Прекрасная липа. Цикл Донская природа

    Эта красавица- липа росла в самом начале нашего низового огорода, на улице Петра Чупахина. Никто эту липу специально не высаживал, а выросла она из случайно занесенного ветром семени. Я это дерево помню ещё с юных лет, когда оно было совсем молодым, низкорослым и слабым. На моих глазах липа с каждым годом подростала, набирала жизненных сил, превращаясь в пышное красивое дерево. В те далёкие годы я и липа, оба были молодыми, здороаыми, с надеждой смотрели в будущее. До сих пор хорошо помню ту весну, когда липа в первый раз зацвела, а я окончил среднюю школу, и готовился к поступлению в институт. В свободные часы от занятий, я прибегал на низовой огород, чтобы помочь маме в прополке огорода от сорной травы. Молодая и красивая липа вся была в жёлтых кистях, благоухающих ароматом, цветов. Я любовался липой, восхищался её красотой, и в минуты отдыха старался посидеть в её тени.   Проходящие по улице односельчане, тоже с интересом смотрели на липу, стараясь осторожно сорвать с её нижних веток кисточку цветков, понюхать её и унести с собой. Сначала я не разрешал им это делать, но потом понял, что они от этой процедуры получают эстетическое удовольствие, а для липы это не вредно. Таких цветочных кисточек на дереве было много, и до них не так просто было дотянуться.
     В последующие годы липа набрала сил, и каждую весну пышно цвела, источая аромат на всю улицу. Мама и соседи осторожно обрывали её цветки, сушили их в сараях, заготавливая на зиму. Отвар из цветков липы является прекрасным лечебным средством при простуде. Многие односельчане употребляли липовый цвет, как заварку для чая, и считали, что это очень полезно для здоровья. Липа стала не только достопримечательностью нашего огорода, но и украшением всей улицы. Надо сказать, что в те времена липы росли только в пойменном лиственном лесу, а в селе они были редкостью.
     Приезжая каждый год родное село на летние каникулы, я обязательно приходил к липе, чтобы полюбоваться на неё, и отметить, набиравшую с каждым годом, красоту, высоту и пышность. Даже в зимние каникулы, я находил время, чтобы посетить липу, обнять её ствол, постоять возле неё, оголённой и уснувшей.
     После окончания института, жизнь и работа меня закружили, и я в родном селе стал бывать редко. Наши пути с липой надолго разошлись, и мы стали жить, каждый своей жизнью. Липа по-прежнему стояла на своём месте, превратившись в крупное пышное дерево, дарила людям свою красоту и бескорыстную пользу. Я же, озабоченный работой и семейными проблемами, мотался по стране и по заграничным командировкам. Иногда, бывая в родном селе с семьёй в отпуске, я проходил мимо липы, не проявляя к ней особого, как раньше, интереса. Мы стали взрослыми - и у меня, и у липы теперь были свои заботы и проблемы.
     Пролетели годы, и я ушёл на пенсию. Теперь у меня было много свободного времени. Я каждый год на своей автомашине уезжал на всё лето в родное село. И там снова произошла наша встреча с липой. Липа тоже сильно постарела. Была она высокой, стройной, с пышной кроной. Её ствол толстый и корявый весь был в спилах, от удаления отживших и высохших веток. Соседи ухаживали за липой, помогали ей выживать в суровое время, и стойко переносить все невзгоды. Она по-прежнему дарила им свой первоцвет, и источала вокруг себя неповторимый запах. Теперь с липой мы снова стали друзьями, как это поётся в известной песне: «Наши годы длинные, мы друзья старинные…»
     Так и коротали мы свои последние годы, встречая и приветствуя, друг друга каждый день. И это продолжалось до тех пор, пока в одно лето не пронёсся над селом сокрушительной силы уроган, с проливным дождём, взрывами молний, раскатами грома и порывистым ветром. Состарившаяся липа, на этот раз, такой стихии не выдержала, её корень стал слабым, а ствол старым, и липа, поверженная, рухнула на землю. Она ещё, какое-то время, лежала на нашем огороде, пока листья засыхали и осыпались с её веток, а сатвол отдавал окружающему миру последние соки. Потом сосед очистил её ствол от высохших ветвей, распилил его бензопилой на части и перевёз к себе во двор. Сосед этот был мастеровым человеком - изготовил из ствола и крупных отростков много всяких полезных поделок. От самой толстой части ствола отпилил он кусок и подарил его мне, который я в своём дворе теперь использую, как стул для отдыха. Так закончила свою жизнь липа. Однако память о ней продолжает жить в тех поделках, которые разошлись по соседям, и в пне-стуле, находящемся в моём дворе.
     Нет ничего на земле вечного. Не вечен человек, не вечна окружающая его природа. Однако после их смерти должна оставаться добрая память, если они правильно жили и приносили пользу окружающему их миру. В моём сердце, пока я живу, всегда будет оставаться добрая память о прекрасной липе.


Рецензии