Наука и Искусство
Неоднократно было замечено, что через сорок лет некоторые идеи опять начинают привлекать внимание общественности. Статья В.Н.Шубкина посвящена модной в семидесятых теме «Физики - Лирики», хотя сам автор рассматривает ее более широко, с позиции отношений социологов и литераторов.
В начале 70-х я был членом ССА – Советской Социологической Ассоциации. Хотя наша задача состояла только в проведении статистических исследований, но мы полагали, что этот аппарат социологии может дать нам полное описание общества.
В.Н.Шубкин пишет, что «Социологические исследования ... показывают стереотипы, которыми представители различных социальных групп руководствуются в их повседневной жизни». Стереотипы – это те же традиции китайского образца... Но работу по созданию традиций в Китае сделали неординарные личности, которых сегодня мы именуем философами.
Противопоставляя возможности науки и литературы В.Н.Шубкин пишет: «Литература позволяет познать вершины человеческого духа, недостижимые для науки, самые сложные, проклятые вопросы человеческой жизни. Она никогда не отказывается от стремления разгадать истоки нравственности, смысл бытия». «Перелом наметился лишь за последние годы, когда социологи стали более явственно ощущать пределы своей области знания. Этому способствовало и то, что сам взгляд на искусство и науку за последнее десятилетие непрерывно обобщался. Если прежде наука с ее специфическими методами рассматривалась часто как единственная форма познания окружающего нас мира, то теперь даже для представителей самых точных областей знания становится все более очевидно, что в познании социального без литературы, искусства не обойтись».(Стр. 217)
Именно в начале семидесятых я вел работы по приложению кибернетики к исследованию общества. Прежде всего, обнаружилось, что любые противопоставления непродуктивны. Кроме того, невозможны физические эксперименты без предварительного наличия идеальной модели того, что надо исследовать. В качестве такой модели мною была принята двухзеркальная модель взаимодействия – любых взаимодействий! Эта же модель рассматривалась мной как модель диалектики познания и как модель организации. А модель организации, точнее алгоритм ее функционирования, оказался алгоритмом поиска экстремума функции цели. Это один из фундаментальных результатов Кибернетики - теории управления.
В семидесятые годы прошлого столетия наука еще признавала только модель автомата, действующего по правилам формальной логики. Это было причиной, по которой исследователи не могли правильно понять, например, »Капитал» К.Маркса. Более поздние исследования показали, что К.Маркс оттолкнулся от теории обмена Аристотеля. А последняя есть следствие физической динамики поисковых систем. В семидесятые годы неправильное представление ученых о сущности модели К.Маркса имела своим следствием неправильное понимание его теории вообще и экономической модели, в частности. Что отразилось на интерпретации теории ценообразования и на неверном представлении о равенстве в обмене.
Не удивительно, что позиция В.Н.Шубкина в отношении литературы и ее способности познавать вершины человеческого духа, недостижимые для науки, не соответствуют действительности. Истина, как всегда, находится посредине. Поэтому литература, особенно, если она берется за рассмотрение сложных общественных явлений, никогда не продвинется к истине без учета достижений науки. Это в полной мере относится и к социологии с ее методом опроса. Чистая статистика не имеет никакого смысла, если она не направлена на проверку некоторой идеальной гипотезы.
11/14/15
Свидетельство о публикации №215111402186