Отдельные зарисовки

(Из цикла "Мой старший морской начальник")

***
Однажды в Узбекистане проходило заседание Рабочих групп Комиссии многостороннего сотрудничества Академий наук соцстран по вычислительной технике.
Во время экскурсии по Самарканду Дородницын пригласил нескольких делегатов посетить с ним медресе. За время своих геологоразведочных экспедиций по Средней Азии Анатолий Алексеевич проник в детали местного быта и выучил тюркские языки. У ворот медресе он что-то сказал служке. Тот, приподняв полы халата, бегом поспешил внутрь. И навстречу нам, также приподняв полы халата, засеменил муфтий. Очень уважительно поприветствовал Дородницына. И пригласил нас в молельный зал. Академик и муфтий погрузились в философскую беседу и толкования Корана. Некоторые суры Анатолий Алексеевич цитировал наизусть. А нам вынесли старинные священные книги на нескольких языках, иллюстрированные кружевными узорами. Занимательно, что первым словом, которое я разглядел, открыв наугад английскую версию Корана, было «байт».
 На обратном пути в гостиницу кто-то посетовал:
- Ох, как жарко!
Академик, опираясь на опыт среднеазиатской геологоразведки, возразил:
 - Жарко не бывает. Бывает тепло и холодно.


Сотрудники академика рассказали мне и такие, весьма характерные для Анатолия Алексеевича, истории.

***
В 1951 году он был выдвинут в членкоры АН СССР. Когда при голосовании остались только две кандидатуры – его и отставшей по количеству голосов вдовы его учителя Кочина, Анатолий Алексеевич снял свою кандидатуру в её пользу.
 На выборах 1953 года мест членкоров по гидродинамике не было. Дородницын – многосторонний ученый, и его классические работы по обтеканию вершин и гряды гор с учетом сжимаемости воздуха были вне конкуренции. Его избрали подавляющим числом голосов сразу на звание академика по метеорологии, минуя членкора.

***
Как-то с зияющих высот власти в ВЦ явилась «шишка» с настойчивой просьбой поддержать решением Учёного совета выдвижение в членкоры научноимпотентного сынка ещё более важной шишки. Явление сие украшает бурьянные поля науки и по наше время. Поморщившись, Дородницын направился на заседание.
В перерыве появляется академик. С неизменной сигаретой. Надо видеть, как он держит сигарету! Левой рукой, вывернутой ладонью кверху. Три первые пальца нежно поддерживают мундштук снизу, не охватывая его. Мизинец грациозно оттопырен. С удовольствием затянувшись, академик, также не без удовольствия, сообщает просителю:
- Я поставил на голосование Ваш вопрос.
Результат: ЗА – НОЛЬ, ПРОТИВ – ЕДИНОГЛАСНО.


Рецензии