Александр III

     Александр Александрович, проживший на земле около пятидесяти лет, был хорошим мужем и отцом, честным человеком, не любившим холуйства и безделья. Он побывал на русско-турецкой войне, возглавляя арьергард, то есть войска прикрытия, руководил комитетом по борьбе с голодом среди крестьян, который был создан после провальной реформы его папаши Александра II, официально имевшего две семьи. Иными словами, консерватизм и либерализм – это не только система политических взглядов, но и образ жизни и нравственных принципов.

    Консерватор Александр III взошел на престол в марте 1881 года после зверского убийства предыдущего императора-либерала народовольцами. Новый государь в этом акте жестокости и безответственности усмотрел губительность для России идей реформаторства и европеизации. Ему только что исполнилось 36 лет.

     Уже в первой своей тронной речи монарх объявил приоритетом внутреннюю политику. Такого в истории Государства Российского еще не встречалось. Он предложил заселять планомерно Сибирь и Дальний Восток, соединив их небезызвестной железной дорогой, а также призвал все сословия заняться во благо державы освоением ее несметных богатств. Сохранять и укреплять сословия – эта его идея очень важна. От нее ведет дорога к стабильности и правопорядку…

     В России сегодня практически не осталось сословий, в самом незначительном смысле можно говорить о каком-то их бессмысленном смешении. Отсюда люди малообразованные и малокультурные массой пробираются наверх, где свирепствуют теперь аморальность и воровство. На Западе подобная тенденция только намечается: Обама, Саркози (а теперь Олланд), Меркель – люди явно не из той колоды. И это ничего хорошего не сулит западным элитам…

      Император отменил назначенный еще Александром II на 1882 год Земский собор – прообраз Думы. А ведь соборы и думы уже существовали не менее четырех столетий, но никакой пользы от них никогда не было и не будет, поскольку эти органы под прикрытием решения общенациональных задач решали и решают исключительно или почти исключительно шкурные вопросы кланов и отдельных лиц.

     Александр Александрович выступал за сословные объединения и сословные банки для решения сугубо сословных проблем. Эти учреждение, по его мысли, должны были выходить через губернские администрации с запросами и предложениями в правительство. Вместе с тем император дал реальные финансовые послабления крестьянству, улучшил положение фабричных рабочих, усилил ответственность фабрикантов. Боролся против спаивания населения через акцизы.

     Больше всего императора ругают в либеральном стане за укрепление роли дворянства и православия. (Критику образования я здесь опускаю, потому что она беспредметна: высокий его уровень никто не снижал, а то, что студентов заставили посещать занятия, мера абсолютно правильная при всех обстоятельствах).

     Дворянство составляло офицерский корпус армии, которая для такой огромной страны, как Россия, является основой ее сохранения и спокойного развития. Дворянский кодекс чести был в силе, а он основывался на беззаветном служении родине и не допускал предательства ее интересов, с чем исторически наша держава сталкивалась постоянно. Дворянство гарантировало стабильное существование других сословий и ограждало их от разного рода несправедливостей. Конечно, речь у нас идет о некоторой идеализации ситуации. Но намерения были таковы.

     Православие, деятельность Синода и его обер-прокурора (главного министра в правительстве) неправильно и примитивно сводить к обязательному посещению храма, к обязательному целованию креста и руки батюшки, а тем более архиерея. Здесь главенствовала совсем другая подоплека. В многоконфессиональном и многонациональном государстве, которое не может не быть централизованным, иначе развалится, должен быть некий стержень. И все люди высокого положения во всех сферах жизни общества должны были быть православными, порой даже формально. Нельзя было получить ни государственную, ни преподавательскую должность, ни ученую степень, ни творческую значимость, ни, в конце концов, дворянство без таинства крещения. Это оружие оказалось обоюдоострым. Каждый понимал, что негласно может исповедовать любую религию, а наипаче атеизм.

     Эта мера, надо признать, не принесла желаемых результатов: ни высылка не желавших стать православными десятков тысяч евреев из обеих столиц, ни вразумление униатов, ни преследование сектантов результатов не дали. Лишь расшатали веру и привели в итоге к девяностопроцентному безверию. Этот урок хорошо бы извлечь и нынешним властям, как и прочие из той уникальной эпохи.

     Александр III, пожалуй, был единственным нашим правителем, исповедовавшим изоляционизм. На мой взгляд, для самодостаточной России этот курс – правильный. Однако он требует очень умелой международной тактики. Все наши братья-славяне негодовали на Александра Александровича, а он – на них, ибо познал это    подверженное сильным колебаниям братство в русско-турецкую кампанию. Он не оказывал поддержки никому, ссорился с немцами и англичанами, которые уж очень упорно проникали в нашу экономику и финансовую систему. Дружил с Францией против и Германии, и Великобритании. При его недолгом правлении Россия не вела ни одной серьезной войны и, однако, расширила свою территорию в Средней Азии.

     В Государстве Российском накопилось слишком много противоречий, либеральные идеи укрепились сильно и безвозвратно, западное влияние лишь чуть ослабило свои вожжи. Разгромленная «Народная воля», как птица Феникс, возродилась в виде разных еще более революционных организаций. Разложение дворянства и крестьянства уже нельзя было остановить. Однако многим, кто жил в эти мирные и созидательные годы, можно только позавидовать.

     Царь был скромен в одежде, скуповат на увеселения, жил достаточно замкнутой жизнью, работал порой по двенадцать и более часов в сутки, что абсолютно было несвойственно его сыну Николаю Александровичу – последнему императору. Александр III не имел вредных привычек (наговоры его недругов, по внимательному изучению, оборачиваются чистейшей клеветой). Он умер в возрасте сорока девяти лет от наследственной болезни почек в Ливадии на руках у Иоанна Кронштадтского, которого некоторые фанатики считали сошедшим с небес Иисусом Христом. Много горя от фанатиков было, есть и будет, ибо сам черт им брат.


Рецензии
Доколе будете оживлять мертвецов, которых давно похоронила Октябрьская революция и наша советская история?
На кой они Вам? Живите настоящим и смотрите в будущее (правда, приПутинское настоящее и будущее печально, сочувствую).

Елена Лях   15.11.2015 01:39     Заявить о нарушении
Я люблю писать исторические миниатюры, как умею. О чем же мне тогда писать? О будущем я ничего не знаю. О сегодняшнем дне пишу иногда, но эпоха стабильности давно покинула нас. Поэтому я не понимаю суть Вашего недовольства. Я против советской истории не выступаю. У меня есть краткие и в целом положительные отзывы о Ленине и Сталине. Но ведь советское время тоже испарилось. Здоровья Вам!

Михаил Кедровский   15.11.2015 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.