Кому нужна война?

Много лет назад,я опубликовал очерк под этим же названием в газете "Алазнис Гонтиади" в г. Телави Грузинской ССР, где я тогда жил и работал. Материалом для публикации послужила одна из командировок и услышанный там рассказ.
Было это в октябре месяце. Проходили очередные XVIII Олимпийские игры в столице Японии Токио. Среди других спортивных событий особое внимание привлекали выступления штангистов тяжелого веса в основном из-за участия в них двух советских спортсменов – великого Юрия Власова и восходящей звезды советской тяжелой атлетики Леонида Жаботинского. Все прочили успех непобедимому до сих пор Власову. Но Жаботинский просто перехитрил его и выиграл, хотя уверен – выбери Власов другую тактику, победил бы с большим перевесом. 
Но ничего не поделаешь, в спорте, как и в жизни, одни побеждают умом, другие – силой, третьи – примитивной хитростью. 
Это к слову, так сказать, для ориентации во времени.  А существо вопроса в другом. 
Я, молодой тогда журналист, получил ответственное задание редакции посетить пастухов на летних высокогорных пастбищах и написать о них. 
Вдвоем с моим другом, великолепным журналистом и музыкантом Элизбаром Саралидзе отказались от проводника, взяли коней и отправились к месту назначения. 
Побывав в нескольких фермах, вечером третьего дня подъехали к ферме селения Напареули. 
Темнело. Пастухи были заняты вечерней дойкой. Мы, обвешанные фото- и кинотехникой, снимали это интереснейшее событие. Огромные собаки рычали на нас, ягнята путались под ногами, но мы не обращали на это внимания. 
Как это бывает в горах, темнота, как сказочное одеяло, внезапно  накрыла мир. В небе зажглись огромные звезды. Сразу стало прохладно. 
Нас пригласили к ужину. Широкий стол из строганных досок стоял под навесом. Рядом, над костром, приятно бурлил большой котел, источая дурманящий запах варившегося мяса. Вскоре на столе появился свежевыделанный сыр – делама. Мы с Элизбаром подали к общему столу привезенный с собой небольшой кувшин благородного "Цинандали". 
Собралось всего человек десять. Так что досталось каждому этого вина понемногу. Выпили, как и полагается за грузинским столом, ритуально: старший из пастухов дядя Михо взял в руки небольшой рог с вином, покачал головой, как бы сомневаясь, можно ли уместить все пожелания в такую маленькую посудину, и сказал: 
– Тостов у нас много, но давайте скажем самый главный из них – за мир, чтобы не было войны. Будет мир – будет и покой людям, нашим детям и внукам. Мир зиждется на дружбе. Я имею в виду не только дружбу между отдельными людьми, но и между целыми народами. А война самое плохое "изобретение" человека. Это как драка хулиганов, но в государственном масштабе. Вспомним мудрые слова из  "Мравалжамиер''1): "Вражда лишь разрушает, а дружба и любовь созидают". За мир!
– Да не будет мира, Михо дорогой. – Отозвался другой пастух Нико, – там, видишь, Америка бряцает оружием, здесь Германия никак успокоиться не хочет.   
– А ты думаешь, простые люди в Америке или в Германии хотят войны? Не хотят, как и мы с тобой, – вступил в разговор третий, Георгий Богверадзе. – Вот какой был со мной случай на войне. Попал я в  плен под Смоленском. Немцы рвались к Москве. И вообще хотели победить до холодов. Но раз мы этого не позволили, им пришлось готовиться к зиме. 
Меня вместе с другими пленными поставили на заготовку дров. Но работать на фашистов, конечно же, я не хотел. Притворялся больным, делал вид, что не могу колоть и носить дрова. 
Вдруг ко мне подбежал немецкий офицер, стал меня трясти, кричать на ломаном русском языке, в котором я тоже не мастак. Но смысл я понимал. Он кричал: "Ах, ты, швайне,2) не хочешь работать? И я не хочу воевать, но воюю потому, что есть такие сволочи, как  ты и твоя проклятая страна. Я художник, – орал он, – а вы сделали меня инвалидом". Вдруг он протянул мне руку. На дрожащей ладони лежал... стеклянный глаз. Я перевел испуганный взгляд  на его лицо. Оно было бледное, как мел, а из пустой глазницы текли слезы. Я был потрясен: неужели и он не хочет воевать? Почему же мы воюем, убиваем друг друга? Тогда впервые я понял, что не все немцы  фашисты, что не все они хотят войны. 
Георгий замолчал. Языки пламени догорающего костра лениво облизывали дно закопченного котла. Вокруг бегали фантастические тени. 
Где-то глухо завыли волки. Тут же дружным лаем отозвались могучие овчарки-волкодавы. Стало опять тихо. 
Усталые пастухи стали расходиться. И я, пожелав всем спокойной ночи, ушел спать. Завернувшись в теплую бурку, долго не мог уснуть. А мой транзистор на разных языках нашептывал мне новости мира: раскованный английский, жесткий немецкий, официальный русский, музыкальный итальянский, краткий, как азбука Морзе, китайский, гортанный арабский – все мирно уживались в эфире. Вроде и не было никакой вражды. Чаще всего звучали слова: Токио, Олимпиада, Власов, Жаботинский, Латынина. 
Постепенно проваливаясь в сон, я думал: "Почему бы людям ни выяснять отношения между собой в спортивных баталиях, чтобы полями сражений были только спортивные поля, снарядами сражений – спортивные снаряды". 
Но, увы! Все намного сложнее. Если ведется война, значит, она кому-то нужна, кроме тех солдат, которые воюют и гибнут, не зная за что и за кого.
                1964г. и 1996г.
____________________________________
1) "Мравалжамиер" грузинская народная хоровая песня "Многая лета"
2) Швайне (нем.) – свинья. 


Рецензии
""Почему бы людям ни выяснять отношения между собой в спортивных баталиях, чтобы полями сражений были только спортивные поля, снарядами сражений – спортивные снаряды". ""

Потому что человек - это более совершенная модификация животного (и не более!!!),
с весьма не совершенным чувством меры (к сожалению!!!).

Не сомневайтесь, будущие войны как раз и начнутся со стадионов.

Бабуин.

Эдгарт Литау   14.11.2015 12:03     Заявить о нарушении