В дороге... Переплетение судеб
Тихое, безоблачное утро. Беру билет на поезд до Витебска. Оттуда еду двадцать минут на автобусе, а потом пешком до усадьбы. Расстояния небольшие; дорога не утомительная, а в радость. Время пролетело незаметно, не спеша приближаюсь к усадьбе. Ярко светит солнце.
Чтобы познакомиться с тем, как жил художник, как он трудился и творил, я приехала в Здравнёво. Репин только после продажи картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» приобрёл имение. Картина оценена очень дорого, даже П.М.Третьякову не удалось купить. Её приобрёл Александр III. Картина получила успех. А Репин - имение.
Вот так у художника появился первый дом. Было ему 48 лет. Илья Репин перестраивает усадьбу по собственному проекту, копия которого хранится в музее. Надстраивает высокую башню, сооружает в ней светлую комнату и два балкона-террасы, где любит спать, а также мастерскую со световым окном. А над мольбертом - стеклянный потолок. В погожий день можно было открыть проём в скате крыши и творить в помещении с естественным освещением.
Репин не только перестроил дом, но и выкопал пруд, посадил липовую аллею, заложил яблоневый сад, облагородил набережную Западной Двины, соорудил причал. Наравне с рабочими трудился над благоустройством своей усадьбы. Отдыхая в тиши, получая заряд энергии, он создаёт в Здравнёве прекрасный портрет дочери Веры «Осенний букет», и портреты дочери Нади.
Репина привлекает река, что бежит у обрывистого берега. В то время по ней ходили пароходы, сплавлялся лес, а на барках, парусных лодках перевозили хлеб, лён, пеньку. Часто их тянули бурлаки против течения. Сохранился только один небольшой набросок с изображением бурлаков на Двине, который хранится в Третьяковской галерее. В «Здравнёво» Репиным написано немало картин: «Белорус», «На Западной Двине». «Восход Солнца», «Лунная ночь», «Дуэль», «На Солнце». А также этюды, наброски, чертежи...
Ближе к обеду красивый день затушевался полуденным солнцем, и меня немного разморило. Прогулка по тенистому парку слабо помогала от жары. Очень хотелось искупаться.
Разговаривая с экскурсоводом, молодой, крепкой женщиной, узнала, что в усадьбу часто приезжают начинающие художники, проводятся конкурсы.
Когда гуляла по усадьбе, попался колодец с журавлём. Водица из колодца холодная и вкусная – в такой жаркий день она освежала. Уселась на скамейку под берёзами, ела бутерброды, и мечтала: вот бы приехать сюда на отдых на несколько дней. Но мечты остались мечтами.
Усадьбу Репина окружают много дач. Все они стоят ближе к дороге, которая связывает цивилизацию с этим неповторимым уголком творчества. А сама усадьба ближе к обрыву реки. Воздух напоён ароматами трав и цветов.
Август 1988 года считается датой рождения музея, но первого февраля 1995 года Здравнёво сгорела дотла. Сейчас музей-усадьба восстановлен, на месте старого яблоневого сада высажен новый, построена пристань. И скоро сюда, может быть, будет ходить рейсовый катер.
Я сижу и перелистываю свои записи-заготовки, что иногда делаю. «Последний раз художник был в Здравнёве в 1904 году. После революции в имении жила семья младшей дочери Татьяны Ильиничны. По просьбе крестьян, в доме была открыта начальная школа. Ильей Репиным в Здравнёво написана картина «Яблоневый сад», которая находится в частной коллекции».
Читаю, а сама думаю: «Здесь много аллей, где хорошо думается и дышится, есть совсем молодая еловая аллея. И свой колодец с холодной водой. А если спуститься по каменным ступеням к реке, где к берегу, дробясь и колеблясь, набегает рябь, то залюбуешься речным пейзажем».
В день моего приезда сама усадьба красовалась и купалась в солнечных лучах. Стены дома из натурального дерева и покрашены так, как было при Репине. У каждого бревна несколько оттенков - от светлого до тёмно-коричневого. При солнечном освещении вся усадьба играет цветовой гаммой, и непонятно: обман зрения или солнышко резвится. Убранство комнат выполнено с любовью и достойной изобретательностью. Те же комнаты, расположение мебели, мастерская с камином, тенистая галерея наверху, смотровая площадка на башенке, откуда открывается вид на реку и луга – всё как при Репине.
В музее экспонируются письма, книги, фотографии, мебель из семьи Репиных. Но каким образом это сохранилось, или всё доставлено уже позже пожара? - не знаю.
А я снова в дороге, снова в пути! Но теперь через несколько лет, в пути к Национальному художественному музею Республики Беларусь, где с 5 сентября по 11 декабря 2015 года экспонировалась выставка «От реализма к импрессионизму…» (живопись XIX–ХХ веков) из собрания Государственной Третьяковской галереи (Москва). На ней было представлено 56 живописных полотен 37 известных мастеров: Василия Верещагина, Исаака Левитана, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Владимира Маковского, Станислава Жуковского, Игоря Грабаря, Константина Коровина, Филиппа Малявина и многих других. Все картины в музее города Минска оказались впервые! Среди многих картин, есть картины Репина. И благодаря приезду Третьяковки в Минске встретились два портрета, которые гениальный русский художник Илья Репин написал с разницей в четыре года в своей усадьбе Здравнёво.
Это картина «На солнце», написанная в 1900 году, и картина «Лунная ночь», которая находится в постоянной экспозиции музея, написанная в 1896 году в Здравнёво. Два полотна объединяет их героиня - дочь художника Надежда Репина. На одном – тихая гладь ночной Двины. В воде отражается луна. Вдали, на другом берегу виднеется лес. У воды стоит девушка в белой кофточке, у её ног лежит собака. Кругом тихо и пустынно. Ничто не нарушает покой заснувшей до утра природы. Только лунный свет словно бежит по волнам. На втором - Девушка в белой шляпке изображена сидящей на опушке леса. Большим черным зонтом укрылась она от горячих лучей солнца.
Всего в Национальном художественном музее города Минска 11 полотен Ильи Репина разных периодов творчества. Самая большая коллекция картин Репина, конечно же, в Третьяковской галерее, почти 200 живописных полотен.
На выставке художников, увлеченных импрессионизмом на рубеже XIX–ХХ столетий были представлены настоящие шедевры русской живописи. Лирические пейзажи А.К. Саврасова, с их задушевностью, простотой, сердечностью, соседствовали с картинами петербуржца И.И. Шишкина. Сверкала своей красотой «Березовая роща» Куинджи. «Художником света» называл его И.Е. Репин, – и утверждал: «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Благодаря именно лиризму импрессионизм в русской живописи дожил до конца ХХ столетия.
Знакомясь с картинами выставки, я будто-бы гуляла по «Березовой роще» Архипа Куинджи, заглядывала в «Московский дворик» Василия Поленова, знакомилась с портретом дочери художника Ильи Репина Надежды «На солнце» стояла «У омута» и у парижских этюдов первого русского импрессиониста Константина Коровина. Запомнился «Рыбак» Маковского. Удивилась подвижным мазкам чистой краски, соединёнными в общий тон, который оказывается живым, достоверным, сложным у И.Э. Грабаря.
Заинтересовали картины русских художниц Елены Виллиам, Ольги Лагода-Шишкиной, Екатерины Юнге и Марии Якунчиковой-Вебер.
Государственная Третьяковская галерея в Национальный художественный музей из своего собрания привезла картины уроженцев Беларуси - Станислава Жуковского и Фердинанда Рущица. При входе на выставку познакомилась с дипломным произведением Фердинанда Рущица «Весна», написанным в белорусском имении Богданово.
Станислав Жуковский художник русского импрессионизма родился в Гродненской губернии. К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления. С конца 1900-х годов Жуковский писал усадебные интерьеры. В 1901 он получил большую серебряную медаль и звание классного художника за картину «Лунная ночь». «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи. В 1907 году художник получает звание академика пейзажной живописи и начинает свою педагогическую деятельность. За картину «Плотина» в 1909 году Жуковский получил вторую премию имени А. И. Куинджи. В 1909 и 1913 году Жуковского наградили медалями на Международной художественной выставке в Мюнхене. Жил преимущественно в Москве. В 1923 году художник уехал в Польшу. Во время Второй мировой войны Станислав Юлианович Жуковский был арестован нацистами. Умер в концентрационном лагере в Прушкове близ Варшавы в 1944 году.
Для нас Фердинанд Рущиц - белорусский художник, несмотря на то, что сейчас в Беларуси есть единственная его картина «У костела», которая написана всего через два года после «Весны». Павел Третьяков купил «Весну» прямо с просмотра дипломных работ студентов Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1897 году.
"У костела " была написана в Богданово в 1899 году. Художник изобразил местный храм архангела Михаила, который являлся прекрасным примером белорусского деревянного зодчества второй половины XVII века. К сожалению, до нашего времени памятник архитектуры не сохранился – сгорел во время II мировой войны. Но, благодаря картине художника у нас есть возможность видеть этот костёл и ощущать настроение весеннего тёплого дня.
Картины Рущица сегодня украшают музеи и картинные галереи Вильнюса, Варшавы, Минска и многих других европейских городов. В каждой из его картин – частичка Фердинанда Рущица, которого сегодня называют одним из самых искренних художников XX столетия. В 30-е годы Рущиц возвратился в усадьбу Богданово. Фердинанд Рущиц умер 30 октября 1936 года.
Усадьба Богданово сгорела во время освобождения Воложинского района от фашистской оккупации в июле 1944 года. На местном кладбище сохранилась могила Фердинанда Рущица.
Как хорошо, что Государственная Третьяковская галерея предоставила нам возможность увидеть картины воочию, а не в интернете. Посетив выставку, получила огромное удовольствие!!
Свидетельство о публикации №215111501570