Анализ матчасти Черного квадрата Малевича

На фото: 1) Последняя футуристическая выставка «0.10» в 1915 г.,  зал художественного бюро Н.Е.Добычиной 2) давняя, беглая и весьма приблизительная  зарисовка «Кубо-коня» с увеличенной фотографии 1915 г., сделанная при поворотах монитора  компьютера, 3) «Черный четырехугольник» Малевича на выставке «0.10».




М. А. Рушева    Анализ матчасти «Черного квадрата» Малевича

 Несколько лет назад при визуальном исследовании «Черного квадрата» («ЧК») Казимира Малевича по фотографии, взятой с сайта «Черный квадрат -- Википедия», автором этих строк обнаружен просвечивающий сквозь черную краску цветной рисунок, условно названный «Кубо-конь».  На фотографии был изображен зал последней футуристической выставки картин «0.10», проходившей с 19 декабря 1915 г. по 17 января 1916 г. в художественном бюро галерейщицы Н.Е. Добычиной, располагавшемся в квартире № 6 Дома Адамини на Марсовом поле Петрограда (см. фото 1).  Картина Казимира Малевича под названием «Черный четырехугольник» была помещена тогда в «красном» углу выставочного зала в качестве иконы супрематизма. Последней выставка названа в знак прощания художников круга Малевича с прежними живописными манерами. Известна трижды издавшаяся брошюра К. Малевича «Отъ кубизма и футуризма къ супрематизму (новый живописный реализм)», впервые выпущенная в 1915 г.

 
«Кубо-конь», написанный светлыми красками (фото 2), был обнаружен автором этих строк случайным образом после следующих операций: 1) копирование фото выставочного зала выставки  «0.10» на компьютер, 2) обрезка фото примерно до границ картины «Черный четырехугольник» с последующим увеличением изображения с помощью движка в программе Windows Office Picture Manager (см. фото 3). Не обнаружив ничего интересного, автор этого исследования привстал с кресла, чтобы подойти к книжным полкам, но, случайно кинув взгляд сверху на монитор, увидел там, вместо черного четырехугольника, тусклое разноцветное изображение. Разглядывание фотографии в поворотных режимах Windows Office Picture Manager и самого монитора  обнаружило некую светлую фигуру животного сложных очертаний (см. фото 2),  с удлиненной прямоугольной головой (отсюда родилось рабочее название: «Кубо-конь») и довольно длинной шеей, причем голова «Кубо-коня» находилась в нижнем правом углу картины Малевича, то есть: «Кубо-конь» был представлен в перевернутом состоянии (при желании указанную процедуру с фотографией  «ЧК» с  выставки «0.10» может проделать любой пользователь интернета).

 
Автор не смог сообщить читателям о своем открытии в свое время, поскольку не было уверенности, что эффект появления фигуры «Кубо-коня» не связан с особенностями светоцветовых «игр» цифрового изображения. Сообщение в СМИ от ноября 2015 г. о рентгеноскопии «Черного квадрата», проведенной  сотрудниками Третьяковской галереи, поставило точку в авторских сомнениях, поскольку обнаружились явные соответствия между нижним кубофутуристическим изображением (1) на рентгенограмме и тем светлым «Кубо-конем» на рисунке,  который случайно обнаружен автором этих строк на фотографии 1915 г.  из «красного» угла выставочного зала бюро Добычиной. При сравнении обоих изображений и дальнейшем анализе рисунка 1 на рентгенограмме удалось уточнить, что «Кубо-конь» имеет большие угловатые крылья, то есть нижним изображением в «Черном квадрате» Казимира Малевича является «Поверженный Кубо-Пегас», поданный Малевичем как источник вдохновения кубистов, утративший свою жизненную силу (мотив "поверженных коней" позднее стал присущ работам Пикассо).

 
***


В статье М.А.Рушевой «Ультрамодернизм (Фладд, Берталь, Малевич и др.)» (2012 г.), посвященной 100-летию «ЧК» Казимира Малевича и 400-летию первого черного четырехугольника Роберта Фладда, автором указаны некоторые известные факты. «Черный квадрат» Малевича впервые возник в 1913 г. в качестве декорации к футуристической опере М. Матюшина и А. Крученых "Победа над Солнцем". Позднее полотно с названием «Черный четырехугольник»  демонстрировалось в Петрограде на выставке "0.10" 1915 г. и, после долгого перерыва, было показано зрителям СССР под названием "Черный квадрат" с датировкой 1913 г., указанной самим Малевичем, на выставке Пушкинского музея «Москва-Париж. 1900-1930» в июне-октябре 1981 г. Тогда же были выпущены два разноязычных двухтомных каталога. Во втором томе русскоязычного каталога картина Малевича, представляющая черный четырехугольник с его четырьмя немного разноразмерными сторонами, приводилась в числе иллюстрации таким образом, что более короткими оказывались субгоризонтальные стороны, нижняя из которых несколько шире верхней.


На фотографии из каталога 1981 г. кракелюры (трещины в слое красок или лака) менее внушительны, чем на более поздних фотографиях, где сеть трещин образовала белесоватое изображение, похожее на «распальцовку»,  а в перевернутом виде – на крупное четвероногое  животное (см. фото 4).  С помощью опубликованной сотрудниками Третьяковской галереи в СМИ рентгенограммы удается установить, что непосредственно под черной краской лежит изображение (2), представляющее, как видится, цветастого Пегаса, исполненного в иной манере, с более округлыми очертаниями фигуры коня. Манера письма установлена сотрудниками Третьяковской галереи как «протосупрематизм». Пропорции второго коня, как видится на представленных в СМИ изображениях, более близки к естественным пропорциям конских изображений, обычных для полотен Василия Кандинского, «царя абстракционизма» и одного из основателей объединения «Синий всадник», или же -- футуриста Давида Бурлюка. В перевернутом состоянии («распальцовкой») контуры и пятна изображения «Синего Пегаса» на рентгенограмме складываются в мужской головной портрет с короной на голове.

***

В заключении следует отметить: авторские интерпретации в этом эссе носят, разумеется, предварительный характер. Светлый "Кубо-конь", очертания которого проглядываются на мониторе в фотографии "ЧК" 1915 г., в перевернутом виде, позволяет уточнить положение картины Малевича на выставке "0.10". Среднее изображение, названное "Синим Пегасом", относится, по представлению автора этих строк не к "протосупрематизму", а к футуризму.

14.11.2015

Ссылка на источник с изображением рентгенограммы «ЧК»:


https://nplus1.ru/news/2015/11/12/blacksquare


Ссылка на статью М.А.Рушевой  «Ультрамодернизм (Фладд, Берталь, Малевич и др.)» (2012 г.):  http://proza.ru/2012/01/10/1889


Рецензии
По поводу ЧК Малевича и не только, почитайте
http://www.proza.ru/2019/02/18/946
Мне будет очень интересно узнать Ваше отношение к такому моему мнению.


Сергей Толочанов   15.03.2019 10:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.