Вояж обывательницы, очнувшейся от спячки

               
                (романтическое эссе)
Так уж сложилась моя жизнь (не буду вдаваться в подробности), что я давно не выезжала из родного города Запорожья. Не бродила поздними вечерами по его скверам и паркам, не моталась днём по магазинам и базарам в поисках чего-либо.
Я жила в центре, но в очень тихом и зелёном районе, куда шум большого города почти не долетал. А если и долетал, то каким-нибудь редким сигналом автомобильного гудка. Огромные разлапистые акации, замшелые ветвистые тополя, притрушенные зелёным мхом вязы, высаженные полстолетия назад, надёжно укрывали наши дома, чтобы посторонние шумы не отвлекали местных жителей от их покоя и умиротворения.  Они росли по обе стороны дороги и ветви их, переплетаясь друг с другом, создавали нечто, подобное живой арке, сквозь которую даже полуденный свет не мог пробиться. А там, где он пробивался, на асфальте бегали солнечные зайчики, укрывая золотом пешеходные тропинки.

Целыми днями я была занята живописью и писательством. Акварельные наброски, картины маслом, этюды - когда я медленно прохаживалась по тихим и зелёным улочкам в поисках необыкновенно красивого уголка родной природы - занимали моё дневное время, а вечерами я отдавала себя всецело прозе.
Я жила в иллюзорном мире. В своих фантазия, выдумках. Мне было хорошо. Внешний мир я старалась как можно дальше держать от себя. Не впускать его в свою жизнь. Я старалась почти не смотреть телевизор, потому что новости, которые сообщались с экрана,  нормальному человеку просто противопоказаны. Ничего, кроме головной боли, сердцебиения и давления они не могли принести. Особенно в свете последних событий.

От того, что я долго жила старыми впечатлениями, отрешённостью от современности и вообще отстранённостью, мои чувственные восприятия сильно обострились. Я стала ощущать разницу во всём – в еде, в воде, в одежде. Да просто в жизни. Чувства мои настолько усилились, что я стала просто индикатором в прямом смысле этого слова. В один прекрасный момент я вдруг увидела, что я нахожусь совсем в другой стране, в другом городе. Не в том, где  родилась  и жила когда-то.
Той  страны, которую строили мои деды, мои родители, дяди, тёти, её просто нет. Улетучилась. Растаяла. Испарилась. Да и город пропал. Тот красочный весёлый город с миллионом кустов роз, с весёлой молодёжью, которая в десять часов вечера только выбиралась погулять, исчез. Смылся, словно акварельные краски с бумажного рисунка. И остался один чёрно-белый карандашный набросок.
Эти изменения я заметила давно, но так остро  их ощутила, когда город за секунду лишился любимой футбольной команды «Металлург».  За 23 года независимости мы потеряли  фигурное катание и хоккей. За ними не стало баскетбола. Гандбол так тихо испарился, что мы и не заметили. И вот настало время для футбола. Я считаю, что для нас это просто позор.

Нынешний президент клуба решил одним росчерком пера уничтожить команду. Сказал даже, чтобы аннулировали все документы. Ничего, что команде «Металлург» в этом году исполняется 80 лет?
Пока на баланс её взял город. Вернее не взял, а поддерживает. Но всё это сказано абстрактно. Что именно входит в поддержку, никто толком не знает. Зарплата, наверное, не выплачивается. Оплачивается только аренда стадиона и коммунальные услуги. Спасибо ещё меценатам и небезразличным простым людям, любящим свою команду. Они тоже вносят свой вклад в материальное обеспечения футболистов.
Спортивную базу команды, которая находится на Великом лугу, тоже передали в коммунальную собственность города. Но если город не сможет содержать эту базу, то её выставят на торги. Разрежут на части и продадут под коттеджи. И опять кто-то наварится. Содержал базу клуб, пока был у клуба хозяин. Но он отказался от клуба.

Сейчас «Металлург» держится до конца первого круга. Он заканчивается в начале декабря. Затем происходит перерыв. Команды выезжают на сборы. Кто в Турцию, кто в Грецию, кто в Испанию. Куда же наша поедет? В лучшем случае, в Вольнянск, а в худшем в Гуляй Поле. Или наоборот. Разницы нет.
Геннадий Жиздик, один из президентов, которые много сил вложили в нашу команду, добился самых высоких высот – вывел «Металлург» в Премьер- лигу. Как мы гордились этим. А что теперь?
В Запорожье, между прочим, лучшая в Украине школа футбола. И что теперь с ней будет? Будет ковать игроков для «Динамо» и «Шахтёра»?
Все эти мысли я везла в голове, когда поздним осенним вечером уезжала из родного Запорожья в неизвестную страну Словакию.  Судьба футбольной команды «Металлург» просто перевалила чашу весов в сторону отъезда.

Конечно, сказать, что я уж совсем слепая и ничего вокруг не вижу, это неправда. Видела я все эти перемены ещё месяц назад, когда ездила в Киев сдавать отпечатки пальцев для визы. Видела пустынный вечерний город, безлюдную электричку, но дурные мысли опять-таки, во избежание тревог и волнений, старалась не допускать в сердце.
Скажу сначала, чем поразил мня ночной город. Пу-сто-той! Представьте себе – тёплый осенний вечер, десять часов, время пройтись перед сном, подышать прекрасным ночным воздухом. А в городе никого. Ни единого человека. Даже на такой людной остановке как «Универмаг Украина» стояло три калеки. Люди, ау!
Ещё меня поразил вечерний город темнотой. Раньше витрины магазинов горели ярким уютным светом. Вокруг иллюминация. Ночные фонари отражали неоновое тепло. Всё это освещало проспект и делало город светлым даже в ночное время.
Сейчас же я ехала по спящему проспекту. Дома из окна автомобиля выглядели жуткими тёмными зданиями, выстроившимися вдоль дороги, словно какие-то заброшенные нежилые строения. Несколько пролетевших мимо нас автомобилей и три человека на остановке, вот единственные признаки жизни, замеченные мною, когда я ехала в такси  по вечерней дороге к вокзалу.

Вокзал. Я помню его огромным, красивым и, что немаловажно, шумным зданием. Почти всё так и осталось. Здание не маленькое. Но уже и не большое. Сегодня у меня есть с чем сравнивать. По красоте, симпатичное. Но есть в Украине и покрасивее. А вот людей на вокзале почти никого. Я со своими детьми и ещё  несколько человек. Тихо и пустынно.
Я сейчас выскажу свою мысль, но постарайтесь меня понять правильно. Из Запорожья ушёл бизнес. Мелкий, конечно, остался. Остались продавцы на базаре. Владельцы кафе, батута. Может ещё какого-то ателье кройки и шитья. Сапожники. Но настоящий бизнес наш город покинул.  Куда он перебрался? Наверное, в Днепропетровск или Киев. А может и вообще за границу. Не знаю. Знаю только, что в вагоне Интер Сити ехала одна моя семья. Больше никого. А вот в Днепропетровске вагон наполнился до отказа. Из Днепропетровска люди почему-то в Киев ездят. Даже ночью. А из Запорожья не едет никто.

Говоря о бизнесе, я тут же подумала  о заводах. Я не заводской человек. Я принадлежу культуре и говорю о духовных ценностях и достижениях своего города. Но, если остановятся ещё и заводы, то город постигнет участь замка из сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Он застынет в своём развитии на многие годы. И расколдовать, раскрыть его потенциал в дальнейшем, сможет лишь сказочный случай – поцелуй фортуны. Превратиться из индустриального города в депрессивный очень легко. Куда труднее устоять и не поддаться тяжкому бремени.

Когда мы жили в Советском Союзе, нам говорили, что нужно 25 лет, чтобы догнать и перегнать Запад. Не буду говорить о России, она сейчас для наших людей, благодаря неуёмным трудам политиков и СМИ, как красная тряпка для быка. Но я скажу о Белоруссии, о Казахстане, Азербайджане. Чтобы наша Украина догнала эти страны, понадобится самое меньшее  пятнадцать лет. Моим детям сейчас по тридцать восемь. Плюс ещё пятнадцать. В итоге пятьдесят три года. Им будет столько лет, когда Украина, может быть, начнёт подниматься. Простая арифметика сказала сама за себя и оказалась ощутимой гирькой на чаше весов в пользу отъезда.
                *      *        *
В Киеве в последний раз я была лет в девять. Что я могла помнить? Да ничего. Поэтому у меня сейчас новые впечатления об этом городе. Сказать, что он мне понравился, я так не могу. У меня двоякое чувство.
Центр мне не понравился. Многолюдно. Грязно. Машин тьма. Везде огромные  плакаты. Билборды. Реклама захлёстывает. Мелкие магазинчики-киоски, стоящие на зелёных газонах между домом и дорогой. Архитектура безобразная. Не поймёшь, как люди живут в этих домах, видя из окон своих квартир заднюю, обшарпанную сторону киоска вместо зелёной лужайки?

И кругом листва и мусор. На дорогах листва. На трамвайных путях листва. На людях листва. На зелёных лужайках листва. Киев запорошен тоннами листвы. Вопрос возникает сам собой, есть ли в этом городе дворники?
Но от района, где живут мои друзья, я в восторге. Да, там тоже листва, но это не центр. Это зелёный летом, а сейчас оранжевый, жёлтый, золотистой охры район, весь в елях, клёнах и ещё Бог знает каких деревьях. С чудесным живописным озером с чистой, хрустальной и тёплой водой. Имеется в виду лето, когда там можно и даже нужно купаться. Какой-то этот район ухоженный, уютный, домашний. В таком месте я хотела бы жить.
 В Киеве мы пробыли всего лишь полдня. В три часа мы уже сидели в купе поезда Львовской железной дороги. Друзья мои, если у вас есть возможность не ездить поездами «Львівська залізниця», воспользуйтесь этой возможностью. Не покупайте билеты на эти поезда.

Только мы зашли в вагон, как нас тут же обдало амбре. Не буду писать прилагательное к нему слово. Скажу только, что запах стоял невыносимый. И как назло, наше купе было  крайним возле туалета, источника этого самого амбре.
Мне казалось, что вагон не мылся и не убирался со времён своего появления на свет. Ковровые дорожки пыльные. Вместо присущего им красного цвета, они казались серыми из-за грязи.
Полки в чёрной саже. Стол в саже. Из окна ничего не видно. Первый раз в жизни я ехала в поезде днём и не смотрела в окно. А что я там увижу? Грязное, замызганное стекло вместо прекрасного пейзажа, пробегавшего вдоль железнодорожного полотна.
В Интер Сити были стюарды. Чистенькие, красиво одетые. Да и сам вагон был чистенький, туалеты абсолютно не пахнущие. Здесь же нас встретила злая и неприветливая проводница. Такая же неопрятная, как и сам вагон.

В общем, ночка удалась. Ляжешь к окну, пахнет мазутом и солидолом, той смазкой, которой смазывают железнодорожные составы. Повернёшься в другую сторону – «тхнэ» табачищем и немытым туалетом. Я думала, что до утра не вытерплю. Но человек, если ему нужно, вытерпит всё. И в награду за своё терпение я получила великолепный подарок – город Ужгород.
*    *     *
Начну с самого начала. Ужгород встретил меня в семь утра необыкновенной чистотой и приятным приветствием. И вообще, всё, что касается Ужгорода, я буду сопровождать словами – необыкновенный, прекрасный, чудесный и так далее. Это город, от которого я просто, говоря современным языком, обалдела. И в таком состоянии балдёжа я его и осматривала.
Железнодорожный вокзал необыкновенный. Весь в мраморе и бесподобной красоте. Не обижайся, родной Запорожье, но тебе до такого вокзала не дотянуть. Особенно в наше время безденежья. Мосты хотя бы достроить.

Когда мы сидели на вокзале и ожидали  приятеля, который должен на своей машине  провезти нас через границу и доставить в Кошице, куда, собственно, мы и держали путь, зашла какая-то тётенька. Зашла и так просто говорит:
 - Добрый ранок.
- Доброе утро, - ответили мыс изумлением. Я, во всяком случае. Ведь у себя в Запорожье, на вокзале, со мной никто из посторонних не здоровался просто так, потому что зашёл в помещение и увидел людей. Толкнуть могут. Посмотреть косо – да. Но поздороваться, такого в Запорожье не увидишь. А здесь, в Ужгороде, это в порядке вещей.
Ещё в Ужгороде в порядке вещей чистота, порядок и красота. На привокзальной площади в Запорожье стоянка машин. Их десятки. И шлагбаум. Наверное, придумал очень умный человек. Стоят машины толпой, ждут маршрутку, чтобы шлагбаум открылся. Могут и полчаса стоять.  И поезд из-за этого пропустить. В общем, всё для людей, как говорится.

 А в Ужгороде на привокзальной площади разбита огромная зелёная лужайка, на которой растут прекрасные ели. Высажены цветы. Ковром постелена газонная трава. Вокруг огромные вековые деревья. И всё такое чистенькое. Нигде нет брошенного окурка. На дороге и тротуарах листвы нет. А ведь машин в городе тоже много. И на вокале они есть. Но бросается в глаза именно этот газон и чистота, а не машины. И никакого шлагбаума. Не нашли, видать, такого умного человека, как в Запорожье. Я ещё подумала, что денег Киеву выделяется больше, чем Ужгороду. Но дворники в Ужгороде есть, а в Киеве их с огнём не найдёшь.
Город встретил нас цветами. Везде, куда ни кинешь взгляд, были цветы. В вазонах, в букетах, они стояли вдоль улочек, по которым мы проезжали. Ворох цветов. Я сначала подумала, что ужгородцы на день раньше празднуют такой сейчас модный американский Хэллоуин, ведь мы приехали 30 октября. Но оказалось совсем не так.
Мы попали на местный праздник «Душечки» или по-русски «Поминовение всех усопших». Отсюда и цветы вокруг. Наш приятель решил нам показать город и повёз нас не торопясь по старым улицам и переулкам.

Такой красоты города я в своей жизни не видела. Какие-то особнячки, двухэтажные и одноэтажные, с флигельками, с каменными пристройками, с вычурными оконцами, с кованными оградками и заборами. Всё в зелени. В ёлках, соснах. В вековых дубах. Мощёные узкие улочки поднимаются то вверх, то резко уходят вниз. И всё такое опрятное. Мне сразу вспомнился фильм «Семнадцать мгновений весны» и особняк Штирлица. Он стоял в таком же живописном посёлке, ну точно Ужгород. Это же Австро-Венгрия.  Я была очарована городом настолько, что современных построек просто не видела. Может где-то и есть новые районы. Мы-то кружили по старому городу.
Он казался безумно красивым, словно сказочный пряничный домик. Мне так захотелось перенести свой обособленный мир сюда, под сень многовековых дубов и поселиться здесь в тени их ласковых ветвей.

Ужгородская крепость меня не впечатлила. Если бы её привели в порядок, тогда она стоила бы внимания. А так, арт-объект, и не больше. А вот сам город по своей красоте непревзойдённый. Я думаю, что ещё много раз приеду в Ужгород, и обязательно увековечу его не на одной своей картине.
Путешествие моё завершилось. Я прибыла в Кошице, второй по величине город Словакии. Здесь мне предстоит жить неопределённое количество лет. Разве я этого хотела? Но так получилось. Сильной рукой судьбы я была выброшена из своего уютного мирка в современный мир. За два последних года он так изменился, что я его не узнала. Он стал совершенно чужим. Так какая разница, где жить, в чужой Украине или чужой Словакии?

Здесь, в новой стране, я себе дала установку на год. Через год я опишу свои впечатления теперь уже о Словакии. Посмотрим, какие они будут и что изменится в моих ощущениях и моих взглядах.
На этом моё романтическое эссе заканчивается, но не заканчивается желание писать. Ждите новых зарисовок обывательницы, очнувшейся от спячки.


Фото Ужгородского железнодорожного вокзала


Рецензии
Нинель, как вы правы! Когда я устаю от суеты суеты я на 3 дня устраиваю себе "отсидки". Я уже заметила - один или два дня - не помогают. Как минимум три дня надо - никуда не хожу, ни с кем не общаюсь. Перед этим - решаю все орг.вопросы и всем объявляю, что я уезжаю на 3 дня и отключаю телефон. А сама сижу дома.... Потом выходишь на улицу, а твоё сознание - словно отмытое стекло, всё так ясно видно и всё такое... не будничное... И видишь такие детали, на которые и в жизнь бы внимания не обратила... А если бы получилось на год.... Вау, этттттооо было бы здорово...

Нина Набиева   30.08.2016 13:56     Заявить о нарушении
Да, чуть не забыла - я так и не поняла как смотреть фото вокзала.. Поверните, пожалуйста...

Нина Набиева   30.08.2016 13:57   Заявить о нарушении
Ниночка, только сейчас увидела Ваш комментарий. Спасибо большое. А как вокзал повернуть? У меня уже даже этой фотки нет.

Нинель Языкова   01.09.2016 22:18   Заявить о нарушении
Надо в кабинете пошуровать!

Нина Набиева   04.09.2016 11:38   Заявить о нарушении