III. Наследство. Сундучок с приданным
- Мама, а он мне машинку не дает!
- Тебе нужна именно эта машинка?
- Да!
- Значит, подожди, пока малыш поиграет в нее, потом возьмешь.
- А я хочу сейчас!
- Предложи брату поиграть вместе.
- Я не хочу вместе!!! Я хочу сама!
- Тогда подожди.
- Нееееет!!!! Я хочу сейчааааас!
– Значит, скажи ему об этом. Может быть, он тебе уступит.
- Мамаааа! Забери у него машинку!!!!
- Марина, я люблю вас обоих одинаково. Я не могу обижать одного ребенка, чтобы доставить радость другому. В нашей семье такое правило: кто первый взял, тот и играет.
-ААаааааыыыЫЫЫЫ!
- Иди, я тебя пожалею.
- Нееет, лучше накажи сыночкааааа!
Это повторялось постоянно в разных вариациях.
- Мама, а братик на меня рукой замахнулся!
- Мама, а он на мою вешалку свою куртку повесил!
- Мама, братик заглядывает в мой шкаф!
- Мама, а он хочет сесть на мой стул!
- Мама, я построила башенку, а он ее сломал.
- Мама, а братик не хочет со мной играть!
- Может он хочет поиграть сейчас сам? – интересуюсь я.
- А я хочу играть с ним! Пусть со мной играааает!
Ябедничество было постоянным и тотальным. Марина всегда стремилась привлечь внимание и доминировать любой ценой, а с помощью этого оружия была возможность еще и принизить брата. Но я не сдавалась. В конце концов, провела с девочкой беседу о том, как это плохо ябедничать. Даже вспомнила поговорку: «Ябеда-корябеда, соленый огурец, на земле валяется, никто его не ест!»
- Марина, знаешь, почему в этой дразнилке столько обидного про ябеду?
- Нет.
- Потому что ябед никто не любит и не хочет с ними дружить. И взрослым ябедничество тоже не нравится. Так поступать плохо. Ты поняла?
- Да.
- Что ты поняла?
- Ябедничать плохо.
- Ты будешь еще ядебничать?
- Буду.
Зато честно. По-другому она совсем не умела. В Детском доме ябедничество было нормой, теперь она просто воспроизводила отработанный алгоритм действий, каждый раз удивляясь, что моя реакция не соответствует ее ожиданиям. Тем не менее, когда я обнаружила на теле Марины расплывшийся фиолетовый «синяк» (девочка из-за плохой координации движений постоянно ходила в синяках, но они были, как правило, небольшие), то допытаться, что, как и где произошло, не представлялось возможным. Впечатление было, будто сын ударил ее чем-то тяжелым. Но никто не ябедничал и не признавался, оба молчали, как партизаны. Желание скрыть свои проказы сплачивало детей в одну команду…. против мамы.
Другая противная привычка Марины была – доносы. По существу и без, при этом она всегда ждала для себя какого-нибудь поощрения (как правило, конфету), а для других – наказания.
- Мама, а братик грызет карандаш!
- Мама, а он сбросил подушку на пол.
- Мама, малыш трогал твой телефон!
- Мама, а он машинку разобрал.
- Мама, а братик разбрасывает конструктор.
- Марина, а ты можешь сама ему сказать о том, что он поступает плохо?
- Нет, накажи его!
- Он не сделал ничего, что действительно заслуживает наказания. А вот доносы меня расстраивают. В таких ситуациях вы можете все решить без моего вмешательства.
- Нет, не можем!!!
- Почему не можете? Ты разговаривать умеешь?
- Да.
- А твой брат умеет?
- Да.
- Так вот и скажи ему в следующий раз сама, что так, как он поступает, делать плохо. Хорошо?
- Не буду! Накажи его.
- Марина, есть такая поговорка: «Доносчику первый кнут!» Если я накажу сына, мне придется наказать и тебя тоже.
- Я согласна!
- Ну, тогда иди в угол первая.
Марина плакала навзрыд и шла отбывать наказание, по пути сворачивая шею, чтобы убедиться, поставлю ли я в угол сына. Ставила ради справедливости, хоть и считала, что он не заслужил. Приходилось демонстрировать, что я детей люблю одинаково.
Малышу не хотелось быть наказанным, поэтому он быстро соображал, как надо исправить ситуацию и подходил ко мне:
- Мама, я больше не буду разбрасывать конструктор. Можно я его быстренько соберу?
- Можно, иди собирай. Марина, ты будешь дальше стоять в углу или тоже извинишься и пойдешь играть?
- Буду стоять.
- Тебе нравится стоять в углу?
- Нееет! – горькие слезы, - Мне нужна конфета!!!
- Значит, ты поняла, за что стоишь, и больше так делать не будешь?
- Буду!
Начиналась очередная история с упрямством и желанием любой ценой переломить ситуацию в свою пользу. Причем Марина готова была сама пострадать, будучи твердо настроена добиться своего. В данном случае привилегии ябедничать и доносить с последующим поощрением, похвалой и наградой. Думаю, в глубине души она действительно чувствовала свою правоту, так как в детском доме дети были просто выдрессированы на доносы. Это позволяло воспитателю контролировать ситуацию в группе, и Марина так привыкла жить. Однако в своем доме мы это терпеть не желали и никоим образом поощрять не собирались, поэтому сразу же подобные поступки старались пресекать на корню.
И опять же, когда сын вытворял какую-нибудь серьезную шалость, то Марина становилась «нема как рыба». Она заглядывала в детскую, проверяла, закончил ли брат свои проказы, и возвращалась ко мне, как ни в чем не бывало. И так до тех пор, пока я сама не обнаруживала, что, например, сынок разгрыз фломастеры и наелся цветного содержимого. А предварительно перед этим раскрасил ими стол, занавески и мольберт (вокруг бумаги).
Когда я увидела сына, у которого весь рот, лицо, руки и одежда были залиты едреными красками, я с ужасом спросила:
- Ты чего наелся?
- А это он разгрыз фломастеры, - тут же подсказала Марина.
- Ты видела, что он их разгрызает?
- Видела.
- А почему не вмешалась?
Марина пожала плечами, а у самой при этом были довольная усмешка и огоньки в глазах. Ей нравилось, что мама недовольна поведением сына, а еще больше - что они с братом опять сработали как единая команда против взрослых. По реакции детей было видно, что они прекрасно осознавали, что происходит что-то серьезное, и именно поэтому Марина молчала - ждала развязки. А сын, он никогда раньше ничего не грыз и не ломал, как-то так повелось, а теперь видимо тоже отчаянно требовал внимания. Я попыталась объяснить детям, как сильно ими дорожу и как я испугалась.
Вообще дружба против мамы была самой неприятной «драгоценностью» сиротского сундучка. Довольно часто я слышала, как Марина настраивает брата против меня и подговаривает его сделать что-нибудь, чтобы «позлить ЭТУ». Благо сын был еще маленький и дорожил маминым вниманием и расположением, поэтому не всегда «велся» на такие предложения.
Помимо отработанных привычек доносить и ябедничать, у Марины была сильная энергетическая зависимость от похвалы. Все, что она делала хорошее, было только ради заветных «молодец!», «умничка!» и конфет. Никакого искреннего желания помочь, сделать что-то хорошо, быстро или качественно у нее не было, что в принципе было не удивительно. Необходимо было помочь Марине избавиться от этой пагубной привычки, мешающей формированию здоровой самооценки.
- Мама, я съела суп!
- Хорошо, поставь тарелку в раковину.
- Мама, я молодец?
- Марина, я рада, что ты хорошо поела.
- Но я ведь молодец, правда, мама?
- А ты сама как думаешь?
- Я МО-ЛО-ДЕЦ!
- Значит так и есть. Ты хотела кушать?
- Да.
- Ты была голодная, а теперь сытая и довольная. Я этому очень рада.
- Так я молодец, мама?
- Ты моя любимая девочка! – нежно потрепала за щечку.
- Значит я - умничка?
- Ты – моя радость, моя доченька, моя принцесса!
- А твоя принцесса – молодец?
- Я люблю свою принцессу, когда она молодец и когда не молодец. Я просто тебя люблю и все. Потому что ты моя.
- Мамааааа!!!! Ну, я же съела сууууп!
- Марина, суп был вкусный?
- Да.
-Тебе он понравился?
- Очень!
- Так почему же ты думаешь, что ты молодец? Ты съела вкусный суп, когда была голодна. Это хорошо и правильно. И я этому очень рада.
Вздыхает, неудовлетворенная. Сидит, смотрит, как я ем.
- Мама, а ты суп съела.
- Да, я уже все съела.
- МАМА, ты – МО-ЛО-ДЕЦ!!! Теперь поняла?
Тоже вздыхаю…
Другой способ добиться похвалы было хвастовство.
- Мама, а я уронил краски, – обращается ко мне сыночек.
- А я НЕ уронила.
- Мама, а у меня трусики мокрые.
- А у меня НЕ мокрые.
- Мама, я не хочу больше есть.
- А я ВСЕ съем.
- Мама, у меня испачкались перчатки.
- А у меня НЕ испачкались.
Вот такое постоянно противопоставление себя.
Или выпендреж. Желание выслужиться там, где не просят.
- Дети, кто собирал паззлы и оставил их на полу.
- Я, - отвечает сын.
- Убери за собой, пожалуйста.
- Я уберу! – Марина кинулась к паззлами и начала их складывать.
- Марина, каждый убирает после себя сам. Если хочешь помочь, просто предложи свою помощь.
- Нет, я сама все уберу!! – оттолкнула брата. Дело дошло до потасовки. Но самое интересное, что после всего этого она с нетерпением ждала, когда же я ее похвалю. А за что хвалить-то? Расстроилась…
Чуть позже.
- Дети, кто не вылил за собой горшок?
- Я щас! – Марина, пробегая мимо, на бегу схватила горшок и понесла выливать в туалет.
- Малыш, кто в горшок пописал?
- Я.
Вскоре вернулась дочка.
- Марина, кто пописал на горшок и не вынес за собой?
- Братик.
- А почему ты пошла выливать?
Марина посмотрела на меня, как на восьмое чудо света.
- Потому что я – мо-ло-дец!
- Нет, не молодец. Каждый должен убирать сам за собой. Марина ты слышишь? Для меня очень важно, чтобы все в этом доме умели ухаживать сами за собой. И мне важно, чтобы мой сын приучился сам убирать свои игрушки и вещи, и выносить за собой горшок. Ты поняла?
- Да, - грустно и понуро. Не похвалила.
- Ты не обязана делать что-то ЗА него. Малыш может тебя попросить помочь или ты сама можешь предложить ему помощь.
Выслуживание перед мамой продолжалось и дальше. Но каждый раз Марина натыкалась на одинаковую, непонятную для нее, реакцию с моей стороны. Похвалы за неправильные поступки она так и не дождалась. Я была тверда в своем решении. Зато поведение сына недели за две кардинально изменилось.
- Малыш, собери, пожалуйста, свои машинки в коробку.
- Не, пусть Марина собирает.
- А почему Марина должна собирать?
- Потому что я не хочу.
- Каждый должен убирать сам за собой.
- А я не хочуууу. Пусть Марина убирает!!!
После себя девочка, напротив, никогда не убирала, видимо раньше за это не хвалили и конфетами не поощряли. Взрослых Марина по привычке воспринимала как обслуживающий персонал. Вот такой перекос.
Дразнилась Марина, смакуя, при любой выпавшей возможности. Если в ее руки попадало лакомство, то девочка не спешила его кушать. Она начинала его картинно вертеть в руках, откусывать по крошечке, потом оставляла на столе (или в другом месте), шла играть, время от времени возвращаясь, чтобы в очередной раз на глазах у всех лизнуть-куснуть и обязательно помахать им перед носом у окружающих. Весь этот процесс мог затягиваться на несколько часов. В такие моменты Марина получала удовольствие не от самого лакомства, а от зависти окружающих и чувства собственного превосходства: в ее руках был желанный ресурс!
Несложно догадаться, что не все дети могли терпеливо наблюдать такое поведение, они сначала просили поделиться, а потом и отнимали предмет всеобщего вожделения. Подобные ситуации «сам не гам и другому не дам» случались довольно часто, и не только с едой, но и с игрушками. Такое негативное раззадоривание окружающих, обычно заканчивающееся слезами и жалобами Марины, нам тоже приходилось пресекать и приучать девочку к другим формам поведения.
В качестве вишенки на тортик в «сиротском сундучке» красовалась тотальная неблагодарность. Всем и за все. Марине все были должны. Благодарность и бережливость были совершенно за пределами ее понимания и возможностей.
Для начала то, что ей покупалось и дарилось, тут же могло в считанные минуты или часы прийти в полную негодность, куда-то быть заброшенным и потерянным.
- Марина, ты будешь складывать новые паззлы?
- Нет.
- Тогда собери их, пожалуйста, все в коробку.
- Я не могу.
- Почему?
- Я их разбросала и теперь не знаю, где искать.
Была у Марины красивая зеленая кофточка с бантиком и кружевами, подарок другой приемной мамы. Наконец нашелся повод нарядить в нее доченьку. Марина была в восторге от новой кофточки - красивые вещи она любила. Тем не менее, пока я делала ей прическу, девочка успела оторвать бантик и растрепать все кружева.
- Марина, тебе нравится твоя новая кофточка?
- Да!
- Так зачем ты оторвала бантик?
- Зачем-то оторвала…
- А зачем кружева порвала?
- Зачем-то порвала…
При этом Марина была совершенно искренней. Часто она действительно не знала, почему портит вещи, и делала это без сознательного умысла. К тому же девочка совершенно не умела беречь вещи и даже не понимала, как это делается и зачем это нужно. Со стороны ее поведение выглядело как умышленное вредительство и полное равнодушие ко всему: к вещам, игрушкам, книгам, карандашам-фломастерам. Ко всему, кроме еды. За еду готова была биться смертным боем, даже если ей на самом деле чего-то не хотелось, что-то не нравилось, было много или невкусно. В остальном же…
Однако это равнодушие моментально исчезало при любой попытке брата взять ее вещь или игрушку. А если они ломались по вине другого человека, страдания Марины об утрате были глубокими и искренними. Цель девочки была завладеть ресурсом и уничтожить его самой, чтобы он не достался никому другому. Как военную технику и заводы взрывают перед наступлением врага, так Марина уничтожала все, что попадало к ней в руки. Ее привлекала именно постоянная погоня за ресурсами, а не их использование по назначению, хранение, и преумножение. Соответственно действия других людей девочка оценивала с этой же позиции.
Потребительство и неблагодарность касалась и напрямую родителей. Без зазрения совести Марина могла напачкать на только что вымытом, заляпать свежевыстиранное, выбросить свежеприготовленное (мама вымоет-постирает-приготовит еще). Девочка даже не пыталась беречь и ценить то, что делалось руками мамы и папы.
Однажды Марина что-то испортила в квартире. Я постаралась объяснить дочке, что все в этом доме сделано руками папы, что для ремонта требуются время, силы и деньги, которые тоже еще надо заработать.
- Надо извиниться перед папой. И постарайся впредь так не делать.
Марина подошла к отцу:
- Папа, ты нам не нужен. Не приходи больше ночевать домой. Лучше работай по ночам и приноси побольше денег.
В течение всего первого месяца, мы не слышали от Марины абсолютно ничего положительного или даже нейтрального. Вся ее речь состояла их постоянных «пустых» неинформативных вопросов липучки-приставучки, ябед, доносов, хамства и хвастовства. Сплошное заполнение пустоты, зависимость от поощрений и энергетический вампиризм. Тем не менее, это «приданное» было самым легким из того, что нам досталось в качестве детдомовского наследства Марины. Со временем мы надеялись показать девочке новые ориентиры, наметить путевые маячки, найти новую понятную Марине мотивацию, и медленно, но уверенно вместе с ней продвигаться вперед.
Свидетельство о публикации №215111501098