Хорошо быть садоводом

Владимир Погожильский - http://www.proza.ru/avtor/vladimirych

На фото: памятник Мичурину в центре города Мичуринска. В руке  он держит яблоко.

Я  родился где-то немножко садоводом. Хотя, конечно, произрастая в асфальтово-кирпичных джунглях,  долгие годы не догадывался об этом.

 В тридцать лет, будучи женатым и имея маленького сына,  купил у интеллигентного восьмидесятилетнего деда садовый участок. Оный дед, слегка помявшись после оформления купли-продажи, говорит:
- Вы меня извините, но я много сил положил на выращивание сада и мне не безразлично в чьи руки он перешел. Скажите, вы имеете какое-нибудь отношение к садоводству?
Я напыжился и отвечаю:
- Прадед мой, Александр Иваныч Захаров пил водку с Иван Владимирычем Мичуриным.
Дед немножко подумал над моими словами и заключил:
      -     Для меня это лучшая из характеристик!

  В излучине реки Воронеж расположился провинциальный российский городок Мичуринск, бывший Козлов. Город садовников. И железнодорожный узел. "Я садовником родился"- это про местных жителей.
На островке, образованном двумя рукавами маленького притока Воронежа- Каменки, жили мои предки по материнской линии прадед с прабабкой. И бабкины братья и сестры с потомками.
Прадед был москвичом, «кузнецом –медником» и работал  в местном депо. «Меднику»  было что делать в те времена на железной дороге: паровозный котел, развивающий бешеное давление пара, сплошь состоял из медных патрубков. Предка частенько приглашали на спиртзаводы чинить или запускать оборудование. А Мичурин долгие годы жил в Козлове, женат был на дочери железнодорожника и занимался ж. д. сигнализацией. Короче, был «свой брат- железнодорожник».
 Прадед   был способным садоводом-любителем. Например, его всегда звали соседи прививать деревья. Гарантия, что приживется. Помню прадеда в соломенной шляпе с ведром и веником в руках, идущего опрыскивать деревья. И его домашнюю мастерскую, заставленную латунными  жертвенниками из городской церкви.  Он их чинил. Подхалтуривал.
Мичурин, конечно, был садовод не чета остальным. Списывался с селекционными станциями по всему миру и получал оттуда саженцы и семена. Районировал. Скрещивал. Мечтой Мичурина было  завести собственный питомник сортовых садовых деревьев и продавая их населению, поднять урожайность и высокосортность садов окрестной России.  Талантлив и настойчив был в этом деле.  Он еще при царе занял первое место на всероссийской сельхозвыставке и получил от Великого князя награду. На что не замедлил отписать этому князю, что рассчитывал на материальное зознаграждение, кое мог бы употребить на пользу делу, а не на какую-то грамоту.  Норовист был. И скуп  - денежки на раскрутку дела  с неба ему не падали. Так что, если и пил с прадедом водку, то не сильно. Хотя факт, что имели неплохие отношения. В родне об этом часто поминали.   

Мичурин знал главный секрет садоводства: плодоносит яблоня, которой в детстве или попозже испортили жизнь - привили. И  продолжают портить – формируют крону, то есть отпиливают ветки,  подрезают кору.  Почва скудновата...  Яблоня с неиспорченной биографией жирует- растет в ствол и в листву. А с испорченой хочет отыграться хоть  на потомстве - на плодах своих.
 Сам   Иван Владимирович, выдающийся садовод из народа,  и его   «воспитательный» подход к живой природе пришлись совсем кстати делу революции. Страна задыхалась от беспризорников, мелкой и крупной уголовщины, доставшихся от войн и разрухи.
И не было другого пути, как перевоспитать народ, создав мало-мальские условия. И ожидать от него преобразований страны,  лучше тех, которые могла бы сделать высокородная и высокообразования знать.

Работа инженера-разработчика новых изделий  вполне приятное, временами,  дело. Получив задание, начинаешь соображать что  и как сделать. Читать, писать, обсуждать, набрасывать. Муки творчества.  Это самый замечательный этап работы. Потом количество вышеперечисленного неожиданно переходит в качество: ты, вдруг, понял как оно будет выглядеть и работать.  Что надо изобразить на чертежах и как об этом рассказать в текстах. Быстро, пока в голове сидит.  Начинается непрерывный и мучительный процесс закрепления мыслей на бумаге.
 Наиболее положительная часть дела на этом как бы и кончается.
Начальство, посмотревши на твое творчество, начинает зудеть, мол, то не так и это  надо бы доделать-переделать. Нормоконтроль требует привести документацию в соответствие требованиям действующих ГОСТов, ОСТов и РТМ, исправить графические и стилистические ошибки.  Сроки сдачи наступают на пятки... Подписали. И чертежи и тексты.
Начинает морочить голову опытное производство. Бегаешь, высунув язык, то к технологам, то на монтаж образца. И в отдел комплектации: заранее заказывал одно, напроектировал другое. Доставай где хочешь.  Потом наладка - ни сна, ни отдыха измученной душе... И ночь - не факт, что спать доведется.
За сдачей работы как бы ничего и не следует. Могут маненько премии выписать, а могут и не выписать. Наказать за компанию,  коли кто другой напортачил, сорвал сроки и т.д.
 И грядет новый заказ... На колу мочало, начинай сначала.

Другое дело в саду! Во-первых, все кругом живет и радуется. Во-вторых, ты этому благолепию повелитель - решаешь кому расти, а кому преть в компостной куче. В третьих, к столу всегда свежий укропчик, огурчик, лук зеленый, ягодка всякая...
 И подарки гостям не из магазина. Хочешь? Бери, не жалко. Еще возьми! Не купленое. Опять вырастет.
Но главное - ОЧЕВИДНОСТЬ результатов труда. Перекопал, посадил. Прополол. Полил раз-другой. Через две недели на тебе: ведро клубники. Или миска черешни. Ни чертежей, ни начальника придиристого, ни нормоконтроля с технологами! Сразу и зарплата и премия в натуральном виде.
Молчаливые деревья, которые ты обкопал, подкормил, у которых обрезал сухие ветки, благодарно зеленеют, цветут и благоухают. И обещают одарить плодами. Непременно одарят. Неизбежно. Готовь закрома.
Ну конечно, кое-какие физические усилия. Но, ведь,  на природе. А на производстве, можно подумать, без усилий. Когда руководил темой, километров 10 в день, по прикидке,  по лестницам оббежишь с сетевым графиком. А от разговоров «по делу» вечером челюсть не разжимается. Жена: «поговори со мной»  Не разжимается, же, челюсть. Посидеть бы пнем, помолчать.
А тут и с деревом готов поговорить и с птичками и с травой-муравой...

Пока трудишься в конторе, тебя волнуют только два природных явления: противный дождь пока идешь на работу и нестерпимая духота в помещении.
Садовод,  напротив,  становится неотъемлимой частью природы. Дождь-радость: все польет. Солнце- радость: все будет расти. Холодок-радость: можно будет повкалывать. Жара-радость: хорошо в тени посидеть, на озеро сходить окунуться. Даже из шланга себя облить. Холода - пора сбора урожая. Обвязка деревьев. Снег - можно отдохнуть от трудов праведных. Весна: пора рассаду растить.
Необременительная забота круглый год. Ощущение нужности, востребованности постоянно, нет времени для депрессий и самокопаний: яблони молча и благосклонно ждут, когда ты о них позаботишься.

Хорошо быть садоводом.


Рецензии