Трагедия Франции

Столь трагические события обескураживают, они застают человека неравнодушного врасплох. Тяжело терять родных и близких, еще тяжелее - терять их неожиданно. Но тем не менее, с учетом всего произошедшего нельзя не упомянуть о влиянии пагубности обыкновенной травли этих людей, игре на их чувствах, узаконенном гомосексуализме, и латентно узаконенной педофилии. Что говорить про неузаконенную, но все же происходящую, и среди властных и богатых происходящую - безнаказанно. А это все замечается, это все учитывается. Кроме всего прочего, равнодушие, душевная пустота, моральная жестокость, бессердечность, презрительное, до крайности пренебрежительное отношение - один из источников терроризма. Зло порождает зло.
Далее. Не так давно вышла очередная статья Шарли Экбо, в которой значилась карикатура на недавно произошедшую авиакатастрофу. В этой авиакатастрофе, как известно, погибли не насильники, убийцы, педофилы, объективно заслуживающие смерти, а погибли целые семьи, малые дети. У них остались родные, любимые, близкие, испытывающие большое горе. Карикатура, при всей ее плоскости, само собой, облетела не одну Францию, а и Россию, и многие другие страны. Но если в других странах, очевидно, на нее обратили малое внимание или не обратили вообще, то в России, в большей степени, родные и близкие погибших обратили наверняка. И довольно очевидно, что это было добавлением к их горю. Вообще, откровенно говоря, отношение к чувствам этих людей довольно цинично: в политике это превратилось в неугасающий спор, в средствах массовой информации - этот спор освящается. Но верх цинизма - это нелепые карикатуры, воздушные на первый взгляд, но только для человека, который не потерял близких в той трагедии. Для чего, спрашивается, к горю приплетать еще и ненависть. Но на что только не пойдут иные люди ради денег. А тем более, стоят ли подобные карикатуры человеческих жизней, как минимум ранений, потерей конечностей. Это ведь страшно даже увидеть разбросанные фрагменты человеческих тел, не то, что испытать эту адскую боль. Впрочем, это все очевидно. Важнее другое. Франции нужно изменить политический вектор, как, кстати говоря, и России. И даже не столько политический, сколько социальной, нравственной направленности, нужно хотя бы соблюдать элементарное уважение. Потому что, как известно, на ловца и зверь бежит, а хищник всегда бежит за добычей. Проводя настолько либеральную и гуманную в отношении преступников политику, любая страна становится под прицел терроризма.

Другое дело, что терроризм не разбирает, кто нравственен, кто безнравственен - он убивает всех подряд, всех, попавших в радиус поражения бомбы, в том числе и детей. Он убивает и людей, не слишком притесняющих других, и вообще нисколько не притесняющих. Он безусловное зло. Ведь само по себе идея, что убив себя и убив других единым махом, можно обрести спасение - чудовищна, потому уже, что она не оставляет выбора, даже не располагает в вероятному покаянию. Это эмоции, страсти, это глубинная ненависть ко всем людям. Но она вызвана, и вызвана прежде всего внутернней наполненностью, а затем уже и людьми окружающими, и обстоятельствами, и не всегда, надо признать, теми именно людьми, которых убивают. В том и еще больший трагизм. Получается, вызывают ненависть одни, а гибнут другие. Глубоко трогают слезы смертника, которого однополчане отправляют на смерть. Это видео без малого облетело всю сеть. Молодой человек хотел жить, в нем бессознательно чувствуется потребность создать семью, взратить детей, но его отправляют на смерть, ради высокой идеи. Идея - вот ради чего погибло много более народа в протяжение всей истории человечества, даже более погибло, чем из-за золота. Причем идея эта, как правило, абстрактна, глубоко не проанализирована. Она поверхностна, она не включает в себя отражение подлинной природы любви к себе, к другим, к Богу, она, как правило, отражение ненависти, некрофилии, то есть любви к смерти. Разумеется, на бессознательном уровне. Выражаясь правдивым языком, это сильная одержимость демонами. И далеко не всегда с этой одержимостью людям удается совладать. Как происходит обыкновенно люди поддаются ей. Более того, зачастую, окружающие люди ее подпитывают той же травлей. Это имеет плачевные последствия, которые мы сейчас видим.

"Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали {7} у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Начало одного из гениальнейших произведений Льва Николаевича Толстого "Воскресение", наверное, не побоюсь заявить лучшего, на мой вкус, из всех его произведений, с небольшим отрывом от "Анны Карениной", "Козаков" и "Отца Сергия".

Это ни в коем случае в данный момент не популяризация плодов своего творчества, это даже не популяризация литературы вообще. Если бы в этом направлении работало и кино, и многие другие виды искусства - уже было бы куда терпимее, уже не столь высок был градус цинизма и всепоглощающей жестокости.


Рецензии