним актом и далеко не всегда прямо связано с областью трудовой деятельности. Так, например, в социальных группах стандартизированного труда могут быть люди, активно занимающиеся на досуге творчеством. Поэтому заявления типа: «да ведь я всего лишь…», - являются не реальными аргументами, а выражением психической защиты и страха.
     Происходит это, если в процессе воспитания в ребёнке подавляются творческие потребности и насаждаются комплексы неполноценности, тогда выбор исторической группы будет затруднителен – человеку будет сложно соотнести себя с «великими» прошлого. Здесь следует отметить негативную роль отнесение окружающим индивида общества (родители, учителя) знаковых представителей различных ИЦТГ к, образно говоря, «небожителям», с морализацией их образов. Это усиливает невротический страх личности, осознающей себя «недостойной» рядом с идеализированными историческими деятелями, взять на себя ответственность в принадлежности к ИЦТГ. Потребность в принадлежности при этом остаётся, и индивид относит себя к группе не занимающейся самоактуализацией. Конкретика этой группы не имеет принципиального значения (марка пива, фэн клуб). Важно, что отнесение себя к такой группе становиться для человека самоограничением.
     Парадоксально, но трансцендентная группа столь же необходима для подавления высших потребностей, сколько и для их удовлетворения. Здесь уместно вспомнить высказывание: ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой. Сознавая себя частью группы, не занятой самоактуализацией, индивид формирует свой конформистский внутренний мир. Его девиз – «быть как все» – без конкретизации «всех», «другие» – творческие личности просто не замечаются, или воспринемаются с негативным знаком. Для участника статичной группы потребность в принадлежности выступает в самозавершённости: ведь в творческих группах «быть как все» невозможно – каждый индивидуален, и только в группе, исключающей развитие, существует иногда очень жёсткий шаблон. Трансцендентность здесь достаточно условная – существование подобных групп в других городах, странах и в истории не имеет для участников принципиального значения. Однако она имеет направленное действие – подавление тревожности (возникающей в следствии попыток бессознательного направить человека к развитию, как это указывал ещё в «Психологии бессознательного» К.Г. Юнг), что достигается благодаря осознанию существования и даже превалирования в обществе подобных статичных индивидуумов.
     Таким образом, можно сделать вывод: успешное развитие личности, её самоактуализация, или подавление развития, прямо связаны с трансцендентной ориентацией.


Рецензии