Сказка об Одиночестве

                Сказка о Карликовом Великане и маленьком мальчике
         
          Если вы улыбаетесь или скепсис проявляете, то напрасно. Мы, сказочники, люди насквозь честные. До самой последней молекулы. Впрочем, все основания  у вас для подобной мимики есть. Великаны, они обычно какие. Пять косых саженей в плечах. Ноги, как опоры высоковольтных ЛЭП. Головы как чугунные котлы. Да и не всегда их увидишь. Головы. Если облачность низкая, то не увидишь. Станешь терзаться вопросами, как им там, в облаках, не сыро ли? Да и есть ли там вообще что-нибудь, в этих облаках? Вдруг этот великан безголовый? Или с головой, но без мозгов?   Если облачности нет, тогда проще. Тогда только шапка с головы свалится, когда начнешь голову великана рассматривать. Правда, риск есть и в этом. Чтобы какой-нибудь жулик эту шапку из-под ваших ног не умыкнул. Так что могу ответственно заявить. Все неприятности от них. От жуликов. И от великанов.
         Но этот был не такой. Маломерок субтильного телосложения. Росточком всего на три с полтиной. И с пятидесятым размером ноги. Смех, да и только. Даже борода на нем не росла.  Одним словом, карликовый. Многие головы ломали; и великаны, и обычный мелкий люд, над тем, почему он таким получился. Ведь никаких внешних предпосылок не было. Вся родня, до триста тридцать третьего колена, великан к великану. Уважаемые люди. Пять косых саженей, ноги как опоры ЛЭП и т.д. Может, гены чего накуролесили. Может, Сатурн на пару с Юпитером не в том созвездии заплутал. Может соседский дворник дядя Паша… Ох и прыткий был мужичок, ох и шустрый! Да и что теперь гадать, когда факт на лицо. Родне карликово - великановой его от этого не легче. Каким бы способом он таким "не таким" не образовался, ей - то теперь до скончания веков с этим фактом горе мыкать. Это они так всем великанам говорили. Но я лично считаю, что все эти предрассудки от скудности мышления и узости кругозора. Я и в те времена не раз у них спрашивал, и сейчас повторю: «Если есть карликовые кашалоты и карликовые жирафы, то почему бы не быть и карликовым великанам?» А они только плечами пожимали. Никакого интеллекта. В облаках все мозги промерзли.
          Замкнутым он вырос, необщительным. Да и откуда она возьмется, общительность, если он с детских лет всегда был один. И все из-за своей карликовости. Пойдут его погодки в футбол играть, а его с собой не берут. Да и как возьмешь, если футбольный мяч в два раза больше его. В городки играть, он не то, что биту не поднимет, даже «рюхи» в фигуру составить не может. Воздушных змеев запускать с ним и вовсе опасно было. Мог улететь и не вернуться. Обрадовались его родители – великаны, когда он повзрослел и с людьми в баскетбол играть начал. Большие перспективы были у него до олимпийского чемпиона дорасти. Только недолго их радость длилась. Выгнали Карликового Великана из команды. Под предлогом того, что тот много баскетбольных щитов поломал. Действительно, ломал. Только дело не в этом было. Просто тренеры других команд, которые он почти в одиночку обыгрывал, на него коллективную жалобу написали. И были по-своему правы. Не честно это когда великан, пусть и карликовый, своими физическими данными прочих людей в уныние и в отчаянье вводит. Родители тогда окончательно с его никчемностью смирились, и крест на нем поставили. А он поставил крест на них и ушел из семьи. Вот так и пошел он по жизни: длинный, угрюмый и безбородый.
          Пришел он в один городок и жил там в развалинах брошенного замка. Стал обычным людям во время пожаров и наводнений помогать. И на кусок хлеба он  начал этим себе зарабатывал. Одна беда, не каждый день дома в этом городке горели. И наводнения не каждый год бывали. А кушать Карликовому Великану, как и многим из нас, хотелось каждый день. И не только хлеба. Можно было просить милостыню. Нищим тогда еще подавали охотно. Простой был люд, капитализмом не испорченный. Но Карликовый Великан был очень гордым. И от всего этого, от гордости и от голода, становился он все угрюмее и замкнутее. Целыми днями Карликовый Великан сидел в развалинах замка и жевал дикий виноград. Он думал о том, что хорошо бы ему вскопать себе огород. И посадить в нем картошку, тыкву, репу и арбузы. Да, он очень любил арбузы. Но у него не было большой, под его рост, лопаты. Можно было бы попросить сделать ее кого-нибудь из людей. Но этого ему не позволяла гордость.  А сами люди об этом почему-то не догадывались. Еще Карликовый Великан напряженно вглядывался в городские крыши в надежде увидеть дым пожара. И упрямо продолжал жевать кислый не доспевший виноград. Но если он выходил в город, то всегда выглядел чистым, опрятным и в меру приветливым. И встречным людям, пускай и угрюмо, головой в ответ на их кивки он тоже кивал.
          Мальчика люди звали… мальчиком. Или малы’м. Или малышом. А еще мелким, пацаненком, карапузом, шпингалетом, стригунком. Бывало что и змеенышем, головастиком или микробом. Но так называли мальчика только плохие люди. К счастью их в городке было немного. Подавляющее большинство жителей городка были людьми хорошими. И  это меня очень радует. Это просто замечательно, город в котором живет много хороших людей! «Тоже мне, «хорошие». - Обязательно пробурчит какой-нибудь не выспавшийся ворчун. Или просипит мающийся похмельем пьяница. – А лопату Карликовому Великану сделать не догадались». Но я с ними ни за что не соглашусь. Потому что хороший человек не обязан быть сообразительным. И умным он быть не обязан. Ум и сообразительность, это не от него. Это откуда-то свыше. А то, что он хороший, это только его. Может даже и хорошо, что они не сделали Карликовому Великану большую лопату. Легко ли ему было бы с его ростом в грядках копаться, сорняки рвать и колорадских жуков собирать? То-то и оно. Думать надо, прежде чем других осуждать. Может они эту лопату именно поэтому ему и сделали? Пожалели. Да и что он бы сделал с одной лопатой. К ней нужны большие грабли, большая тяпка и большая коса. Нет, хлопотно все это! Ох, и хлопотно!
          Мальчик жил в небольшом кирпичном домике с петушком на флюгере. Он был маленьким, задумчивым и лысым. Потому что переболел онкологией. Онкология отступила. Но вместе с ней где-то в коридорах больницы потерялись его родители. И он остался один. Мальчик не голодал как Карликовый Великан. Он не ел не дозревший дикий виноград.  Его соседи и другие хорошие люди отдавали ему самые лучшие куски со своих столов. (Каюсь, немного слукавил.) Куски были не самыми лучшими. Лучшие куски хорошие люди отдавали своим близким или съедали сами. Но и те, которые они приносили мальчику, были вполне съедобны и аппетитны. Еще они приносили ему одежду и обувь своих выросших детей. Зимой хорошие люди приносили мальчику дрова, уголь и новогодние подарки.  Флюгер – петушок на крышу его дома тоже установили они. Но мальчика не радовал этот петушок и новогодние подарки. Его не радовала весна и цветущая сирень. Не радовал шумный июльский ливень. Не радовал громкий разноцветный новогодний фейерверк. Он даже не верил в существование Деда Мороза. Если бы тот был настоящим, то он обязательно подарил ему велосипед и вернул родителей.
          Целыми днями он просиживал у окна в ожидании их возвращения. Ожидали их возвращения и все хорошие люди. «Понятное дело, всем им надоело возиться и приглядывать за этим сопляком. – Обязательно скажет… Кто-нибудь да скажет. – Старье и мне не жалко. Хотя и его можно было бы использовать на половые тряпки, на ветошь или обрядить в него огородное пугало. Или продать старьевщику. Но вот еда всем им вылетает в копеечку. Да еще в какую. Картошка опять подорожала на три копейки. Треска, на пять копеек. Говядина, на целых шесть! Всякий лишний рот при такой дикой инфляции, это просто наказание господнее». Возможно, этот тайный "некто" добавит и еще что-нибудь неприятное или непечатное. Хорошие люди так не думали. Все они знали, что у всех маленьких детей должны быть родители. Именно поэтому, пусть не покажется это кому-то странным, у мальчика не было имени. «Мы можем назвать его Сережей, Жаном или Эрихом - Марией, но зачем травмировать мальчика. – Рассуждали между собой хорошие люди.- Вернутся его родители, и окажется что он Антон, Мигель или Карл. Если мы будем звать его Сережей, а они Карлом, то у мальчика может случиться раздвоение личности. Только его родителям решать, как нам его называть. Когда они вернутся, то обязательно подарят мальчику самокат или велосипед. Их можем подарить ему и мы. Но мы не имеем права лишать родителей этой радости, сделать подарок своему сыну». Целыми днями мальчик сидел у окна. Вечером он зажигал и ставил на подоконник старинный керосиновый фонарь. Для того, чтобы родители  в темноте не прошли мимо его дома. Этот фонарь ему дали хорошие люди. И спички ему давали они. Давали без опасений и нудных назиданий. Потому что мальчик был серьезным и умным. Они верили, что он никогда не станет использовать спички для глупых детских шалостей. И он никогда их не использовал. Да и этих шалостей у него никогда не было.
          Однажды мальчик проснулся и подумал, что все это напрасно. И то, что он целыми днями сидит у окна. И керосиновый фонарь, который он зажигает каждый вечер. И спички, которыми он его зажигает. И даже сама жизнь. «Мои родители никогда не вернутся». – Подумал он. – И у меня никогда не будет своего имени». После этого он оделся, почистил зубы, выпил бокал молока и пошел в город. И повстречал там Карликового Великана. «Дяденька великан! – Попросил мальчик. – Достань мне воробышка». «Какого?» - Удивился Карликовый Великан. «Маленького». – Сказал мальчик. «Откуда?» - Спросил Карликовый Великан. «Из-под крыши моего дома». – Сказал мальчик. «Зачем?» - Повторно удивился Карликовый Великан. «Потому что он живет там один. И у него сломано крылышко. Вдвоем нам будет веселее. Я вылечу ему крылышко, а он будет мне за это петь разные песни». – Объяснил мальчик. « Ты умеешь лечить?» - Удивился Карликовый Великан. «Я научусь». – Серьезным голосом пообещал ему мальчик. И они пошли к его дому.
          Ладонь у Карликового Великана была большая и он не смог засунуть ее под стреху. Тогда он сломал прутик, выковырнул им из-под края черепицы испугано пищавшего воробышка, наклонился и отдал его мальчику. Мальчик взял воробышка  обеими ладонями и бережно прижал к груди. «Спасибо тебе, дяденька великан. – Вежливо поблагодарил его мальчик. – Ты очень добрый». «Ну. – Сказал Карликовый Великан. И повторил. – Ну». – После чего смущенно надвинул кепку на глаза. И покраснел. Он смутился.  Еще никто и никогда не называл его добрым. «А как тебя зовут?» - Спросил мальчик, погладил примолкшего воробышка по головке и внимательно посмотрел в глаза Карликового Великана. «У меня нет имени». – Ответил Карликовый Великан. (Он действительно не помнил своего имени. Когда он был совсем маленьким, его как-то называли. Но когда его родители поняли что он не такой как они, то перестали. Может, от обиды. Может, из-за склероза.)  «Здорово! – Обрадовался мальчик. – И у меня его нет. Может ты мой папа?» - С надеждой спросил он и даже привстал на носочки, чтобы лучше расслышать ответ Карликового Великана. «Нет. Извини, мне надо идти». – Ответил Карликовый Великан. Он неуклюже потоптался на месте и заспешил прочь большими широкими шагами. «Постой! Куда же ты? – Закричал ему вслед мальчик. – Хочешь, я угощу тебя молоком и сливовым вареньем? Или свежим овечьим сыром?»  Карликовый Великан остановился и сглотнул слюну. Покачал головой. И так и не обернувшись снова зашагал прочь от мальчика.  «Но почему? Сливовое варенье такое вкусное». – Растерянно прошептал мальчик. Он смотрел в спину Карликовому Великану очень долго, пока тот не скрылся в конце улицы. «Он добрый, но странный. – Сказал мальчик. – Жалко, что он не мой папа. Зато у меня теперь есть ты, воробышек. Ах, как славно заживем мы с тобой вдвоем!»
          Потом в городке случилось подряд  несколько больших пожаров. Кому–то они принесли горе. Кому-то, смерть. Карликовому Великану они дали работу и пищу. Полмесяца он ходил по городку сытый и слегка пьяный. Пьяный не от вина, его он совсем не пил. От забытого ощущения сытости и оттого, что он снова был нужен людям. Потом все стало, так как было. Карликовый Великан сидел в развалинах замка, жевал созревший, но все такой же кислый, виноград и думал. Но теперь он думал не о собственном огороде, не о еде и не о пожарах. Карликовый Великан думал о маленьком безволосом мальчике. Он думал о нем днем и даже ночью. И даже спрашивал у себя самого: « Послушай, зачем ты о нем постоянно думаешь? Мало ли их этих мальчиков бегает по городским улицам или копаются в песочницах? Мальчиков румяных, шумных и веселых. Почему ты думаешь об этом: худом, бледном и тихом?  Может, потому что у него тоже нет имени? Но я не знаю имен других мальчиков. Почему же я не думаю про них? Все это очень странно. Может, я просто заболел?  Может у меня пищевое отравление? Наверное, так оно и есть. Да и сколько можно жевать этот кислый противный виноград?» Так думал он и отправлял в рот очередную кисть винограда. Если бы у него были друзья, то он обязательно спросил бы об этом у них. Но друзей у него не было. Не было даже хороших приятелей. Вот так и сидел Карликовый Великан наедине со своими вопросами и с очередной корзиной винограда.
          Как-то раз в брошенный замок заглянула молоденькая девушка. Она попросила Карликового Великана снять с клена забравшегося туда котенка. Карликовый Великан пошел с девушкой и сделал то, о чем она его попросила. Когда девушка спросила, какую плату тот хочет за свою помощь, он попросил ее купить ему арбуз. Они пошли на рынок, и девушка купила Карликовому Великану самый большой арбуз. Тот поблагодарил девушку, положил арбуз в карман пиджака и пошел… в гости к мальчику. Он осторожно постучал пальцем в окно. И лысый мальчик вышел на этот стук. «Мальчик, я принес тебе арбуз. Самый большой арбуз нашего рынка». – Так сказал Карликовый Великан. «Здравствуйте, дяденька великан! - Ответил мальчик. И спросил. – Вы купили его для меня?» «Ну, да. Для тебя и для себя. Для нас. Мы будем его кушать вместе». – Ответил Карликовый Великан. «Это очень хорошо. Я рад вас видеть. Заходите в дом. Вы будете моим первым гостем. Ко мне приходит много людей. Но все они приходят ко мне по делу. Приносят еду, одежду или спрашивают о том, когда вернутся мои родители. Гостей у меня еще никогда не было. Но я знаю, что гостя надо обязательно чем-нибудь угостить. Я угощу вас пирогом с яблоками, вишневым киселем и сливовым вареньем. А потом вы угостите меня своим арбузом. Будет просто замечательно, если он окажется красным и сладким». – Вот что сказал мальчик. Эти слова очень понравились Карликовому Великану. Ему не понравился грустный голос и грустные серые глаза мальчика. Грустные глаза всегда серые. « С тобой все в порядке? Ты не болен? – Спросил он, и мальчик отрицательно покачал головой. – А как поживает твой воробышек? Ты его вылечил?» - Снова спросил Карликовый Великан.
          «Да, я его вылечил. – Сказал мальчик и две крохотные слезинки оставили на его бледных щеках тонкие блестящие дрожки. – Но потом он умер. Я завернул его в тряпочку и закопал у куста желтого крыжовника». «Так не бывает. – Засомневался Карликовый Великан. – Если он стал здоровым, то не мог умереть. Зачем ему это? Умирают только старые и больные. Но воробышек был молодым. Он был должен жить». «Дяденька великан, вы мне не верите? Я вас не обманываю. Хорошие люди приносили мне бинты, желтую мазь и другие лекарства. Я каждый день мазал этой мазью его сломанное крылышко и обвязывал его бинтом. Он жил у меня в маленьком картонном ящике. Ах, как звонко и весело он чирикал! Он клевал пшено из моей ладони, и я стал называть его сынком. Потом крылышко зажило, и я испугался. Я не хотел, чтобы мой сынок вылетел в окно или в дверь. Тогда я снова остался бы один. Я попросил одного своего соседа сделать для моего сынка клетку. Он ее сделал. И мой сынок продолжал петь мне свои веселые воробьиные песни в клетке. А потом перестал. Еще он перестал клевать зернышки и пить воду. И умер. Дяденька великан, скажи мне, почему он так сделал?» - Вот что, волнуясь и запинаясь, поведал Карликовому Великану мальчик. «Не знаю. – После долгого молчания сказал тот мальчику. – Может, ему было тоскливо в этой клетке? Ему хотелось летать в небе, а ты запер его в неволе». «Но почему? Нет, это не была неволя. Я любил своего сынка. Нам было так хорошо вдвоем. Под черепицей он жил один, больной и беспомощный. Скоро начнется зима. Он бы там обязательно умер. А здесь я ухаживал за ним. Я выбирал для него самые крупные зерна пшеницы. Если вы говорите правду, то получается, что я сам погубил своего сынка». – Торопливо говорил мальчик, и уже все его лицо блестело от бегущих из глаз слез. «Ты говоришь, что вам было хорошо вдвоем. Но говорил об этом тебе он?» - Спросил Карликовый Великан. «Нет, не говорил. Разве птицы умеют говорить?» - Удивился мальчик. «В том – то и дело, что не умеют. Не плачь. Ты не в чем не виноват. Такую смерть уготовила ему судьба. Всякая смерть плохая. Но все-таки лучше умереть так, чем медленно погибать от мороза и голода». – С непривычной лаской сказал Карликовый Великан и неумело погладил лысую голову мальчика своей большой горячей ладонью. « Вы, правда, так думаете?» - Спросил мальчик, обхватил ногу Карликового Великана своими слабыми руками и доверчиво прижался к ней своим хрупким тщедушным телом. «Я это знаю. – Ответил ему Карликовый Великан. – Давай больше не будем говорить о плохом. Кто-то обещал угостить меня пирогом и сливовым вареньем. И отведать моего арбуза».
          Как ни пытался Карликовый Великан, но так и не смог втиснуться в низкую и узкую дверь дома мальчика. Поэтому он просто прилег у окошка, а мальчик вошел в дом. И угощал первого своего гостя через это окошко. Когда были съедены яблочный пирог, вишневый кисель, сливовое варенье и половина арбуза, именно тогда Карликовый Великан сказал: «Мальчик, давай жить вместе. Я не умею петь веселых песенок, таких которые пел твой воробышек. У меня нет своего дома, а твой для меня слишком мал. Но я обещаю тебе, что до конца моих дней буду заботиться о тебе. Да, заботиться и любить». «Это просто замечательно! – Закричал мальчик, захлопал в ладоши, и робкий румянец украсил его бледные скулы. И глаза его были  уже не серыми, а зелеными. – Я так хотел этого! Я сам хотел попросить вас об этом, но боялся, что вы не согласитесь». «Еще я хочу, чтобы ты не называл меня больше дяденькой великаном». – Сказал Карликовый Великан. «Хорошо. – Согласился мальчик. И спросил. – Но как же мне вас тогда называть. Мне очень нравится имя Августин. Хорошо, если вы будете звать меня так» « Пусть все другие называют нас так, как им хочется. Или не называют совсем. Но я буду звать тебя сыном. И хочу, чтобы ты звал меня отцом». – Сказал Карликовый Великан и внимательно посмотрел в глаза мальчика. «Я согласен… отец. – Сказал мальчик и быстро поцеловал кисть Карликового Великана лежавшую на подоконнике. – Вы… ты подаришь мне певчего дрозда? Я мечтаю о нем даже больше чем о велосипеде». «Но…» «Отец, не бойся, он не умрет. Я научу его ночевать в своей клетке. А днем он будет порхать в небе, и петь свои песни всем людям. – Перебив Карликового Великана, пообещал мальчик. «Ну, если так. Это другое дело. Я подарю тебе певчего дрозда и велосипед. – Сказал Карликовый Великан и поднялся на ноги. – Оставайся дома и доедай арбуз. А я пойду в лес и наломаю молодых деревьев». «Зачем?» - С удивлением спросил мальчик. « Я не могу жить в твоем доме. Он слишком мал. И не могу поселить тебя в своих развалинах. Я сегодня же начну строить там большое просторное жилище». – Объяснил ему Карликовый Великан. «Отец, ты умеешь строить дома?» - Спросил мальчик и его глаза зазеленели восторгом. «Еще не умею. Но обязательно научусь. Пока нам придется жить по-старому. Но мы каждый день будем ходить друг к другу в гости…»
          «Нет, я не хочу в гости! – Крикнул выбежавший из дома мальчик. – Я и так всю жизнь жил один. Давай придумаем что-нибудь другое». «Другое. – Повторил Карликовый Великан и присел на корточки. И просидел так минут пять. – Что-то ничего не придумывается. – Наконец сказал он и спросил. – А у тебя… сын?»  «Придумалось. Давай уйдем с тобой из этого городка». – Предложил мальчик. «Но куда мы пойдем?» - Удивился Карликовый Великан. « Никуда. Просто уйдем. Куда глаза глядят». – Сказал мальчик. «Все глаза глядят по-разному и на разное. Куда любят глядеть твои?» - Спросил Карликовый Великан. «Мои любят смотреть на солнце». – Немного подумав, ответил мальчик. «На солнце? – Удивился Карликовый Великан. – На какое солнце? На восходе? На закате? Или на полуденное?» «Мне все равно. Я слишком долго не видел его пока лежал в больницах». – Ответил мальчик. Карликовый Великан встал, приложил ладонь ко лбу и внимательно посмотрел на красный диск заходящего солнца. «Быть может, мы дождемся утра?» - Спросил он. «Зачем? Ведь мы уже все решили». – Ответил мальчик. «Ты прав, сын. Мы пойдем с тобой на запад. Утром солнце будет согревать наши спины. А вечером указывать дорогу. Но сначала мы доедим арбуз. Он такой сладкий и сочный. Скажи, ты любишь арбузы?» - Сказал Карликовый Великан. «Да, очень люблю арбузы. И дыни. И персики». – Ответил мальчик. «Я так и думал. Мой сын не может не любить арбузы. И дыни. И персики. – С негромким смехом сказал Карликовый Великан. – Но главное, арбузы. Ну-ка, принеси мне нож». Они быстро доели арбуз. Карликовый Великан даже не стал заходить в развалины замка. Ему нечего было взять с собой в дорогу. Ну, разве что корзину кислого винограда. Но ее он брать не захотел. Мальчик взял собой только теплую куртку, торбочку с черными сухарями и клетку для будущего дрозда. И они ушли вслед за садящимся за горизонт солнцем. Карликовый Великан и сидящий у него на плече маленький мальчик…

          Пропажу мальчика заметили через пару дней. Соседи и другие хорошие люди целую неделю искали его по всему городку и в его окрестностях. Но нашли только парализованную вдову с тремя детьми и стали заботиться о них. Ведь хорошие люди всегда находят тех, кому нужны их помощь и сочувствие. О Карликовом Великане вспомнили только во время очередного пожара. И тоже искали его некоторое время. Но очень быстро научились обходиться и без его помощи. Люди очень многое могут сделать сами, если отучить их от привычки надеяться на кого-то более сильного и справедливого.
          Прошу вас, любезные читатели, не искать в прочитанном скрытой морали и тайной подоплеки. Вся эта сказка написана исключительно с единственной целью. Если вы встретите однажды на улице двух странных улыбчивых людей: худющего безбородого дядьку за три метра ростом в клетчатой кепке с помпоном и маленького лысого мальчугана со щеглом в клетке или на плече раскатывающего вокруг него на велосипеде то знайте что эти двое те самые, из этой сказки.
                13.11.15г.


Рецензии