Мои соседи по Самаре. Цикл рассказов и миниатюр

         Саша Костромин.
  19 января. Крещение. Мой день рождения. Шумного празднования не будет. Пришла моя сестра Вера. Сейчас сядем за стол втроём: мой Александр Васильевич,Вера и я. Будем поздравляться. Ставлю на стол четыре прибора. Сестра спрашивает:
   -Кто-то ещё придёт?
 Отвечаю:
   -На всякий случай.
 Вера улыбается:
   -Саша придёт?
   -Не знаю,-говорю я, хотя почти уверена, что он придёт, потому что за двенадцать лет знакомства он только один раз не был у меня в этот день. В прошлом году 19 января он защищал диплом. Пришёл на следующий день.Если сегодня не придёт, не обижусь. Значит, не смог. У него своя жизнь, скоростная, а я всё-таки из замедленного прошлого.

  Саша Костромин - мой бывший ученик. И учился-то у меня всего два года: в 5 и 6 классах. Тогда, в 1993 году, я перешла работать в другую школу, и новый учебный год мне предстояло начать в новом коллективе в качестве учителя русского языка и литературы в пятых - девятых классах.Руководство мне определили в 5 классе "А".

  Я уже завершала последние дела в старой школе, но в 20-х числах августа с моей дочерью случилось несчастье. Я уехала к ней в Подмосковье и пробыла там до 21 сентября. Только 23-его утром явилась в школу.Все мои мысли и чувства были ещё там, у постели выздоравливающей дочки.

  Иду я по коридору второго этажа в кабинет 35, где должна встретиться с теперь моим 5"а". До урока ещё полчаса. Надо собраться с мыслями, приготовить доску. Собраться с мыслями не удалось.
   -Здравствуйте! Это вы Эльвира Ивановна? Наконец-то! - вывел меня из задумчивости мальчишеский голос.- А то мы все изнервничались.Целый месяц без учителя! Класс совсем разболтался!
  Я в немом удивлении смотрела на стоявшего передо мной мальчика лет одиннадцати. Маленький джентльмен: серый классический костюм, тёмно-синий галстук.Курчавые темно-русые волосы старательно причёсаны. Бледные пухленькие щёки. Небольшие серые глаза смотрели умно и внимательно. Я сразу поняла: передо мной отличник, "правильный" человек.
   -А ты кто?- осведомилась я.
   -Я ваш староста. Саша Костромин. Журнал из учительской я уже взял. Вот он. Возьмите, пожалуйста. Я каждое утро несу журнал в класс. Как староста.
 Чувствовалось, что мой староста - в высшей степени ответственный и требовательный товарищ. Воспитанный. И осведомлённый: поинтересовался, как здоровье моей дочери. Я поблагодарила его и сказала, что опасность миновала.

  Так, ведя светскую беседу, пришли в кабинет, который на долгие годы стал для меня вторым домом,"станком, дальше которого не пошлют", местом, где было много счастья и всяческих невзгод.И ввёл меня в новую жизнь маленький серьёзный человек Саша Костромин.
  Мальчик оказался не просто способным учеником. Он был вундеркинд. Он одинаково легко учился: и по точным, и по гуманитарным  предметам у него всегда были " пятёрки". К тому же он обладал замечательным голосом и слухом и был гордостью музыкальной школы. Плюс необыкновенное трудолюбие, стремление первенствовать во всём и жёсткая требовательность к себе и к окружающим. Словом,чудо-ребёнок.

  Проучился в моём классе Саша всего два года. В школе сформировали "элитный", математический класс, куда одним из первых был переведён Саша Костромин. Но он продолжал заниматься у меня  на факультативе"Художественный мир Пушкина" и был непременным участником поэтических вечеров и спектаклей.


  После 8 класса он перешёл в лицей при аэрокосмическом университете, затем поступил в сам  "аэрокос", как он выражался для краткости. Нечасто, но забегал ко мне в школу то за консультацией по словесности, то просто поговорить. Я чувствовала, что ему интересно со мной. Обычно больше говорил он, а я слушала, время от времени задавая вопросы. Более благодарного слушателя ему трудно было бы найти.

  По словам А.С.Пушкина,"следовать за мыслями великого человека есть наука самая заниматеьная". Мне же всегда доставляло радость "следовать за мыслями" моих учеников и видеть, как меняется, совершенствуясь и взрослея, маленький человек.
Саша Костромин был мне интересен необычайно. На моих глазах рос незаурядный  человек,диковинное, экзотическое создание природы. Сначала был одиннадцатилетний мальчик, живший вполне сознательной жизнью, наивно серьёзный, полный желания организовать вокруг себя справедливый, "правильный "мир.

  Вот он уже подросток,который стремится объять необъятное. Постоянный участник всех городских и областных  олимпиад по школьным предметам.Лауреат и победитель музыкальных конкурсов по фортепиано и вокалу. Обладатель гранда "Одарённые дети",губернаторский стипендиат. Вот он юноша, студент аэрокосмического университета, будущий математик и программист..

  Когда он приходил ко мне, я шутливо приказывала:"Докладывай, что сделано за прошедший период!"И он вполне серьёзно рассказывал и об изучении французского языка(по-английски он свободно говорит и пишет), и о намерении изучить китайский, чтобы в подлиннике прочитать Конфуция. И о поездке за границу с хором, в котором он поёт уже несколько лет. И о работе в "конторе",как он называет американо-российскую фирму по созданию компьютерных программ. И о своей научной работе, опубликованной в "Университетском вестнике". И об участии в "Студенческой весне"-конкурсе. И о трёхмесячной службе в армии.

           Продолжение следует.


Рецензии