Вся жизнь - творчество
В С Я Ж И З Н Ь - Т В О Р Ч Е С Т В О.
Над Парижем занимался рассвет, но в комнате художника было темно, бархатные шторы с вечера плотно закрывали окна. В эту ночь Пьеру не спалось, он зажигал свечи и подходил к недавно законченному портрету Марии, так поздно ставшей его женой. Вглядывался в печальные глаза этой женщины, прожившей с ним в браке только один год, и вспоминал.
В Париже его жена – княгиня Мария Кантакузен (1821 – 1898) оказалась в начале 1860 – х годов, после смерти своего мужа – Александра Кантакузена. Говорили, что знатный род Кантакузенов происходил от византийского императора Иоанна VI Кантакузена. В модном салоне на улице Курселль, принадлежавшем принцессе Матильде Бонапарт, дочери младшего брата Наполеона - Жерома, она стала частой посетительницей. Туда всегда наведывались известные в городе писатели и художники. Мария сблизилась с уже именитым художником – учеником Ж. О. Д. Энгра - Теодором Шассерио (1819 – 1857), став его вдохновительницей и почитательницей. Но Теодор рано ушёл из жизни, и Мария снова осталась одна. Пьер изредка бывал в мастерской Теодора, ему нравилось наблюдать за работой Шассерио над историческими полотнами. Там он впервые и увидел Марию. Может быть, она оказывала какое – то магическое воздействие на людей искусства, особенно на художников, трудно сказать. Пьеру, разменявшему восьмой десяток, целиком посвятившему свою жизнь творчеству, возможно, всегда не хватало женского внимания и теплоты, руководящего и направляющего начала. Неутомимая работа, постоянное самосовершенствование, вера в себя - вот те основные принципы, которыми он всегда руководствовался. Мария стала его музой. С неё он пишет образы своих картин, внимательно прислушивается к её советам. Как жаль, что она вошла в его жизнь так поздно. Это под её влиянием Пьер позднее заметит: «Когда пишешь, полезно думать о гармонии золота, серебра и драгоценных камней, когда ищешь белых тонов – хорошо думать о жемчуге…. Истинная роль живописи – одухотворение стен.»
Мария Кантакузен умерла в августе 1898 года, а в октябре того же года, в шесть часов вечера в Париже умер Пьер Сесиль Пювис де Шаванн – известный французский художник – символист, президент Национального Общества Изящных искусств (Societe nationale des beaux arts), Рыцарь и Командор Почётного легиона, автор монументальных работ – серий панно «Житие св. Женевьевы – покровительницы Парижа» для парижского Пантеона (1874 – 1877), композиций «Священная роща», «Видение античности» и «Христианское вдохновение» для украшения лестницы Дворца искусств в Лионе (1883 - 1886), «Аллегории наук и искусства» в амфитеатре Сорбонны (1887), «Четырёх времен года» в Парижской Ратуше (1889 – 1893), цикл картин для Публичной библиотеки Бостона (Музы приветствуют Гения Просвещения) (1893 – 1895) и др.
В Париже, в Латинском квартале, есть небольшой сквер Поля Пенлеве - французского математика. Там установлен скромный памятник работы скульптора Жюля Дебуа (друга О. Родена) – дань уважения и признательности художнику Пьеру Пюви де Шаванну, которым восхищались и в России – В. Э. Борисов – Мусатов, Н. Рерих, а Эмиль Золя написал о его творчестве написал: «Искусство разума, страсти и воли.»
В ЭТОМ И БЫЛ ВЕСЬ ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №215111501485
Фотиния Литовская 26.04.2016 16:42 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 26.04.2016 15:07 Заявить о нарушении