Штунда

               
                Штунда

В конце Х1Х века на имя самарского губернатора  из столичного МВД поступали все новые циркуляры, требовавшие  усилить борьбу с сектантством. Появление  новых ересей сотрясали устои не только православия, но и другие официальные конфессии. Синод требовал бороться  с проявлениями любого религиозного диссиденчества. Среди иностранных форм сектантства особо опасной считалась « Штунда», распространявшаяся среди российских католиков и лютеран. Смысл  так называемого учения  заключался  в усилении  пангерманизма. Штундисты превращались в пятую колонну  поднимавшейся кайзеровской Германии. Самарская губерния  как территория, на которой проживало 9 % этнических немцев попала  под пристальный взгляд полиции.
За деятельностью немецкой общины велся постоянный административный надзор. Читаем секретное донесение губернатору от 25 июля 1890 года: « Римско-католический священник Бауер кроме духовной службы постоянно вмешивается в общественные и семейные дела своих прихожан. За непослушание штрафует, а кто не платит - на того накладывает епитимию, а некоторых отлучает от церкви. Явившихся к нему прихожан бил и ругался площадной бранью, требовал от всех полного и бесприкословного повиновения. Из своей квартиры выходил с револьвером. Кроме Римского папы от начальства никого не признает.» (ГАСО,Ф.3.оп.233,990г.,с.16).
А вот другое полицейское расследование, связанное с подозрениями в сектанстве и втягиванием православных в иную веру. 15 января 1896 года священник слободки Покровской Новоузенского уезда Сердобов рапортовал, что в доме крестьянина Ф.Г.Широкого-Куховаренко немцами Андреем Адамовичем Шмидт и Адамом Федоровичем Мейснер открыта молельня. Сообщалось: « По воскресным дням собираются немцы для моления и слушания поучений, заходят иногда и местные жители из русских православных. Проповедником состоит Иван Андреевич Бем, доверенный саратовского купца Шмидт. Себя они называют братьями, общину – братством. Беседу ведут на немецком языке. Собирается до 50 человек. (ГАСО,Ф.3,оп.233,д.1454,с.1-3). Недоверие к немцам со стороны властей порождало и настороженность к ним со стороны коренного населения. Местные жители отказывались возделывать и потреблять в пищу картофель, считая его бесовским корнем. "Лучше помереть с голоду", - говорили крестьяне. 
Что  касается  пресловутой  «Штунды», то этой секты, несмотря на тщательную проверку, обнаружено не было. Об этом и было доложено самарским полицмейстером самому министру МВД Дурново.
 

 


Рецензии