Сказания о нечистой
Сказания о нечистой
Где-то в глубинах души каждого славянина живет язычник. Хочет он встать ранним утром, выйти на зеленый луг и воздеть руки к солнцу, которое и есть Бог Ярило:"Славься небо голубое, славьтесь облака, славьтесь деревья и река, славься мученица - Землица, вся замощенная, изрытая, забитая!" Сколько христианские проповедники не бились, но русская душа так до конца православию и не покорилась. Церковные праздники пришлось связывать с языческими ритуалами. На Троицу православные храмы украшали березовыми ветками, по весне - вербой Христа славили, на Масленицу пекли блины (как бы солнце ели]. Но есть область, в которой язычество царит безраздельно - это заговоры, предрассудки, колдовство.
В Самарской губернии языческие корни гораздо глубже, чем в некоторых других регионах страны. Поволжские народы, заселявшие этот край, оставались идолопоклонниками до XX века. Так что славянские традиции гармонично слились с местными, создав особый волжский колорит, Самарцы представляли себе жизнь как столкновение добра и зла, как борьбу мира с антимиром. Воспринимая беды как нечто неизбежное, без чего не может ощущаться и вкус счастья, они пытались найти диалог с антимиром. Не только отдельные ритуальные поступки, но и сам человек сливался с этим диалогом, превращался в него. Больше всего горожане и сельчане оберегали от черных сил свой дом, семью и урожай. Защитником семейного очага считался домовой, С ним разговаривали как с живым, задабривали, оставляя на ночь миску с кашей или молоком. Волжане думали, что он напоминает кота, поэтому в каждом доме держали "мурку", чтобы не было скучно.
Особенно оберегали от злых сил свадьбу. Вырабатывались целые ритуалы, защищавшие молодых от сглаза и порчи. Здесь в ход пускались иголки, булавки, амулеты, пояски с узелком, пучки трав. Использовалась "живая вода", потаенные записки, древнеславянские знаки.
Живым воплощением антимира считались колдуны, ведь¬мы, упыри. Сотни легенд передавались из уст в уста, рассказывая о злодеяниях нечистой силы. Особенно боялись матерей-ведьмовок. Вот обычная история. В Запанском поселке жила старушка. Один ее сын служил в армии, а другой учился в столице. На каникулы он приехал навестить мать, и она буквально за неделю иссушила сына-студента. Сама же помолодела лет на двадцать. На побывку приехал солдат и застал умирающего брата. Тот рассказал, как мать отняла здоровье и помолодела за счет него. Солдат проклял матушку и уехал навсегда.
Колдуньи любили оставлять на видных местах различные яркие вещи: платки, тарелки, ложки, кружки, игрушки. Люди подбирали их, и в дом приходила болезнь, смерть, Самарский край славился степными ведьмами, отличавшимися уродством и кровожадностью. До сих пор рассказывают о сухонькой сгорбленной старушке, которая на Троицком рынке дарила молодым людям на счастье маленькие букетики полевых желтых тюльпанов, К утру цветы чернели, а в семье кто-то тяжело заболевал: по телу шел жар, бешено стучало сердце, от боли рас скалывалась голова, отказывали почки, воспалялись солнечное сплетение и лимфатические узлы. Лекарства не помогали. Врачи удивленно разводили руками. В дом приглашали знахаря, но и он не всегда мог снять сильную порчу.
Искусство заклятий передавалось в ведьмовских семьях из поколения в поколение, как правило, вместе с кошачьими косточками, выкрашенными охрой и перевязанными веревочкой. Иногда местные шаманки впадали в такое злобное неистовство, что провоцировали в самих себе гнойное воспаление, переходившее в сепсис. Иные не справлялись с собственными чарами, не успевали перебросить болезнь на окружающих и умирали в страшных мучениях.
Свидетельство о публикации №215111400428