Полиция против сектантства. Часть 3

               Часть 3 Полиция против сектантства

                Антимир в Жигулях

Если говорить о колдовских чудесах, то большинство из них происходит в Жигулевских горах. Крестьянская память хранит воспоминания о странных белых человечках, появ¬ляющихся ночью неизвестно откуда, неся смерть и страда¬ния тем, кто их видел. Рассказывают о свечах, неожиданно загорающихся в густом темном лесу. Последнее явление чем-то напоминает современные сообщения о столбах "жес¬ткого" холодного света. Тепла они не излучают, вызывают панический ужас при близком наблюдении. Столбы света возникают прямо из волжской воды или над верхним плато Жигулей. Они появляются тесной группой от двух до пяти штук, различной окраски и яркости. Особенно часто наблю¬дается зеленый цвет. Их высота колеблется от метра до пяти, диаметр - около двух метров. На суше чаще всего бывают над холмами в ясные безлунные ночи.
Кроме световых столбов, здесь бывают другие светящи¬еся объекты: шары и псе в до колдуны. Шары чаще всего появляются группой: четыре больших и ярких, пятый -маленький, подвижный, он то появляется, то пропадает. По данным ряда источников, шары наблюдаются чаще всего южнее Самары.
Еще в середине XIX века А.Ф.Леопольдов описал знаме¬нитое самарское видение в книге "Исторические заметки о Самарском крае": "И когда встанет над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда богатства, его людям понадо¬бятся.." " Мирный город- этой есть главный дворец княжны Волги", - продолжил описание Леопольдова в 1927 году Н.А.Степной. Еще в татарских легендах таинственный город получил название Кир-углы, то есть город, в котором скры¬ваются, и город, который скрывается. Последнее описание этого явления относится к 60-м годам нашего века: "Из тумана поднялся город. Он светился различными цветами, словно ночная радуга, опустившаяся на землю. Вознеслись над ночной рекой стены и башни, удивительные и многоц¬ветные, будто бы горсть драгоценностей была брошена со звездного неба на землю. Но было видно, что многие изуми¬тельные башни разрушены, а от многих дворцов остались одни руины. И все это видение опутывал какой-то клубок чувств, чья-то ненависть, слепая и всеосуждающая.
Казалось, будто время иных миров царило здесь. Нам казалось, что мы слышим странный пульсирующий звук -некую погребальную песню, несущуюся над волнами и над волшебным городом. Звук был то мягкий и нежный, то становился яростным и вызывал боль... Звук нарастал, делал¬ся невыносимым, а затем замирал. Но ощущение ужаса не пропало. И в сиянии этого города все, что было лишь легендами для нашего привычного мира, стало крайне реаль¬ным, рождая страх и ужас. Город пропал также внезапно, как и появился. Но у нас с этой ночи начались неприятности. Участники экспедиции начали болеть".
Иногда самарцы наталкивались на мираж затерянного где-то в Жигулях согласно местных легенд Храма Грифонов Рифейского ущелья и Башни Магов Зеленой Луны. Недавно видение появлялось над Васильевскими островами. По сло¬вам очевидцев, оно представляет из себя огромный купол с множеством больших и маленьких башенок. Они покрыты стелящимися растениями и деревьями, растущими прямо из стен. Купол очень тяжел. Его громадина давит на землю, вызывая воду и делая влажной почву даже в самую сильную жару..."
Все нами перечисленное одни считают проявлением антимира, другие - следами древних погибших цивилизаций. Таинственные явления задевают наши языческие струнки " души, что возможно и создает мириады таинственных слу¬чаев. Так или иначе, но наш край и особенно Самарская Лука считаются признанным центром аномальных явлений. Можно даже говорить о некоем волжском Тибете, который еще ждет своих исследователей.

                Самарские    колдуны

   Каждая  самарская улица, любая деревня имела своих колдунов. Вот как об этом пишет этнограф Евгения Всево¬ложская в конце 90-х годов XIX века: "Обыкновенно славою колдуна пользуется хитрый и умный мужик, извлекающий из своего положения известную выгоду и эксплуатирующий своих односельчан, которые боятся расправиться с ним, утешая себя тем, что ему предстоит трудный ответ перед Богом. Отсюда примета, что колдун долго, иногда несколько дней,-мучится в предсмертных страданиях, и, чтобы помочь его душе расстаться с телом, приподнимают конек на кры¬ше, или передний угол, после чего тотчас же наступает смерть.
  Уверенность, что колдун и после смерти может мстить и причинять зло, вызвала обычай прибивать колдуна-покой¬ника к земле осиновым колом. В редких случаях крестьяне бывают выведены из терпения дерзостью колдуна и учиня¬ют над ним самосуд, кончающийся для него смертью или увечьем".
В Самарском уезде в селе Дмитровке в начале 90-х годов прошлого века завелся колдун. На пирушке он поссорился со своим богатым соседом и заявил: "Попомнишь ты меня!" С кулаком стали происходить несчастья: дом сгорел, скоти¬на пала. Мужик стал разоряться. Колдун грозил: "То ли еще будет, не долго проживешь под новой крышей!" Сельский сход вмешался, вызвал ведьмака на общак. Тот попытался запугать односельчан. Те оказались не робкого десятка, взялись за колья. Забитый до полусмерти, колдун сознался, что навел порчу, прочитав заклинания над горбушкой без мякиша и закопал последнюю под крыльцом врага. Горбуш¬ку нашли, и беды прекратились.
   Случалось, что суеверия использовали аферисты. Так, в Самаре, на Николаевской, у вдовы известного купца начал снимать квартиру мелкий чиновник. Соседи заметили, что старуха таяла на глазах: худела, бледнела, едва до церкви доходила. На исповеди вдова призналась, что ее стал посе¬щать черт, чумазый, рогатый, с копытами. Он отбирал все деньги, еду, вещи, обещал скоро за душой прийти. Полиция устроила засаду и поймала посланника из ада, которым оказался молодой человек-квартирант. В кутузке черт пла¬кал и говорил, что все это шутка.
  Однако  далеко  не все события, связанные с нечистой силой  заканчивались столь благополучно  для потерпевших. Леденящие душу повествования записал в конце XIX века крестьянин Самарской губернии историк Федор Яковлев: «Не особенно далеко от нас находится гора Сваха. Это название она получила так: однажды была свадьба, и было уже совсем поздно, когда гости придумали новое развлечение: они решили с горы прокатиться. Это происходило зимой. Когда, накатавшись вдоволь, поехали обратно, но так разогнали лошадей под гору, что одна сваха вылетела из саней. В общей свалке этого не заметили, и сваха замерзла. С тех пор гора и получила это название. Иногда сельчане нет-нет да и слышат там женский голос: «Помогите, холодно, замерзаю…»
 А вот  другая  история: «Ехал однажды барин вечером через рощу и видит, что невдалеке от дороги стоят две свечи. Барин говорит: «Что это такое? Сходи-ка, посмотри!» Но ямщик знал, что это такое, а именно: место нечисто, и говорит: «Нет, барин, не могу. Это место нечисто, а если подойти к нему, то провалишься сквозь землю». Тогда барин предложил сто рублей. Но ямщик не пошел. Барин рассердился и говорит: «Ну, как знаешь, я сам пойду». Слез и пошел, и что же? Как он только подошел, так и провалился сквозь землю. А свечи с тех пор там больше не горят».
    Особо щекочет нервы рассказ «Гордеев дол»: «Этот дол находится версты за две от нашего села, и о нем сохранилось предание. Он весь окружен горами, покрытыми лесами, и раньше здесь проходила дорога в наш уездный город Б. Давным-давно в этих лесах жили разбойники, они грабили всех проезжих, никого не щадили. Однажды они напали на богатого купца Гордея и избили его. Жена его похоронила и в честь мужа поставила большой железный крест на самой верхушке, так что он виден отовсюду. Много лет спустя один мужик пошел в дол и там его по какой-то причине задержали. Чтобы скорее попасть домой, он пошел не дорогой, а горами, как раз через Гордеев дол. К нему он подошел часов в двенадцать, и вокруг он слышит, что кто-то стонет, плачет, зовет на помощь. Мужик бросился на крики. Идет, идет, а никого, и все поднимается вверх на гору. Вдруг уже совсем близко от него возник крест, а около него видны какие-то белые существа. Тогда сообразил, что это стоны и крики умерших и что это они и сидят. Мужик бросился бежать без оглядки и вдруг слышит, что вслед кричат: «Ага, догадался! А то бы не быть тебе в живых». (ГАСО,Ф.558,оп.1,д.248,с.1). Мужик без памяти прибежал домой и, прохворав некоторое время, умер».
Что в этих историях правда,  а что ложь мы оставляем на суд читателю. Однако каждый человек в своей жизни наверняка сталкивался со странными необъяснимыми явлениями и особыми знаками, которые  подбрасывает судьба человеку на его пути. Любой знает, что если он, уходя из дома позабыл взять нужную вещь, то лучше не возвращаться – дороги не будет.
 
                Сказания о нечистой

  Где-то в глубинах души каждого славянина живет язычник. Хочет он встать ранним утром, выйти на зеленый луг и воздеть руки к солнцу, которое и есть Бог Ярило:"Славься небо голубое, славьтесь облака, славьтесь деревья и река, славься мученица - Землица, вся замощенная, изрытая, забитая!" Сколько христианские проповедники не бились, но русская душа так до конца православию и не покорилась. Церковные праздники пришлось связывать с языческими ритуалами. На Троицу православные храмы украшали бере¬зовыми ветками, по весне - вербой Христа славили, на Масленицу пекли блины (как бы солнце ели]. Но есть область, в которой язычество царит безраздельно - это заговоры, предрассудки, колдовство.
В Самарской губернии языческие корни гораздо глубже, чем в некоторых других регионах страны. Поволжские народы, заселявшие этот край, оставались идолопоклонниками до XX века. Так что славянские традиции гармонично слились с местными, создав особый волжский колорит, Самарцы представляли себе жизнь как столкновение добра и зла, как борьбу мира с антимиром. Воспринимая беды как нечто неизбежное, без чего не может ощущаться и вкус счастья, они пытались найти диалог с антимиром. Не только отдельные ритуальные поступки, но и сам человек сливался с этим диалогом, превращался в него. Больше всего горожане и сельчане оберегали от черных сил свой дом, семью и урожай. Защитником семейного очага считался домовой, С ним разговаривали как с живым, задабривали, оставляя на ночь миску с кашей или молоком. Волжане думали, что он напоминает кота, поэтому в каждом доме держали "мурку", чтобы не было скучно.
Особенно оберегали от злых сил свадьбу. Вырабатыва¬лись целые ритуалы, защищавшие молодых от сглаза и порчи. Здесь в ход пускались иголки, булавки, амулеты, пояски с узелком, пучки трав. Использовалась "живая вода", потаенные записки, древнеславянские знаки.
Живым воплощением антимира считались колдуны, ведь¬мы, упыри. Сотни легенд передавались из уст в уста, расска¬зывая о злодеяниях нечистой силы. Особенно боялись матерей-ведьмовок. Вот обычная история. В Запанском поселке жила старушка. Один ее сын служил в армии, а другой учился в столице. На каникулы он приехал навестить мать, и она буквально за неделю иссушила сына-студента. Сама же помолодела лет на двадцать. На побывку приехал солдат и застал умирающего брата. Тот рассказал, как мать отняла здоровье и помолодела за счет него. Солдат проклял матушку и уехал навсегда.
Колдуньи любили оставлять на видных местах различ¬ные яркие вещи: платки, тарелки, ложки, кружки, игрушки. Люди подбирали их, и в дом приходила болезнь, смерть, Самарский край славился степными ведьмами, отличавши¬мися уродством и кровожадностью. До сих пор рассказыва¬ют о сухонькой сгорбленной старушке, которая на Троиц¬ком рынке дарила молодым людям на счастье маленькие букетики полевых желтых тюльпанов, К утру цветы черне¬ли, а в семье кто-то тяжело заболевал: по телу шел жар, бешено стучало сердце, от боли рас скалывалась голова, отказывали почки, воспалялись солнечное сплетение и лим¬фатические узлы. Лекарства не помогали. Врачи удивленно разводили руками. В дом приглашали знахаря, но и он не всегда мог снять сильную порчу.
Искусство заклятий передавалось в ведьмовских семьях из поколения в поколение, как правило, вместе с кошачьими косточками, выкрашенными охрой и перевязанными вере¬вочкой. Иногда местные шаманки впадали в такое злобное неистовство, что провоцировали в самих себе гнойное вос-паление, переходившее в сепсис. Иные не справлялись с собственными чарами, не успевали перебросить болезнь на окружающих и умирали в страшных мучениях.

                Война с двоеперстием


 Самарцы, конечно, знают, что Среднее Поволжье в  16 – 17 веках являлось оплотом казаков-разбойников. Гораздо менее известно, что эта территория слыла центром  чернокнижия и раскола.  Раскол- это не только двоеперстие и почитание древних религиозных книг,  в нем заключено большее. Старая вера требовала от паствы строжайшего исполнения всех религиозных канонов, к которым относились  бесконечные поклоны до земли, стояние часами на коленях, вымаливая грехи, неприятие  любых новшеств. Население тратило свою энергию на поддержание  старинных  византийских обрядов, в то время как стране требовалась модернизация.  Именно поэтому  русский царь Алексей Михайлович  и его верный патриарх Никон  провели православную реформу, освободив  миллионы верующих от избыточной фанатичной религиозности. Помимо этого  царская власть поставила священников под контроль, обязав нарушать тайну исповеди в интересах государства. Освободившийся от пут мракобесия и поставленный под контроль одного Бога - государства, российский народ  сумел в дальней шем принять Петровские реформы и подтянуть Державу  как в экономике, так и в военном деле до уровня Западной Европы.  Эта политика спасла Россию от колониальной участи Индии, Китая и Арабских стран.
    Однако вернемся к Самарскому краю. Здесь на окраине  империи действовали знаменитые Иргизские монастыри как  женские, так и мужские. За их стенами  процветало мракобесие  и протест против самодержавия. До 1743 года раскольники себя чувствовали достаточно привольно, потому что имели опору и большое влияние среди волжских казаков, стоявших гарнизонами на этой земле. Однако, когда  казаки по приказу Елизаветы Петровны   строевым порядком ушли в Оренбуржье, правительство  начало наступление на еретиков. Иргизские монастыри были разгромлены, староверы ушли в глубокое подполье. Однако традиция религиозного диссиденчества осталась и постоянно проявляла себя все в новых и новых формах.
 Расцвет сектантства начался после реализации либеральных программ Александра II.  3 мая  1883 года вышел Закон, даровавший льготы и права неагрессивным сектам. Некоторые религиозные толки могли превращать свои избы в молельные дома и даже строить собственные культовые здания. В Самарской губернии на 1895 год насчитывалось 102 387  раскольников. Большинство проживало в уездах и относилось к беспоповцам. Они делились на приемлющих брак и отрицающих его. Некоторые признавали священника, другие нет. 13% раскольников составляли молокане и духоборцы. 1 % приходился на скопцов, шалопутов и хлыстов.
Многие сектанты входили в непримиримый конфликт с государственной властью. Вот такой случай произошел 5 марта 1897 года в деревне Ахмата Новоузенского уезда. Пристав третьего стана вместе со священником отцом Дмитрием Покровским застал в доме крестьянина Степана Ивановича Токарева тайное молельное собрание. Его проводил Павел Яковлевич  Комаров, крестьянин Саратовской губернии, назвавшийся священником австрийского согласия. Пристав писал: « На столе под образами лежало Евангилие, крест, много книг и одна тетрадка. Комаров стал прятать священные предметы, а потом схватил меня за грудки и приговаривал, что в городе и не таких укладывали, а с  Вами легко справиться. Нас окружили и грозили избить». Иногда религиозная рознь раскалывала даже семьи. Вот что рапортовал 20 апреля 1890 года священник села Старая Бинарадка Ставропольского уезда Александр Дроздов: « Крестьянин Архип Литонов, совратившийся в молоканство в 1889 году, ныне старается склонить в эту секту и свою жену Евгению Никоноровну насильственно… 9 апреля Архип жестоко избил ее за то, что она красила яйца и намеревалась   идти в церковь помолиться об упокоении родителей. Муж ругал церковь, Святые иконы, пастырей и приговаривал : « Зачем яйца красить, я их и так съем».
Ежегодно Епископ Самарский и Ставропольский докладывал губернатору о состоянии дел с сектантством. Читаем из донесения 1890 года: « Ваше Превосходительство, раскольники села Мостов Николаевского уезда самовольно устроили три молельни: одна – на дворе крестьянина И.В. Лазарева – австрийского толка, другая – в доме крестьянина М.Н. Киселева – беглопоповского толка, третья – в доме вдовы С.Т. Баннова – поморской секты. Службы и требы в молельных отправляются регулярно. Раскольников австрийской секты – 385 душ, беглопоповцев – 500 душ, поморцев -81. Раскольники в метрической книге не записаны. Прошу применить к ним уголовное преследование по статье 206 Уложения о Наказаниях». Однако  либеральные реформы углублялись, и молодое гражданское общество поворачивалось  лицом к веротерпимости.
Перед нами список лиц, коим разрешалось перейти из православия в другие вероучения от 18 августа 1905года: « Мещанке С.Н.Федоровой, Чернореченская,25 – в евангельско-христианские баптисты; девице-казачке П.Л. Мельниковой –в старообрядчество Белокриницкого толка; вдове М.И. Шагиной, Шихобаловская,175 – в братство евангелистов-христиан; мещанину И.Е. Белову – в старообрядчество поморского законнобрачного согласия; мещанке З.А. Тихоновой – в католичество; И.Я.Бусарову, Шихобаловская,208 – в адвентисты 7 дня..»
История религиозного диссиденчества развивалась по  своей логике.


                Царские мужики

 В последней четверти  Х1Х  века  по Самарской губернии прокатывались разрушительные цунами  не морских волн, а наоборот – засухи. Поля превращались в пустыни с редкими кустиками верблюжьей колючки. Живность быстро съедалась, население переходило на лебеду и отвары из березовой коры.
 Современники подмечали  рост  настроений в крестьянской массе по отношению к труду, как к делу практически бесполезному, бессмысленному. Нищета развращала. Стали возникать секты, которые проповедовали, что труд дан Богом в наказание за грехопадение и изгнание из рая. Новые проповедники объявляли труд Каиновой печатью человечества. 24 августа 1894 года казанский губернатор сделал запрос в Самару о новой религиозной группировке «Царские мужики». Как выяснилось, ее возглавила крестьянка Анна Юркина. С 1861 года в селе Хрущевки Ставропольского уезда от сельской общины отделились крестьяне, которые заявили, что землю надо мерить «царской десятиной» (800 саженей с каждой стороны). Анна Юркина, пользовавшаяся большим авторитетом, учила не признавать земские учреждения, не участвовать в общественных делах, сельских сборах, выборах.( ГАСО,Ф.3,оп.233,д.1291,с.15). Она говорила, что царь одарил крестьян своим наделом, а местные чиновники обманом сократили размеры истинной десятины. Крестьяне отказывались обрабатывать землю, беднели, голодали, но помощи от государства не принимали. Дело дошло до того, что любая взятая у них взаймы вещь назад не принималась, называясь порченой. У заборов «царских мужиков» гнило зерно, по селу бродили голодные лошади, а сектанты кричали: «Чем беднее – тем лучше». А Юркина заявляла, что Русь любит сирых, убогих и нищих, предлагала «расточить свое имущество» и «дойти босиком до царя». Сама же духовная наставница, проведя очередные денежные сборы со своей паствы по 20-100 рублей с семьи, уезжала якобы ко двору Императора. Возвращаясь с бланками телеграмм, какими-то письмами, она успокаивала: «Скоро добьемся передела земли». Самарский полицмейстер сообщал губернатору: «Это длится несколько лет и дает основание считать, что Юркина эксплуатирует крестьян и выманивает у них деньги».
 Губернатор дал  указание Юркину немедленно изловить и доставить в следственный отдел самарских «Крестов». Однако эта мадам,  собрав  последние деньги со своей  паствы, бесследно  растворилась в бескрайних просторах отечества.
 
                Панияшки


Свобода сексуальных отношений в православии всегда считалось грехом. А раз так, то в этом месте всегда оставался простор для ереси. Ересь всегда возникает там, где все слишком систематизировано, упаковано и нет места для выбора. Вот этот то выбор и сделали некоторые жители самарской губернии, войдя в секту «Панияшек».
20 сентября 1898 года Епископ Самарский и Ставропольский доложил губернатору о распространении в Покровской слободе нового ответвления «хлыстовства». Крестьянин Захарий Белобородов стал проповедовать среди сельчан полное раскрепощение души и тела. Назвав это учение «Панияшки», он выбрал Татьяну Лебедеву «богородицей». Сам назвал себя батюшкой. Его сторонники причащались, употребляя обильно спиртные напитки и кощунствуя в отношении Святого писания. В молельном доме женщины-«панияшки» устраивали оргии со своим пастырем. Захарий Белобородов выставлял на показ свою фальшивую набожность и требовал денежных подношений. Полицейскими установлено, что в Новоузенском уезде аферист оказался, сбежав от своей законной жены и детей из села Квасники.
В библии не случайно сказано – не сотвори себе кумира. Кстати в Самаре говорили – без кумара нет кумира. Пожалуй, это правда. Для подчинения чужой воли нужно изменение сознания. Что является тому причиной – наркотическое опьянение или чернокнижное надувательство – это неважно. Одурманенные сектантским экстазом, самарцы творили порой и большие безобразия. Они плевали в иконы, выкалывали гвоздем глаза святых великомучеников. Так в протоколе уголовного дела читаем: «Зот-в Е. Н., крестьянин Ставропольского уезда 60 лет, женатый, повредил икону Михаила Архангела ножом и огнем: глаза и нос были выколоты и вырезано лицо, а ноги выжжены. Психически здоров. Действия совершены в беспамятстве, в период алкогольного психоза. Судебное преследование прекращено». После многочисленных подобных случаев Синод распорядился при перевозке икон закрывать их в специальные футляры для защиты от поругания. Гимназисты хихикали, тыкая пальцем в священнослужителей : « Жил-был поп, толоконный лоб…» Статистика неумолимо свидетельствовала. В 1877 году прокуратура выдвинула обвинения: Богохуление и порицание веры -6 дел, оправданы две женщины; отступление от веры -3 дела, пять мужчин и одна женщина отправлены в Сибирь; святотатство, разрытие могил и ограбление мертвых -4 дела, 21 подсудимый, оправдано 20, 1 – в Сибирь.
Порой происходили поистине кошмарные случаи: «Пашк-в Н. М., крестьянин, 41 год, женат, грамотный, торговец, однажды вынес на двор свою дочь 9 месяцев и положив на дровосек, топором без ручки перерезал ей горло. На вопросы собравшихся он отвечал, что подобно Аврааму, принес Богу жертву. Обвинен по ст. 1451. Ему поставили диагноз галлюционарного помешательства. Судебное преследование прекращено». Еще одна чья-то душа запуталась в дебрях сектантства.

                Штунда


В конце Х1Х века на имя самарского губернатора  из столичного МВД поступали все новые циркуляры, требовавшие  усилить борьбу с сектантством. Появление  новых ересей сотрясали устои не только православия, но и другие официальные конфессии. Синод требовал бороться  с проявлениями любого религиозного диссиденчества. Среди иностранных форм сектантства особо опасной считалась « Штунда», распространявшаяся среди российских католиков и лютеран. Смысл  так называемого учения  заключался  в усилении  пангерманизма. Штундисты превращались в пятую колонну  поднимавшейся кайзеровской Германии. Самарская губерния  как территория, на которой проживало 9 % этнических немцев попала  под пристальный взгляд полиции.
За деятельностью немецкой общины велся постоянный административный надзор. Читаем секретное донесение губернатору от 25 июля 1890 года: « Римско-католический священник Бауер кроме духовной службы постоянно вмешивается в общественные и семейные дела своих прихожан. За непослушание штрафует, а кто не платит - на того накладывает епитимию, а некоторых отлучает от церкви. Явившихся к нему прихожан бил и ругался площадной бранью, требовал от всех полного и бесприкословного повиновения. Из своей квартиры выходил с револьвером. Кроме Римского папы от начальства никого не признает.» (ГАСО,Ф.3.оп.233,990г.,с.16).
А вот другое полицейское расследование, связанное с подозрениями в сектанстве и втягиванием православных в иную веру. 15 января 1896 года священник слободки Покровской Новоузенского уезда Сердобов рапортовал, что в доме крестьянина Ф.Г.Широкого-Куховаренко немцами Андреем Адамовичем Шмидт и Адамом Федоровичем Мейснер открыта молельня. Сообщалось: « По воскресным дням собираются немцы для моления и слушания поучений, заходят иногда и местные жители из русских православных. Проповедником состоит Иван Андреевич Бем, доверенный саратовского купца Шмидт. Себя они называют братьями, общину – братством. Беседу ведут на немецком языке. Собирается до 50 человек. (ГАСО,Ф.3,оп.233,д.1454,с.1-3). Недоверие к немцам со стороны властей порождало и настороженность к ним со стороны коренного населения. Местные жители отказывались возделывать и потреблять в пищу картофель, считая его бесовским корнем. "Лучше помереть с голоду", - говорили крестьяне. 
Что  касается  пресловутой  «Штунды», то этой секты, несмотря на тщательную проверку, обнаружено не было. Об этом и было доложено самарским полицмейстером самому министру МВД Дурново.
 

 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственный архив Самарской области

Фонд 1.          Самарское губернское правление.
Фонд 3.          Канцелярия Самарского губернатора;
Фонд 8.          Самарский окружной суд.
Фонд 32.        Самарская духовная консистория.
Фонд 170.      Самарская городская Дума.
Фонд 191.      Самарский городской маклер.
Фонд 228.      Самарский губернский прокурор.
Фонд 287.      Самарский биржевой комитет.
Фонд 352.      Присяжные поверенные. А. Г. Елшин.
Фонд 430.      Самарское дворянское депутатское собрание,
Фонд 465.      Самарское городское полицейское управление.
Фонд 468.      Самарское губернское жандармское управление.
Фонд 558.      Общество археологии, истории, этнографии.
Фонд 663.      Самарский губернский предводитель дворянства.
Фонд 815.      Головкин Константин Павлович, краевед.
Фонд 3500.    Воспоминания революционеров. И. Ф. Демидов.
Фонд 4940.    Струков Олег Сергеевич, краевед.
Фотоальбом Егора Никитьевича Аннаева.
Личные архивы
Лемана А. В., Саганбекова Ю. С., Наякшина К. Я., Жарова Н.В., Ивойловой Е.Н., Варламовой М.П.
Газеты
"Волжский день" "Волжское слово" "Голос Самары" "Самарская газета" "Самарские губернские ведомости" "Самарский вестник" "Самарский курьер" "Самарский листок объявлений", «Самарский справочный листок».
Журналы
"Горчишник" /"Хулиган"/, «Родина» 1993-2003гг.,
 
Литература
Адрес-календари и Памятные книжки Самарской губернии за 1867-1916 гг. г. Самара.
Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк. Самара, 1877 г.
Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя. Куйбышев,1982г.
Антон Николаевич Шихобалов. М., 1912 г.
Баянский Н. Почему М.Д. Челышев не попал в 4-ую Государственную Думу. СПб..1913г.
Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России. Новосибирск,1991г.
Вся Самара. 1926 г. Самара.
Гарин-Михайловский Н.Г. Избранное. Куйбышев, 1980г.
Годы и события. Хроника, т.1. Самара,2000г.
Гулишамбаров С.С. Всемирная торговля и участие в ней России. СПб, 1898г.
Живописная Россия. Т. 8, ч 1. СПб., 1901 г.
Журналы Самарской Городской Думы за 1904, 1909, 1911 гг.
Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Самара, 1994г., 1995г.
История уделов за столетие их существования. Часть 1-2. СПб,1903г.
Клопов А.А. Отчет по исследованию волжской хлебной торговли.СПб,1889г.
Кони А.Ф. Избранное.М., 1989г.
Константин Павлович Головкин.Самара,1992г.
Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора /1905-1914 гг./ Новгород-Самара-Пенза. Петроград. 1916.
Кропоткин П.А. Записки революционера.М..1988г.
Лещинский М.Я. Судебные записки. М., 1995г.
Лишин И.А. Очерк Николаевского уезда Самарской губернии в статистическом и сельскохозяйственных отношениях. СПб,1880г.
Лишин И.А. Проект положения о Юго-Восточной хлебопромышленной и сельскохозяйственной выставке в Самаре в 1890году. М.,1887г.
Лишин И.А. К вопросу обводнения и облесения степной полосы Самарской губернии. М..1892г.
Максим Горький и Самара. Куйбышев, 1968г.
Наумов Александр. Доклад самарского губернского предводителя Дворянства ХХ очередному губернскому дворянскому собранию. Самара, 1914г.
О России и русской философской культуре. Философы русского и послеоктябрьского зарубежья. М.. 1990г.
Покровский В.И. Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России, том1.СПб,1902г.
Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края, Самара,1919г.
Протопопов. Столетие Самарской губернии. Самара,1901г.
Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. Самара,1991г.
Розанов В.В. Уединенное.М.,1991г.
Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1953г.
Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Самара,1994г.
Самарский спутник, 1890г.
Сводный сборник статистических сведений по Самарской губернии,том8,выпуск1-й,изд. Сам. Губ. Земства .Самара.1892г.
Трехсотлетие царствования дома Романовых. М., 1914г.
Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Петроград,1914г.
Челышев М.Д. Главная причина нашего несчастья. Изд.3-е. Самара. 1907г.
Юбилейная научная конференция «Самарский край в истории России». Самара, 2001г.
В книге звучат стихи Михаила Авдеева, а также песни в исполнении шансонье Андрея Елиссева и Андрея Демидова.
 


Рецензии