Капитан Лермонт - водитель винджаймеров

 
          Капитан  Лермонт  -  «водитель»  винджаймеров.               

                Пусть  безумст море  и  хлещет      
                Гребни  волн  поднялись  в  небеса,
                Ни  один  пред  грозой  не  трепещет
                Ни  один  не  свернёт  паруса…!»       
 
                Н . Гумилёв  «Капитаны»  1908  г .            

Стройный  силуэт  четырёхмачтового  парусного  корабля  возник  на     горизонте,  там  где  чётко  пролегла  граница  бескрайнего  синего  моря  и  голубого  неба.  Парусник  шёл  так  быстро, что  казалось,  он  летит  над  волнами. Вот  он  уже  приблизился  настолько, что  стали  различимы  на  высоких  мачтах  его  огромные  паруса, наполненные  ветром, и  ослепительно  белый  корпус.         
Это  было  время, когда  прекрасные  корабли – винджаймеры  ( «выжиматели  ветра» )  бороздили  моря  и  океаны. Благодаря  большой  площади  парусов  и  стальному  корпусу, обеспечивающими  им  высокую  скорость, они  в  течение  нескольких  десятилетий  успешно  конкурировали  с  пароходами  на  грузовых  линиях  дальних  переходов  с  контитента  на  континент. Винджаймеры  знаменитых  флотилий  Фердинанда  Лайоша, Антуана  Боргеса, Густава  Эриксона  соревновались  между  собой  в  скорости  доставки  различных  грузов – угля, пшеницы, селитры, гуано, шерсти. Сложный  маршрут  движения  кораблей  охватывал  переход  из  портов  Англии  и  Германии  через  океан, минуя  коварный  мыс  Горн, к  портам  Южной  Америки,
в  Чили, Перу, Аргентине  и  даже  к  берегам  далёкой  Австралии.   
Капитанами  винджаймеров, в  большинстве  своём, были  настоящие   «морские  волки» - люди  мужественные  и  смелые, опытные в  кораблевождении. Они  обладали  каким – то  особым  чутьём, позволяющим   оценить  поведение  корабля  в  той  или  иной  ситуации  на  море, а  если  нужно,  пойти  на оправданный  риск  ради  спасения  вверенного  им  экипажа, не  говоря  уже  о  безукоризненном  знании  сложного  такелажа  и  рангоута  огромных  парусных  кораблей, требующего  постоянного  изменения  в  управлении  ими  в  дальних  переходах.
Наш  рассказ  пойдёт  о  капитане  Джеймсе  Лермонте. Эту  старейшую  шотландскую  фамилию  носили  его  предки  ещё  с  ХIII  века. У  нас  она, конечно, вызывает  знакомые  ассоциации  по  случаю  своей  схожести  с  именем  великого  поэта.   
Было  в  этом  высоком  шотландце  что – то  неуловимо  привлекательное,  не  смотря  на  его  грубые  манеры  в  разговоре  и  поведении.  В  своё  время  Джеймс  стал  настоящей  легендой  среди  морской  братии,  отличившись  в  дальних  скоростных  переходах  на  винджаймерах.  Он  не  был  отчаянным  и  безрассудным,  бросавшимся  сломя  голову, на  авантюры.  Опыт  превосходного  моряка,  познавшего  законы, царившие  тогда  в  торговом  флоте, позволял  ему, когда  он  этого  хотел, умело обходить  их, а  так  было  часто.   
Лермонт  полюбил  море  с  12  лет, он  ходил  на  шхуне, принадлежавшей  его  отцу, а  в  15, когда  ему  предложили  стать  учеником  офицера  на  большом  парусном  корабле, отказался, попросившись  в  рядовые  матросы, чтобы  познать  всю  «прелесть»  морской  службы, как  тогда  говорили  «come throught  the  hawse  pipes». Желание, надо  сказать, твёрдое  и  непреклонное, достойное  мужчины. Юный  Джеймс  хотел  в  совершенстве  знать  все  тонкости  работы  с  парусами, зная  о  слабой  подготовке  новичков  на  кораблях. Он  стал  вторым  помощником  капитана  в  неполные  19, зарекомендовав  себя  хорошим  ответственным  мореходом, принимающим  верные  решения  в  обеспечении  корабельного  порядка.      
В  памятную  ночь  1896  года  парусный  корабль  «William  Law», на  котором  совершал  переход  юный  Лермонт, оказался  у  коварного  мыса  Горн,  оконечности  Южной  Америки. Джеймс, стоявший  на  вахте, уведомил  своего  капитана  о  опасной  близости  на  траверзе  корабля  скалистого  берега. Капитан, уверенный  в  правильности  взятого  курса, проигнорировал  замечание, и  только  когда  налетевший  шквал  с  неимоверной  силой  стал  рвать  паруса, бросая  корабль  всё  ближе  и  ближе  к  суше, он  понял  свою  ошибку. В  ужасе  он  прокричал  Джеймсу:  «Что  же  делать?»  Увидев  почти  парализованного  страхом  капитана, второй  помощник  взял  на  себя  управление  винджаймером. Решительные, умелые  действия  Лермонта  предотвратили  неизбежную  гибель  «William  Law». К  рассвету  парусник  был  уже  далеко  от  угрожающего  берега, продолжая  дальше  свой  курс. 
Позднее  Джеймс  стал  капитаном  1250 – тонного  винджаймера  «Brenhilda», в  среде  мореходом  прозванного  «гончим  псом»  за  скорость. В  свой  первый  переход  в  Южной  Атлантике  корабль  преодолел  288  миль  за 18  часов  со  скоростью  16  узлов, используя  постоянство  северо – западного  пассата. Как  вспоминал  сам  Лермонт, « судно, словно  птица  летело  над  волнами  под  всеми  парусами».      
Через  шесть  лет  на  другом  корабле  «Bengairn», оказавшись  восточнее  мыса  Горн, Джеймс  обнаружил  по  курсу  огромные  поля  айсбергов. Избегая  встречи  с  ними, «Bengairn», шедший  под  всеми  парусами, догнал  четырёхмачтовый  барк  «Fingal»  из  Дублина, неуверенно  маневрировавший  под  частично  убранными  марселями  ( очевидно, его  капитан  боялся  наскочить  на  айсберги, поэтому  уменьшил  парусность ). По  правилам  судовождения  на  «Bengairn»  подняли  вымпел  с  номером  идентификации, обозначив  себя. «Fingal»  не  ответил  ( как  это  так, их  обошли ). Лермонт  приказал  просигналить  «До  свидания!»  «Bengairn»  пришёл  в  Гамбург  на  три  недели  раньше  «Fingal». Что  и  говорить, это  была  победа. Позднее, восхищаясь  переходом  Лермонта, его  друг, капитан  Джон  Рэй  сказал: «Хорошая  хватка!  У  Лермонта  непревзойдённый  рейс!»   
Лермонт  не  был  бы  Лермонтом, если  бы  не  приходил  из  рейсов  первым. Однажды, в  Английском  канале  непогода  застала  его винджаймер  «Brenda», возвращавшийся  из  перехода. Так  уж  получилось – на  берегу  жена  Джеймса  должна  была  рожать. Чтобы  успеть  к  рождению  ребёнка  Лермонт  ночью  сам  повёл  корабль. Не смотря  на  сложные  штормовые  условия  «Brenda»  пересёк  пролив  со  скоростью  18  узлов, а  через  три  часа  у  Джеймса  родилась  дочка. 
На  берегу  Лермонт  прослыл  непримиримым  борцом  с  мошенниками  и  обманщиками  портовых  компаний. Девизом  в  этой  борьбе  стало  изречение  Джеймса – «Бить  ублюдков  на  берегу!» 
В  1908  году, когда  судно  Лермонта  прибыло  в  Ньюкастл  для  загрузки  углём, Джеймс  отказался  от  обычной  портовой  процедуры. Обычно,  винджаймеры  без  груза  с  их  высокими  мачтами  и  тяжёлыми  реями  имели  большой  недостаток – способность  к  опрокидыванию. Необходимым  условием  перед  их  загрузкой  и  разгрузкой  на  специальных  причалах  была  стоянка  в  гавани, ожидание  своей  очереди. Там  суда  получали  баллласт, повышающий  их  остойчивость, а  затем  возвращались  к  причалам. Однако, Лермонт  отказался  покидать  причальную  стенку  и  объявил, что  будет  загружаться  без  балласта, тем  самым, он  экономил  время, отведённое  на  перевозку  груза. Его  дальнейшие действия вызвали  шок  у  портового  начальства. Приказав  команде  разобрать  весь  рангоут – тяжёлые  мачты  и реи, сложить  на  палубу  так, чтобы  центр  тяжести  обеспечил  судну  достаточную  остойчивость. Джеймс  становился  инициатором  нового  метода  загрузки  судна. Позже  и  другие  капитаны  последовали  примеру  Лермонта, не  смотря  на  то, что  экипажу  приходилось  проделывать  тяжёлую  работу, зато  сокращалось  время  стоянки  в  порту.   
Попытки  обмана  капитанов  грузовых  кораблей  со  стороны  портовых   властей  были  обычным  явлением, но  только  не  для  Джеймса  Лермонта. Он  всячески   пресекал  их. Однажды, проверяя  выписанный  портовым  таможенником  счёт  и  найдя  в  нём  завышенную  сумму, разорвал  его  и  бросил  прямо  в  лицо  контроллёру. Назвав  этот  список  враньём, Лермонт  потребовал  пересчёта  указанной  суммы.   
В  одном  из  портов  Чили  экипаж  пожаловался  Джеймсу  на  непригодность  в  пищу, поставляемого  на  судно, мяса. Когда  в  очередной  раз  мясник  поднялся  по  трапу  на  корабль, сопровождая  ящик  с  мясом, Лермонт  заставил  его  показать  содержимое. Увидев  в  ящике  одни  кости, он  в  ярости  выкинул  всё  за  борт. Запротестовавший  было  мясник  стал  возмущаться, тогда  Джеймс  отправил  и  его  за  борт.            
Портовые  компании  Кальяо  (Перу)  неоднократно  занимались  по  сути  мошенничеством, отправляя  в  рейс  корабли  с  заниженным  по  весу  балластом, что делало  небезопасным  их  дальнейший  переход. Несколько  судов  после  такого  вредительства  попросту  перевёртывались, пропадая  в  океане. Лермонт  положил этому  конец. Сначала, он  потребовал  от  причальных  рабочих  взвешивать  балласт, укладываемый  на свой  корабль. Для  этого  им  была  разработана  импровизированная  шкала, по  которой  весь  балласт  взвешивался  в  присутствии  членов  экипажа, исключая  обычный  недовес. Джеймс  заявил, его  корабль  не  уйдёт  из  порта, пока  не  получит  требуемые  180  т  балласта, положенные  по  инструкции. Упрямый  капитан  добился  своего, винджаймер  ушёл  из  Кальяо  с  нужным  весом  балласта.    
Неожиданностью  для  всех  было  заявление  Джеймса  в  1910  году, когда  он  объявил  о  своём  уходе  из  торгового  флота. Ему  ещё  не  исполнилось  35 – ти, но  он  рано  познал  море, а  сейчас  у  него  была  семья,  которая  поддержала  желание  Джеймса  стать  лоцманом. Начальство, встревоженное  предстоящей  потерей  отличного  капитана, предложило  ему  повышение  по  службе, но  Лермонт  был  непреклонен. Джеймс  попрощался  со  своим  экипажем, а старый  финн – столяр, который  ходил  вместе  с  Лермонтом  на  всех  его  кораблях, сказал: «Я  не  думаю, что вернулся бы  на  море  снова, - сказал  и  добавил: «Вернулся бы, только  со  своим  капитаном.» И  это  было  сказано  от  души.   

Пояснения  к  тексту:      

Марсели  - паруса  у  марса, на  марса – рее, слово  «сель», видоизменённое
- «зейл» - парус. Их  три: фор – марсель, грот – марсель  и  крюйс-марсель. Марсель – реи  - вторые  реи  на  мачтах.               
                Траверз  - ( фр. Traverse  -  поперёк)  -  направление  перпендикулярное 
                курсу  судна.    
                Пассат  -  ( голландск. Passaat – «торговый  ветер») – ветер, постоянно
                дующий  над  океаном. 
                Гуано  -  ценное удобрение, по  сути  -  птичий  помёт, составная  часть 
                экспорта  Перу.   


                Вячеслав  Прытков.

               
 
      


Рецензии