Сказка исчезающего народа Энцев

Алюторцы — этническая группа из  коренных малочисленных народов Севера России. Фактически прекратила своё существование как отдельный народ. В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, алюторцы отдельно не выделялись а включались в состав коряков (3 человека), ещё 3 человека — как «алутальу», 6 человек — как «олюторцы», то есть всего 12 алюторцев  (2002 год).. Всероссийская перепись населения 2010 уже не упоминает алюторцев даже в качестве субэтноса.
Энцы  — малочисленная самодийская народность численностью менее 227 человек (2010 год). Верующие — православные, сохраняются традиционные верования.

КАК ЮРАКИ С ЭНЦАМИ ВОЕВАЛИ
Энецкое предание

Предводитель юраков, Юрак-еру, однажды сказал своему народу: «У энцев девушки очень красивые. Надо бы к ним съездить  и девушек без калыма забрать!»
Мужчины в ответ радостно кричат: «Как скажешь, Юрак-еру! Война, так война! Мы готовы воевать с энцами. Их мало, а нас много! Их мужчин перебьём, а женщин заберём!»
«Ну вот и хорошо! Повеселимся! Пошлите умного старика Юрну к энцам, чтобы сказал им о скорой войне!» - сказал Юрак-еру.
Поехал старик Юрну к енцам. Перебрался через Енисей, встретился с предводителем энцев Колё и говорит ему:
«Осенью, когда станет Енисей, мы, юраки, придём к вам с войной».
А старик Колё тоже умным стариком был и говорит: «Мы, энцы, народ малый и бедный. И брать у нас нечего, кроме наших женщин.  Значит, хотите без калыма наших девушек, наших дочерей забрать? Не отдадим. Защитим!»
А старик Юрну говорит: «Защищайте! А мы с войной придём, всех мужчин убьём, а девушек и женщин заберём!» - сказал так и домой поспешил.
А старик Колё собрал мужчин и говорит: «Осенью, когда станет Енисей, юраки, придут к вам с войной. Всех мужчин грозятся убить, а женщин и девушек забрать.  Рубите лес и ставьте большой забор вокруг наших чумов!»
 Когда лес срубили и забор высокий поставили, как раз осень наступила. Старик Колё говорит: «Надо смельчака послать навстречу юракам, чтобы как увидел их войско, нам сообщил! Есть смельчаки?»
Смельчаков не нашлось. Тогда старик Колё сказал: « Тогда мой сын пойдёт!»
«Хорошо, пойду. Но только дайте мне самых быстрых оленей, чтобы  юраки не смогли их догнать» - сын Колё говорит
Ни у кого из энцов не нашлось быстрых оленей. Тогда старик Колё говорит: Есть у меня одна важенка. Хорошая олениха. Она подойдёт.»
Привели важенку. Маленькая, ножки короткие, брюхо тащится по земле.
«Одну запрягать?» спрашивает сын Колё.
«Почему одну? — говорит Колё.— У важенки есть сын-двухлетка, она у него под брюхом проходит. Вот в паре с ним и запрягай. А потом выезжай на хребет, на той стороне Енисея есть хребет Бухуча. Оттуда далеко видно. Как увидишь юраков, спеши назад»
Храбрый сын старика Колё запряг оленей и помчался к хребту. Бухуча. До хребта три дня пути, а его олени за полдня  добрались . Вышел парень на хребет, трубку раскурил. Выкурил одну трубку, другую, третью. Вдруг видит, снег вдали почернел. «Что это? — думает он.— Неужели снег растаял?» А это юраки едут. Очень много юраков! Намного больше, чем всех энцев.
Увидели юраки  человека на хребте. Предводитель их, Юрак-еру, кричит: 
«Окружайте! Надо его схватить!»
А сын старика Колё спокойно  набил четвёртую трубку. Стоит и курит. Юрак-еру думает: «Почему он стоит? Нас не боится? Смерти не боится?» Юраки его окружают, ещё немного — и возьмут в кольцо. Тут парень пустил своих оленей. Как ветер они полетели, легко вырвались.   Юрак-еру говорит:
«Однако, этот парень — удалец. Если все у них такие, то зря едем. Не повернуть ли назад?»
Воины говорят: «Нет, погонимся следом!»
Д а не угнались! Уж к вечеру парень домой вернулся и сразу спать завалился. Утром говорит: «Юраки на хребте. Через три дня здесь будут».
Старик Колё говорит: «Надо оленей подальше угнать и к войне готовиться».
 А Юраки на другой день пришли. Юрак-еру прям в чум старого Колё пришел. Старый Колё распорядился, чтобы его жена гостей накормила. Поели гости, и Юрак-еру говорит: «Ну, Колё, назначай время, когда войну начнём! Устали мы. Нам бы денёк-другой отдохнуть, мяса горячего поесть».
А старик Колё отвечает: «Я вас воевать не звал. Отдыхать не дам, разве что ночь. С утра воевать будем»,
Утром оба войска друг перед дружкой встали. Старик Колё говорит сыну:
«Ступай впереди войска!»
Встал сын Колё впереди своего войска, а ему навстречу могучий юрак вышел, и две стрелы пустил. Упал сын Колё, сраженный стрелами. А могучий юрак всё стреляет и стреляет, а энцы всё падают и падают... Побежал тогда старик Колё к дровосеку, что только и делал, что лес рубил. Весь смолой был покрыт: не отмыть, не отодрать. Старик Колё ему и говорит:
«Бери лук со стрелами и иди в юраков стреляй! Если победишь юраков, дочь тебе свою отдам без калыма и половину своих оленей!»
Пошел «смоляной человек» в юраков стрелять. Одну стрелу пустит — четыре юрака замертво падают. Пол-дня и всю ночь дровосек стрелы в юраков пускал, отдыха не зная.
Наступило утро. И увидели Юрак-еру и старик Колё, что все воины перебиты. С каждой стороны по десять воинов осталось. Хотел тут старик Колё сдаться, да Юрак-еру первым успел сдаться, - черный флаг поднял. А дровосек всё стреляет и стреляет, всё остановиться не может. Юрак-еру кричит старику Колё? «Останви  ты его! Не то он и всех женщин перестреляет!»
Тогда старик Колё говорит своей дочери: «Иди, дочка, останови дровосека!»
Стала девушка одеваться и прихорашиваться. Долго одевалась и прихорашивалась. А дровосек всё стреляет и стреляет, и в чужих, и в своих. Стал старик Колё людей живых считать: десять воинов и 217 женщин и детей. Тут дочка старика Колё, наконец,из чума вышла, неспеша подошла к дровосеку и говорит: «Хватит уж стрелять! Бери меня в жены!»
Ну, дровосек-то и образумился и перестал стрелять.
А Юрак-еру погрузил своих убитых воинов на сани и уехал, пообещав больше никогда на энцев войной не ходить. Больше они между собой и не воевали, а сами тихо вымирали....

P.S. Хотел ещё несколько сказок энцев пересказать, а потом подумал: «Пока я сказки пересказываю, и пока их читают, энцы-то вымирают! Сколько их осталось на этот час? Кто знает?»


Рецензии