Анализ матчасти Черного квадрата Малевича
М. А. Рушева Анализ матчасти «Черного квадрата» Малевича
Несколько лет назад при визуальном исследовании «Черного квадрата» («ЧК») Казимира Малевича по фотографии, взятой с сайта «Черный квадрат -- Википедия», автором этих строк обнаружен просвечивающий сквозь черную краску цветной рисунок, условно названный «Кубо-конь». На фотографии был изображен зал последней футуристической выставки картин «0.10», проходившей с 19 декабря 1915 г. по 17 января 1916 г. в художественном бюро галерейщицы Н.Е. Добычиной, располагавшемся в квартире № 6 Дома Адамини на Марсовом поле Петрограда (см. фото 1). Картина Казимира Малевича под названием «Черный четырехугольник» была помещена тогда в «красном» углу выставочного зала в качестве иконы супрематизма. Последней выставка названа в знак прощания художников круга Малевича с прежними живописными манерами. Известна трижды издавшаяся брошюра К. Малевича «Отъ кубизма и футуризма къ супрематизму (новый живописный реализм)», впервые выпущенная в 1915 г.
«Кубо-конь», написанный светлыми красками (фото 2), был обнаружен автором этих строк случайным образом после следующих операций: 1) копирование фото выставочного зала выставки «0.10» на компьютер, 2) обрезка фото примерно до границ картины «Черный четырехугольник» с последующим увеличением изображения с помощью движка в программе Windows Office Picture Manager (см. фото 3). Не обнаружив ничего интересного, автор этого исследования привстал с кресла, чтобы подойти к книжным полкам, но, случайно кинув взгляд сверху на монитор, увидел там, вместо черного четырехугольника, тусклое разноцветное изображение. Разглядывание фотографии в поворотных режимах Windows Office Picture Manager и самого монитора обнаружило некую светлую фигуру животного сложных очертаний (см. фото 2), с удлиненной прямоугольной головой (отсюда родилось рабочее название: «Кубо-конь») и довольно длинной шеей, причем голова «Кубо-коня» находилась в нижнем правом углу картины Малевича, то есть: «Кубо-конь» был представлен в перевернутом состоянии (при желании указанную процедуру с фотографией «ЧК» с выставки «0.10» может проделать любой пользователь интернета).
Автор не смог сообщить читателям о своем открытии в свое время, поскольку не было уверенности, что эффект появления фигуры «Кубо-коня» не связан с особенностями светоцветовых «игр» цифрового изображения. Сообщение в СМИ от ноября 2015 г. о рентгеноскопии «Черного квадрата», проведенной сотрудниками Третьяковской галереи, поставило точку в авторских сомнениях, поскольку обнаружились явные соответствия между нижним кубофутуристическим изображением (1) на рентгенограмме и тем светлым «Кубо-конем» на рисунке, который случайно обнаружен автором этих строк на фотографии 1915 г. из «красного» угла выставочного зала бюро Добычиной. При сравнении обоих изображений и дальнейшем анализе рисунка 1 на рентгенограмме удалось уточнить, что «Кубо-конь» имеет большие угловатые крылья, то есть нижним изображением в «Черном квадрате» Казимира Малевича является «Поверженный Кубо-Пегас», поданный Малевичем как источник вдохновения кубистов, утративший свою жизненную силу (мотив "поверженных коней" позднее стал присущ работам Пикассо).
***
В статье М.А.Рушевой «Ультрамодернизм (Фладд, Берталь, Малевич и др.)» (2012 г.), посвященной 100-летию «ЧК» Казимира Малевича и 400-летию первого черного четырехугольника Роберта Фладда, автором указаны некоторые известные факты. «Черный квадрат» Малевича впервые возник в 1913 г. в качестве декорации к футуристической опере М. Матюшина и А. Крученых "Победа над Солнцем". Позднее полотно с названием «Черный четырехугольник» демонстрировалось в Петрограде на выставке "0.10" 1915 г. и, после долгого перерыва, было показано зрителям СССР под названием "Черный квадрат" с датировкой 1913 г., указанной самим Малевичем, на выставке Пушкинского музея «Москва-Париж. 1900-1930» в июне-октябре 1981 г. Тогда же были выпущены два разноязычных двухтомных каталога. Во втором томе русскоязычного каталога картина Малевича, представляющая черный четырехугольник с его четырьмя немного разноразмерными сторонами, приводилась в числе иллюстрации таким образом, что более короткими оказывались субгоризонтальные стороны, нижняя из которых несколько шире верхней.
На фотографии из каталога 1981 г. кракелюры (трещины в слое красок или лака) менее внушительны, чем на более поздних фотографиях, где сеть трещин образовала белесоватое изображение, похожее на «распальцовку», а в перевернутом виде – на крупное четвероногое животное (см. фото 4). С помощью опубликованной сотрудниками Третьяковской галереи в СМИ рентгенограммы удается установить, что непосредственно под черной краской лежит изображение (2), представляющее, как видится, цветастого Пегаса, исполненного в иной манере, с более округлыми очертаниями фигуры коня. Манера письма установлена сотрудниками Третьяковской галереи как «протосупрематизм». Пропорции второго коня, как видится на представленных в СМИ изображениях, более близки к естественным пропорциям конских изображений, обычных для полотен Василия Кандинского, «царя абстракционизма» и одного из основателей объединения «Синий всадник», или же -- футуриста Давида Бурлюка. В перевернутом состоянии («распальцовкой») контуры и пятна изображения «Синего Пегаса» на рентгенограмме складываются в мужской головной портрет с короной на голове.
***
В заключении следует отметить: авторские интерпретации в этом эссе носят, разумеется, предварительный характер. Светлый "Кубо-конь", очертания которого проглядываются на мониторе в фотографии "ЧК" 1915 г., в перевернутом виде, позволяет уточнить положение картины Малевича на выставке "0.10". Среднее изображение, названное "Синим Пегасом", относится, по представлению автора этих строк не к "протосупрематизму", а к футуризму.
14.11.2015
Ссылка на источник с изображением рентгенограммы «ЧК»:
https://nplus1.ru/news/2015/11/12/blacksquare
Ссылка на статью М.А.Рушевой «Ультрамодернизм (Фладд, Берталь, Малевич и др.)» (2012 г.): http://proza.ru/2012/01/10/1889
Свидетельство о публикации №215111401789