Заб. Истор. Князь-мономашич

КНЯЗЬ- МОНОМАШИЧ

Война вилась за этим князем,
И не отстала ни на шаг.
Ну что ж он слабины не выдал.
С врагами драться был мастак.

Южный переславльский князь Всеволод Ярославич был недоволен святыми отцами. И священники и чернецы гундели что-то неразборчивое по поводу новорожденного младенца. И поэтому тайком от жены-гречанки, повёрнутой на православии не по- детски поздним вечером в свою опочивальню он зазвал трёх волхвов, которые погадали на куриных потрохах, свернув голову красному петуху прямо при князе, испачкав дорогой ковёр и золочёный кафтан князя. Князь начал злиться, но наконец старший волхв закончил распутывать петушиные кишки и стал басовито чревовещать.

-Князь-батюшка, младенец твой писателем будет. Мамой клянусь! То есть Триглавой…   Но в остальном будет парень-не промах. Есть будет за троих. К белому хлебу и караваям останется предан всю жизнь, хоть своих сыновей к ржаному начнёт приучать для упрочнения связи с землями понизовскими и верховскими. То есть с Ростовом и Новгородом. А значит и на киевский престол сядет- но не вдруг. Сначала книги напишет, поскольку от  матушки византийской принцессы грамотен будет, что твой греческий поп. Да и ты сам подитко на пяти языках балакаешь. Да и предки все грамотны дед Ярослав  Владимирович «Русскую правду» написал, бабка Рогнеда сотни писем с жалобами на мужа всей родне, дед император Мануил множество указов о казнях, а бабка Елена Склир составила десяток заговоров против мужа, что также без обширной переписки невозможно. Однако все её заговоры были неудачны, потому что использовала простейшую шифровку азбучную, а пора было уже в десятом веке от рождества Христова догадаться, что цифровая надёжнее. Правнук Володя исправит это упущение. Ну и детей он наплодит в достатке. Будет, кому землю русскую в княжеских распрях кровью умыть!

Волхование также не понравилось переславльскому князю, как и гундение монахов.
-Какой там киевский престол? Он же у меня младшенький, тупицы! Двенадцатым бедняжка народился. И даже как сын, только восьмой. А куда мне семь богатырей до него девать? Неужто он их всех- того… поубивает? Да и греческого в лице вроде ничего нет. Врёте вы всё, граждане волхвы. Да и Велесом клясться не хотите- значит, боитесь. Эх, ну никому верить нельзя ни христовым слугам, ни трояновым. Да и распри вот-вот должны закончиться. Я уже письма дружеские братве написал. Жалостные. Ответы  присылают аж все слезами укапаны.

Видя недовольство князя, гридни наградили волхвов серебром, но вытолкали из терема взашей, безо всякого почтения к русской интеллигенции. Но оказалось что зря. Волхвы дело говорили, потому как гадали на крови а не на кофейной гуще, как современные гадалки и не на дрянных зеленоватых купярах как цыганки.

И как князь сына учением не донимал, тот настырно требовал дружину и тут же утекал на войну.
-Ну и чёрт с тобой! -отчаялся наконец, папаня,князь Всеволод Ярославич. Иди воюй! Может прошибут башку где-не то. Ни писателем не станешь, ни великим князем киевским уж тем более. Иди вон на вятичей. Одолели соловьи-разбойники. Опять взбунтовались. Ужо в шестьдесят шестой раз после деда Святослава в отказники по долгам  ударились.

Итак довольный своей маленькой победой княжич Владимир пошёл на вятичей. Но поскольку и вятичей развелось не меряно, и туров в степях всех перебили аж за 800 лет до американских бизонов, а заодно и индейцев, про копчёное мясо и сервелаты князя Святослава воинам  Вовы-княжича пришлось забыть. Да и вина ромейские через половцев возить стало накладно. Да и пить просто противно. Пьёшь, а пролитая за вино кровь так и мерещится-так и расползается сгустками по чаше.

Пришлось Владимиру Всеволодовичу нажимать на боевую подготовку, отточенное оружие и отменные доспехи. Так вот вятичей вроде уняли, но только потом на половцев умучились ходить. Перебив печенегов и торок в степи Причерноморья ворвались половцы. И через тридцать лет в 1068  году решили, что в степях стало голодно и холодно.

-Пора грабить киевлян!- решили половецкие ханы и  общим открытым очень демократическим голосованием  объявили о начале двухсотлетнего грабежа.
-Ох, надо торопиться!- объявили половецкие шаманы, закончив обряд верчения. А то через сто семьдесят лет монголо-татары придут. И тогда нам ничего не достанется.
 
Бедняги не просекли, что и доставаться то будет некому. Монголы вырежут их конкретно. Так что от половцев по сути останутся одни воспоминания.

Узнав о половецком походе переславльская дружина возопила в тоске и печали.
-Княже! Да когда ж они, эти  проклятущие поганцы кончатся?
И пришлось княжичу без конца доблестно воевать с половцами.

И лишь для отдыха в 1076 году объединиться с дядей Олегом Святославичем и поляками против чехов. Узнав о приходе русичей, чехи откупились от Болеслава за 4000 гривен серебра и он решил завернуть русичей, но бесплатно. Без командировочных и билетов в оба конца. И поэтому Владимир с дядей решили продлить командировку, так сказать, неофициально, на три месяца, пока чехи не выплатят ту же сумму, что и полякам.

Дружине командировка понравилась. Чешки оказались не в пример красивее булгарок и половчанок, а вскоре по просьбе трудящихся, чуток передохнув, пошли на борзого изгоя полоцкого князя Всеслава Ростславича, потомка знаменитой княжны Рогнеды, едва не зарезавшей мужа-насильника Владимира Святого, крестителя Руси.

То есть отправились в Белоруссию. На Двину. Попутно взяли Минск. Там дружине понравилось ещё больше. Так что пришлось Владимиру гнать их оттуда пинками.
-как с половцами воевать вас не дозовёшься. То понос то золотуха. А здесь вам что мёдом намазано?

И на что его вояки там запали историки так объяснить и не могут. Картошку тогда не сажали и соответственно не жарили. Самогон из картопли не гнали. Песняров тоже ещё не было и про Олесю спеть было некому. Даже батька Лукашенко ещё не родился и не мог Владимировых вояк подкупить белорусским хлебосольством как Меркель и Олланда. Неужто кабанов в камышах понравилось гонять? Так и в своих камышах их ещё было без числа?

В общем выгнал Владимир дружину из Полоцка-а тут опять война! Опять полоцкое княжество отняли. Пришлось, в связи с больничными у половины дружины, в рейд на двинских половчан донских половцев нанимать. Однако их лютые грабежи не понравились Владимиру.

На счастье его отец Всеволод Ярославич, наконец- то, добыл себе киевский стол, и, увидев, что сынуля Владимир Мономашич всё ещё живой, великий князь махнул рукой и отдал младшенькому Чернигов в 1080 году. И пришлось Владимиру чуть не каждый год воевать с половцами и торками.

А в 1093 году великий князь Всеволод умер и Володя остался круглым сиротой. А сироту это ж известно, каждый обидит. Вот дядя Олег Святославич и нанял половцев, чтобы выбить Вову с Чернигова. Бедняга поплакал –поплакал да и упал в ноги кузену Святополку Изяславичу, сыну старшего брата своего отца Всеволода.
-Вернусь в Переславль и буду Киев с юга от половцев закрывать-но и ты не выдай братец. Подсоби,  если что!

На том и сговорились. Только теперь воевать Владимиру пришлось по два раза в год. И как тут с горя не заделаться писателем? Это ж общеизвестно-что в писатели идут люди страдающие. То есть неудачники. Но неудачники талантливые. Поэтому всех князей люди за тыщу лет позабыли, а Мономаха помнят, поскольку написал «Поучения Мономаха» о прекращении княжеских усобиц и объединении всех русских сил для борьбы с кочевниками. И зачитал их на Любечском съезде в апреле 1097 года своим братьям. Но не с броневика, как Ильич свои «Апрельские тезисы», а вполне прилично, за чашей медовухи на общем застолье. И всем князьям так понравилась его речь, что они потребовали, чтобы он  написал продолжение и зачитал его на съездах и в 1103 и 1106 годах.

А интерес к его речам подпитывался ещё и практическими делами.    Он ещё в 1095 году для вида заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью воеводы Ратибора и его лихих сыновей, а также киевского боярина Словята.
-За что!?-завопили ханы, пронзаемые длинными кинжалами.
-А за неправильное питание!- ответил Владимир Мономах. Я ж предлагал вам родной кумыс? Предлагал! Но вы губы на красные хмельные ромейские вина раскатали, а вместо жареных барашков на нежную свинину с хрустящей корочкой налегли. Вот за измену обычаям и поплатились.
-Пожалеть бы их?-запросил боярин Ратибор. Можно в церкви отпеть, хоть они и язычники…
-А чего их жалеть? Ханыги они и есть ханыги. Собакам-собачья смерть!-оправдывался князь, неуютно чувствуя себя наедине с совестью, жалевшей врагов всего русского народа.

Но деньги на церковь всё же пожертвовал срочно- чтобы мальчики кровавые в глазах не снились по ночам, в чём опередил царя Ивана грозного на пять столетий. Кстати в 90-е также многие бандиты и олигархи поступали. А поскольку их больше всего в Москве, то и церквей тут стало без счёта и все в честь Спаса на крови. Но Мономаха то хоть совесть за убиенных разбойников мучила. А поскольку у олигархов совести быть не может по определению, то видимо церкви строились в честь ими разрушенных российских заводов. Такая своеобразная архитектурная бухгалтерия.

В это же время другие половецкие ханы Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но были разбиты, поскольку тоже увлеклись ромейскими винами.  Боняк осадил Киев сразу по возвращении «из грек»,  прямо с ходу. Чуть позднее подступил к Переяславлю Тугоркан, тут же и погибший вместе с сыном, разбитый подоспевшими дружинами
СвятополкаИзяславича и Владимира Мономаха.

Поэтому после Долобского съезда в 1103 году  Владимир Мономах стал духовным вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 годах. Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли

А потом князь и законы начал писать. Именно поэтому когда киевляне в очередной раз взбунтовались на бояр и ростовщиков-евреев киевская верхушка бросилась к князю-грамотею.
-Ой, выручай, князюшка! Пожгут нас за плутни наши и за то, что с ростовщиками- евреями связались.

Перебив бунтовщиков, как и многие правители и до и после него, князь, вздыхая, признал, что бунтари то были правы, хоть, увы и посмертно. А поэтому написал закон «О резах», в котором увеличил права рабов и закупов, обращаться в княжий суд по поводу рассрочки долга.

Бедняга-князь не знал что в 21-м чересчур просвещённом веке в квартиры должников будут врываться «коллекторы» еврейских банкиров и калечить должников по чём зря. Как известно история развивается по спирали и спираль эта зачастую складывается в подобие бублика. Может, правы украинские кинематографисты, предлагающие в президенты учителей-историков выбирать?  А то бег по кругу вместо спирали начинает надоедать. Причём конкретно!

Тем более, что и сама история наука не простая. И поэтому Владимир Мономах отложив меч, тоже решил ей заняться в 1113 году. По требованию его отца Всеволода, поскольку его мать была гречанкой, на место митрополита пригласили грека. А на Киево-печерскую лавру и особенно на знаменитого митрополита Иллариона, бывшего когда то духовником его деда Ярослава и автором знаменитого творения «О законе и благодати» в котором чётко отделил жестокие древние ветхозаветные законы иудеев от гуманного учения галилеянина Иисуса Христа, назвав его Благодатью, начались непрерывные неправедные гонения.

Иллариону пришлось принять иночество и имя Никона. А затем бежать в Тьмутаракань на время оставив своего ученика Нестора во главе разогнанной, но не смирившейся русской партии.

В том же 1113 году Владимир Мономах нанёс русской партии новый удар. Все списки летописей из Лавры были переданы ему лично и он, вместо протестующего Нестора, посадил отца Сильвестра править летописи выскабливая её новгородское начало и прочие древности и превознося только князей киевских. И вставив, конечно, свои «Поучения Мономаха». Причём ни к селу ни к городу. Он ещё надеялся вразумить киевлян, приучить их к порядку и с их помощью объединить всю Русь. Бедняга просчитался! лучше бы на пенсию пошёл-ведь шестьдесят то уже стукнуло...

И главной его ошибкой была надежда на разум киевлян. А поэтому уже его сын Юрий Долгорукий стал создавать себе крепкий тыл в ростово-суздальских землях, а внук Андрей Боголюбский, и вовсе, навсегда поселился во Владимире на Клязьме у рассудительных и надёжных владимирцев, лишив Киев великокняжеского стола.

Самое обидное, что ничего за века так и не поменялось. Киевляне по прежнему путают демократию то с махновщиной, то с петлюровщиной, то с бандеровщиной. И меняться не хотят, не понимая, что сажая уже пятого президента себе на шею, они сажают просто пятого олигарха. Причём год от году вороватее.

Стал Мономах великим князем
Уже годов под шестьдесят.
Ему мы всё ж споём... во славу!
Был князь в талантах тароват!


Рецензии
Добрый день, Ник!
Всегда интересовался историей России, как царской, так и Советской. Но все мои попытки получить хоть какую-то информацию о древней Руси, наталкиваются на абсолютнейшую "белиберду" в текстах находимых мной источников. Особенно не доверяю современным историкам. Поэтому для меня древняя Русь навсегда осталась темным пятном моей биографии.
Спасибо!

Виталий Овчинников   22.01.2017 12:13     Заявить о нарушении
соловьёв и вернадский, рыбаков и костомаров, 39 томов летописей...артамонов,алексеев, плетнёва, карамзин, каргалов, иловайский,коялович, кожинов,гумилёв, хербер ноэль зе солтанз...плано карпини и множество других...многие из них и особенно борис рыбаков произвели десятки и сотни раскопок в 50е годы...шахматов кажется анализ и сопоставление летописей... многие эти авторы в моей личной библиотеке...а что касается хеттов-киммеров-скифов-сармат-гуннов-авар-булгар-хазар-мадьяр-печенегов-половцев-монголоуйгуров-татар-крымчаков-османов с 1200 до рх и по 1877 г нэ...я иногда заглядывал на англоязычные сайты и особых разночтений не нашёл...

с покл нч!

пс-во всяком случае рим-византия и арабы с зап европой помогают снять белые пятна с 1 в до рх и по наст время!

Ник.Чарус   22.01.2017 12:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.