Капитан Лермонт - водитель винджаймеров
Капитан Лермонт - «водитель» винджаймеров.
Пусть безумст море и хлещет
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет
Ни один не свернёт паруса…!»
Н . Гумилёв «Капитаны» 1908 г .
Стройный силуэт четырёхмачтового парусного корабля возник на горизонте, там где чётко пролегла граница бескрайнего синего моря и голубого неба. Парусник шёл так быстро, что казалось, он летит над волнами. Вот он уже приблизился настолько, что стали различимы на высоких мачтах его огромные паруса, наполненные ветром, и ослепительно белый корпус.
Это было время, когда прекрасные корабли – винджаймеры ( «выжиматели ветра» ) бороздили моря и океаны. Благодаря большой площади парусов и стальному корпусу, обеспечивающими им высокую скорость, они в течение нескольких десятилетий успешно конкурировали с пароходами на грузовых линиях дальних переходов с контитента на континент. Винджаймеры знаменитых флотилий Фердинанда Лайоша, Антуана Боргеса, Густава Эриксона соревновались между собой в скорости доставки различных грузов – угля, пшеницы, селитры, гуано, шерсти. Сложный маршрут движения кораблей охватывал переход из портов Англии и Германии через океан, минуя коварный мыс Горн, к портам Южной Америки,
в Чили, Перу, Аргентине и даже к берегам далёкой Австралии.
Капитанами винджаймеров, в большинстве своём, были настоящие «морские волки» - люди мужественные и смелые, опытные в кораблевождении. Они обладали каким – то особым чутьём, позволяющим оценить поведение корабля в той или иной ситуации на море, а если нужно, пойти на оправданный риск ради спасения вверенного им экипажа, не говоря уже о безукоризненном знании сложного такелажа и рангоута огромных парусных кораблей, требующего постоянного изменения в управлении ими в дальних переходах.
Наш рассказ пойдёт о капитане Джеймсе Лермонте. Эту старейшую шотландскую фамилию носили его предки ещё с ХIII века. У нас она, конечно, вызывает знакомые ассоциации по случаю своей схожести с именем великого поэта.
Было в этом высоком шотландце что – то неуловимо привлекательное, не смотря на его грубые манеры в разговоре и поведении. В своё время Джеймс стал настоящей легендой среди морской братии, отличившись в дальних скоростных переходах на винджаймерах. Он не был отчаянным и безрассудным, бросавшимся сломя голову, на авантюры. Опыт превосходного моряка, познавшего законы, царившие тогда в торговом флоте, позволял ему, когда он этого хотел, умело обходить их, а так было часто.
Лермонт полюбил море с 12 лет, он ходил на шхуне, принадлежавшей его отцу, а в 15, когда ему предложили стать учеником офицера на большом парусном корабле, отказался, попросившись в рядовые матросы, чтобы познать всю «прелесть» морской службы, как тогда говорили «come throught the hawse pipes». Желание, надо сказать, твёрдое и непреклонное, достойное мужчины. Юный Джеймс хотел в совершенстве знать все тонкости работы с парусами, зная о слабой подготовке новичков на кораблях. Он стал вторым помощником капитана в неполные 19, зарекомендовав себя хорошим ответственным мореходом, принимающим верные решения в обеспечении корабельного порядка.
В памятную ночь 1896 года парусный корабль «William Law», на котором совершал переход юный Лермонт, оказался у коварного мыса Горн, оконечности Южной Америки. Джеймс, стоявший на вахте, уведомил своего капитана о опасной близости на траверзе корабля скалистого берега. Капитан, уверенный в правильности взятого курса, проигнорировал замечание, и только когда налетевший шквал с неимоверной силой стал рвать паруса, бросая корабль всё ближе и ближе к суше, он понял свою ошибку. В ужасе он прокричал Джеймсу: «Что же делать?» Увидев почти парализованного страхом капитана, второй помощник взял на себя управление винджаймером. Решительные, умелые действия Лермонта предотвратили неизбежную гибель «William Law». К рассвету парусник был уже далеко от угрожающего берега, продолжая дальше свой курс.
Позднее Джеймс стал капитаном 1250 – тонного винджаймера «Brenhilda», в среде мореходом прозванного «гончим псом» за скорость. В свой первый переход в Южной Атлантике корабль преодолел 288 миль за 18 часов со скоростью 16 узлов, используя постоянство северо – западного пассата. Как вспоминал сам Лермонт, « судно, словно птица летело над волнами под всеми парусами».
Через шесть лет на другом корабле «Bengairn», оказавшись восточнее мыса Горн, Джеймс обнаружил по курсу огромные поля айсбергов. Избегая встречи с ними, «Bengairn», шедший под всеми парусами, догнал четырёхмачтовый барк «Fingal» из Дублина, неуверенно маневрировавший под частично убранными марселями ( очевидно, его капитан боялся наскочить на айсберги, поэтому уменьшил парусность ). По правилам судовождения на «Bengairn» подняли вымпел с номером идентификации, обозначив себя. «Fingal» не ответил ( как это так, их обошли ). Лермонт приказал просигналить «До свидания!» «Bengairn» пришёл в Гамбург на три недели раньше «Fingal». Что и говорить, это была победа. Позднее, восхищаясь переходом Лермонта, его друг, капитан Джон Рэй сказал: «Хорошая хватка! У Лермонта непревзойдённый рейс!»
Лермонт не был бы Лермонтом, если бы не приходил из рейсов первым. Однажды, в Английском канале непогода застала его винджаймер «Brenda», возвращавшийся из перехода. Так уж получилось – на берегу жена Джеймса должна была рожать. Чтобы успеть к рождению ребёнка Лермонт ночью сам повёл корабль. Не смотря на сложные штормовые условия «Brenda» пересёк пролив со скоростью 18 узлов, а через три часа у Джеймса родилась дочка.
На берегу Лермонт прослыл непримиримым борцом с мошенниками и обманщиками портовых компаний. Девизом в этой борьбе стало изречение Джеймса – «Бить ублюдков на берегу!»
В 1908 году, когда судно Лермонта прибыло в Ньюкастл для загрузки углём, Джеймс отказался от обычной портовой процедуры. Обычно, винджаймеры без груза с их высокими мачтами и тяжёлыми реями имели большой недостаток – способность к опрокидыванию. Необходимым условием перед их загрузкой и разгрузкой на специальных причалах была стоянка в гавани, ожидание своей очереди. Там суда получали баллласт, повышающий их остойчивость, а затем возвращались к причалам. Однако, Лермонт отказался покидать причальную стенку и объявил, что будет загружаться без балласта, тем самым, он экономил время, отведённое на перевозку груза. Его дальнейшие действия вызвали шок у портового начальства. Приказав команде разобрать весь рангоут – тяжёлые мачты и реи, сложить на палубу так, чтобы центр тяжести обеспечил судну достаточную остойчивость. Джеймс становился инициатором нового метода загрузки судна. Позже и другие капитаны последовали примеру Лермонта, не смотря на то, что экипажу приходилось проделывать тяжёлую работу, зато сокращалось время стоянки в порту.
Попытки обмана капитанов грузовых кораблей со стороны портовых властей были обычным явлением, но только не для Джеймса Лермонта. Он всячески пресекал их. Однажды, проверяя выписанный портовым таможенником счёт и найдя в нём завышенную сумму, разорвал его и бросил прямо в лицо контроллёру. Назвав этот список враньём, Лермонт потребовал пересчёта указанной суммы.
В одном из портов Чили экипаж пожаловался Джеймсу на непригодность в пищу, поставляемого на судно, мяса. Когда в очередной раз мясник поднялся по трапу на корабль, сопровождая ящик с мясом, Лермонт заставил его показать содержимое. Увидев в ящике одни кости, он в ярости выкинул всё за борт. Запротестовавший было мясник стал возмущаться, тогда Джеймс отправил и его за борт.
Портовые компании Кальяо (Перу) неоднократно занимались по сути мошенничеством, отправляя в рейс корабли с заниженным по весу балластом, что делало небезопасным их дальнейший переход. Несколько судов после такого вредительства попросту перевёртывались, пропадая в океане. Лермонт положил этому конец. Сначала, он потребовал от причальных рабочих взвешивать балласт, укладываемый на свой корабль. Для этого им была разработана импровизированная шкала, по которой весь балласт взвешивался в присутствии членов экипажа, исключая обычный недовес. Джеймс заявил, его корабль не уйдёт из порта, пока не получит требуемые 180 т балласта, положенные по инструкции. Упрямый капитан добился своего, винджаймер ушёл из Кальяо с нужным весом балласта.
Неожиданностью для всех было заявление Джеймса в 1910 году, когда он объявил о своём уходе из торгового флота. Ему ещё не исполнилось 35 – ти, но он рано познал море, а сейчас у него была семья, которая поддержала желание Джеймса стать лоцманом. Начальство, встревоженное предстоящей потерей отличного капитана, предложило ему повышение по службе, но Лермонт был непреклонен. Джеймс попрощался со своим экипажем, а старый финн – столяр, который ходил вместе с Лермонтом на всех его кораблях, сказал: «Я не думаю, что вернулся бы на море снова, - сказал и добавил: «Вернулся бы, только со своим капитаном.» И это было сказано от души.
Пояснения к тексту:
Марсели - паруса у марса, на марса – рее, слово «сель», видоизменённое
- «зейл» - парус. Их три: фор – марсель, грот – марсель и крюйс-марсель. Марсель – реи - вторые реи на мачтах.
Траверз - ( фр. Traverse - поперёк) - направление перпендикулярное
курсу судна.
Пассат - ( голландск. Passaat – «торговый ветер») – ветер, постоянно
дующий над океаном.
Гуано - ценное удобрение, по сути - птичий помёт, составная часть
экспорта Перу.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №215111501685