Ученик аббата

               

В семье Людовика много было шума, скандалов, светских интриг, не доверительных отношений друг к другу, которые он видел вокруг себя с детства.
Молодой впечатлительный разум, богатое воображение, детская ранимость, деликатность были присущи будущему королю Франции Людовику XV.
О своем будущем Людовик никогда не задумывался. Он явственно видел, что происходит в его жизни в молодые годы. Частые утренние ссоры родителей не просто раздражали ранимый характер, но оставили глубокое впечатления на всю жизнь. Но, что  может сделать ребенок, когда он зависим от родителей? А между тем, атмосфера негативных восприятий накладывала неизгладимый отпечаток на дальнейшую судьбу Людовика. Однажды герцогиня влетела в покои еще спавшего сына и стала его тормошить:
- Признавайся, Людовик, ты украл мои драгоценные украшения? - всю оставшуюся жизнь Людовик будет помнить змеиный взгляд своей матери с устремленностью дикой твари нанести рану на свою жертву.   
- Мамочка! Клянусь! Я никогда не брал твоих украшений, - испуганно залепетал Людовик. -  Возможно, я на них смотрел...
- Не брал, говоришь? Не брал? Да я вчера видела, как ты с украшениями в моей спальне играл.
- Я только прикасался,.. гладил их пальчиками. И подумал... о твоей...
- Что подумал? О чем ты можешь думать еше?
- Мамы должны быть добрыми, а ты себя украшаешь каждый день. Разве ты счастлива?..
- Ха! Не счастлива? А тебе откуда это известно?
- Хорошая мама по утрам спит, а не ссорится с папой.
- Вот как! Родители плохие?.. Живешь ты плохо, еду вкусную не получаешь, одежда на тебе старая, кровать из неровных досок, и при этом ты мать видишь нехорошую?
- Мамочка, вы мне по ночам спать не даете.
- Сейчас же отправлю тебя к аббату Флери! И не замедлю больше тебе у нас оставаться!

Ранимость души оставляет глубочайший след в самые ранние годы.
Просыпаясь ночью возле высокого окна, маленький Людовик слышал доносившееся до него синхронное тиканье больших часов, установленных на полу. В тишине длинной ночи часы напрягали слух сильными и точными ударами механической конструкции. В это время полная луна ровным светом освещала спальню. Закрывшись теплым одеялом, Людовику с трудом удавалось уснуть.
Неожиданно во время сна невидимая сила сдавливала горло мальчику! С трудом вырвавшись из рук ночного "гостя", обладающим энергетическим существованием, видимым  только для кошачьих глаз, полусонный Людовик выходил во двор дворца. Рассеянный свет Луны давал его глазам спокойное ориентирование в окружающем ночном пространстве. И только под утро Людовику удавалось крепко уснуть...
- Вставай! Пора обедать! - Мать проницательным, строгим взглядом смотрела на  Людовика. - Ты опять ночью ходил по крыше?

Висевшие над кроватью приказы матери каждый раз обостряли ранимое чувство  будущего короля. Слышать приказы от кого бы то ни было, даже от родителей, стало подобно ударяющему молоту для ранимых восприятий напряженного слуха Людовика. Понимая мир старшинства от родителей, слуг, внешних посторонних людей с неприемлемым манипулированием, приходит понимания того, что тяжелые времена внешней среды нужно переждать, веря  в то, что в будущем можно все изменить.
Ведь и даются трудные дни детства для развития своего будущего потенциала.
Но в ранимости есть другая сторона медали. Неблагоприятная психологическая  обстановка в семье отражается на впечатлительности детского сердца. 
- Мамочка, я ночью выходил смотреть на ясное солнышко, - ответил мальчик.
- Хм... Вы только подумайте! - герцогиня всплеснула руками. -  Он в бездне ночных светил открыл вместо Луны сияющее Солнце! Зачем на крыше дворца ты ходил на краю выступа? - спрашиваю. - Ведь твоя жизнь была в опасности!
- Не знаю... Я только помню, что стоял на земле, - признался Людовик.
- На земле? Да тебя вся охрана дворца видела на крыше. Меня из-за тебя ночью разбудили! То есть в то время, когда я смотрела одним глазом на Луну.
- А где же в это время у тебя был второй глаз?
- Спал! А тебе какое дело до него?
- У меня так не получается.
- Когда вырастешь, тоже многому научишься, даже больше меня!
- Забери, пожалуйста, от меня плохого "дядю".
- Какого еще дядю? И где ты его увидел, хочу знать?...
- Ночью, когда было очень темно!
- Это тебе показалось. Поменьше смотри на свое солнышко.
- Нет, нет, это чудовище меня каждую ночь душит!
- Душит? А почему меня никто не трогает?
- Это существо только маленьких деток трогает.
- Сегодня пойдем к лучшему врачу. Тебе надо тщательно обследоваться. Кроме привидений и ночных хождений по крышам, у тебя появилось желание узнать, для чего одним одним глазом надо ночью смотреть на Луну?
- Но ты обещала меня повести к Флёри.
- Успеется! Аббат с тобой не будет нянчиться и церемониться!

Подобное к подобному ведет.
Пройдут десятилетия, и Людовик убедится, что решение родителей отослать сына к аббату Флери было самым верным.
Мальчик восьми лет в красном камзоле в нерешительности стоял в покоях аббата.
Слабый отблеск света сквозь витражное стекло падал на большую картину, висящую на стене с изображением седовласого старца, склонившего над книгой.
В большом отрытом комоде, который стоял на полу возле аббата, хранились старинные книги в кожаном переплете, карты, компасы, циркули.
- Разрешаю тебе достать и развернуть географическую карту,- аббат рукой показал в сторону комода.
Флери продолжал писать свои научные сочинения на длинном листе.
- Здесь нет красивых картинок! - Людовик с разочарованием отложил карту в сторону.
- Это правда,- заметил аббат,- но, там есть то, без чего твое будущее немыслимо.
- А зачем мне наука, когда я всем обеспечен? - беспечно проговорил мальчик.
Аббат, закончив дописывать лист бумаги, положил перо и пошатнул стол. Гусиное перо, которым он писал, от пошатнувшего столика скользнуло вниз на каменный пол:
- Вот видишь, все падает, ломается, превращается в песочную пыль, а хорошие знания всегда остаются верными слугами.
- Мне бы поскорей избавиться от тех, которые во дворце живут!
- Торопливость в юные годы приносит только вред. Когда у птенцов нет крыльев, полет их будет кратким.
- Когда ночью я хожу по крыше высоких замков, мне не нужны крылья.
- Временному путешественнику в жизни нужны не только сильные ноги, но многие знания. Будущему королю следует учиться хорошим манерам, а не ходить по крышам.   Крепкий сон не должна отвлекать Луна. Ночная активизация Лунного света не всегда являться хорошим подспорьем  для сна. С плохими ночными гостями, мы больше не будем дружить! Твой сон будут оберегать проверенные временем лечебные травы.
А пока мы начнем с простых упражнений по математике. Берем простые цифры для их суммирования.
- Это так просто! - обрадовался Людовик.
- Не совсем. Ты слишком медленно отнимаешь, а также у тебя большие трудности в сложении. Тебе необходимо постепенно ускорять логику мыслительных процессов.
- Дайте мне более сложные цифры, - попросил Людовик.
- Ты слишком торопишься. Нам еще много предстоит работы по географии.
- Материки, страны, континенты, что в них особенного?!
- Твое заключение слишком поверхностное,- аббат достал из комода глобус, - земля, как и человек, постоянно находится в движении. Будущему королю следует не только знать, что добывают в любом государстве, но и развитие в нем общества, армии, науки. Твои знания истории соседних государств, их географического положения, окажут в твоих военных действиях большую услугу.
- Ненавижу войны! Мне достаточно того, что происходит в нашем дворце.
- Закулисные тайны не всегда выходят за пределы стен дворца, оставляя иногда некоторые моменты пустых разговоров. - наставлял аббат маленького дофина. -  Сражения на поле боя - вот исторический факт для будущих поколений! Допустим, ты желаешь спокойствия в своем государстве, а другие страны не совсем  хотят мира. И какое перемирие с ними ни заключи, ответ будет одинаковым. Хочешь мира, готовься к худшему.
- Хорошие советники примут правильные решения.
- Твои поданные никогда  не возьмут на себя полную степень отвественности, в силу того, что за любые неудачи в государстве и за ее пределами, они не будут отвечать за свои поступки. Вся ответственность лежит на короле.
- Уеду далеко от столицы! Хочу жить в тишине. Пусть мои родители во всем разбираются.
- Родители твои не вечные, - аббат взял с полки книгу по математике. - История пишется временем, точность науки приносит хороший результат в правильных расчетах,  а деятельность человека оценивается способностями и самоотдачей во временном отрезке бытия для пользы общества.
Отныне в своей книге ты будешь писать свою историю. Натвори столько дел, сколько сможешь, но их помыслы должны всегда направлены к прекрасному и лучшему результату. Любой твой неправильный проступок ляжет темной полосой позади твоей истории.
      
Ранним утром аббат увидел Людовика в библиотеке.
Его преподобие стоял за дверью и наблюдал в замочную щель. Спугнуть любопытного  мальчика означало бы не открыть его тайный мир. Флери  хорошо знал, где в огромнейшей  библиотеке аббатства среди десятков тысяч книг находятся  необходимые фолианты.
Людовик брал из полок толстые с кожаным переплетом книги, с поспешностью открывая  пожелтевшие от времени страницы, на которых были написаны слова на латыни. Будущий король впервые увидел сборники стихов средневековья, записи странствующих бедуинов по Аравийской пустыне, старинные рукописи на древнеарамейском языке, священные книги коптов. Мир волшебных книг открывался необыкновенному чуткому любопытству Людовика. Таинственность написанных станиц окрыляла будущего короля! Огромнейший мир исторических книг, собранный воедино в библиотеке, позволял Людовику лишь украдкой глядеть на объемные тома находящееся на длинных полках. Смятение чувств переплелось с любознательностью в дальнейшем продолжении просмотра книг... Неожиданно приоткрылась дверь, слегка скрипнув, и Людовик повернул голову в сторону двери.
- Отныне твои книги станут друзьями,- аббат в темной длинной рясе подошел к Людовику. - Выбери то, к чему стремиться твоя душа, следуя всегда зову сердца и твоей воли.
- Простите меня, милостивый учитель, я хочу поделиться с вами некоторыми проявлениями моих чувств. Ведь я могу вам доверять? - обратился к нему дофин.
- Разумеется, мой мальчик! Разве весеннему цветку может возникнуть ко мне недоверие?
- О! Мне страшно вам признаться... У меня появилась влюбчивость. Такое наваждение приходит ко мне каждый день. Это чувство возникло спонтанно, неосознанно! В один светлый  день, когда я находился  возле кузницы, прискакали молодые дамы на белых лошадях и стали возле меня кружится. Я видел их лучистые глаза, слащавый вид! Они одновременно опускались и подымались на выхоленных лошадях. У меня было такое ощущение, как будто им вовсе не было других забот. Дамы вели себя
достойно, иногда делая полуобороты в обтянутых белых брюках возле меня.
Меня обхватила вдруг дрожь, тело мое было словно парализованное! В какой-то момент они исчезли... В последующие ночи я стал плохо спать. Мои думы кружились возле неизвестных наездниц... Своими мыслями я постоянно возвращался к этим прекрасным неизвестным наездницам.
- Боюсь дорогой Людовик, что впечатление от молодых наездниц у тебя останется на всю жизнь. - улыбнулся аббат. - Влюбчивость будет сопровождать тебя до конца жизни, не раз вызывая в тебе чувства негодования, обиды и ненависть в сторону женской красоты.
Готов ли ты будешь к таким событиям? Твое тело будет подвергаться неуемным усладам, и удовлетворению твоих чувств не будет насыщения. Долгий  путь гонца к достижению очередной цели надломит твое тело, оставляя жажду не удовлетворения. Когда поседеют твои виски, и зима ступит на твой порог, ты будешь в немилости у своей судьбы. Кто будет рядом возле тебя?
Боюсь, что будет лишь одиночество, опустошенность, холодный ветер, проходящий мимо тебя.
Ты выбрал свой путь. И только высший судья будет стоять у твоих весов и твоя запись в духе, которую ты никогда не сможешь стереть, которая всегда будет напоминать о твоих грехах, ошибках и промахах.

Незаметно пролетели двадцать лет. Людовику двадцать пять лет и уже десять лет как он женат на Марии, дочери бывшего польского короля. Мария оказалась очень плодовитой, и почти каждый год рожала детей. Из-за боязни забеременеть, она даже не желала спать с мужем, чем очень его расстраивала. 

Утренняя суета в замке наводила уныние на Людовика.
Каждый день не изменял однообразия дворцовой жизни, которую видел король.
Одни и те-же слуги - повара, лакеи, горничные, мажордомы - их усталые лица, всегда пытающиеся изобразить добрую улыбку или угодничество. Поклонные жесты слуг -слишком слабое утешение для короля.
К довершению всему, ночью жена прогнала его со своей постели. Всегда любящий свою жену и детей, Людовик вдруг почувствовал себя не просто слабым, но брошенным
в кромешную тьму, где не было никого рядом. Ради чего он жил, заботился, исчезло в один миг! Все было потеряно! Все! В постели, в час засыпания, негативные мысли одна за одной подкрадывались к Людовику. Слезы об утраченном в час засыпания наворачивались на глаза.
Эти слезы показывали безволие его и подчинение неуправляемым чувствам, лишь осложняя назревшую ситуацию. В такие минуты приходят мысли о продолжении жизни... Людовик вспомнил слова Флери:  «Ты выбрал путь, по нему и иди».
С этой минуты, когда подушка  стала влажной от слез, Людовик решил воздать своей жене!
Утром, поспешно одеваясь, Людовик заглянул в спальню жены.
- У тебя срочные дела? - Мария стояла перед зеркалом, не глядя в сторону мужа.
- Нужно срочно перестроить замок в Шуази!
- Десять лет прошло, как ты и не упоминал о своей резиденции.
- Видишь ли, все поддается разрушению.
- Вдруг этой ночью ты прозрел и решил, что необходимо пересматривать свои взгляды на жизнь. Как легко ты к этому подходишь!
- Что ты имеешь в виду?
- Ты лучше видишь и знаешь меня, - в этот момент Мария повернулся к мужу. - Мои возможности во дворце ограничены. Кроме своих детей я больше ничего не вижу.
- У тебя есть слуги!
- А разве у тебя из нет? отсутствуют? Только ты почему-то выбрал самостоятельный путь.
Конечно, король вправе выбрать самый  легкий путь, - продолжала Мария. - Ему все доступно! Он так решил! Пользоваться властью, быть окруженными благами, не знать горечи других. Опрометчивый король может настолько далеко зайти, что не заметит  стягивающей паутины вокруг его!
- Ты думаешь, что мне грозит опасность? - удивился Людовик.
- С такой охраной ты будешь невредим. В остальном же, твоя жажда к мимолетным увлечениям будет приносит тебе одни разочарования.
- А чем это ты говоришь, моя дорогая? - Людовик изобразил на лице невинное выражение. - Какой сумасшедший бред! Ты меня подозреваешь в неверности?! Напротив, милая. Только ты была неустанным источником семейного торжества, домашнего уюта, успокоения в моих невзгодах. А теперь твоя милость проявляет ко мне недоверие?
- Десять лет - достаточный срок для выравнивания семейных отношений, мой дорогой Людовик. Но ты решил взять свое. Так было в твоей жизни всегда. Моя участь в твоей власти была решена. Ты всегда делал все, что хотел! А что я могла сделать? Мой слабый ропот лишь поднял бы в тебе бурю негодования! Ежегодные роды доставляли мне мучительные страдания ради твоих неуемных удовлетворений. Как часто дети ощущали или видели твое присутствие? Опять скажешь: много государственных дел. Да только ли они у тебя отнимали много времени? Твоим любимым провождением свободного времени была страсть к охоте и картежным играм. Иногда резьба по дереву придавала тебе вид искусного резчика, а вышивка на канве – заблудившего зайца в диком поле. 

Переживать Людовику отказы в близости любимой жены было не только настоящим несчастьем, но даже безвыходным или тупиковым состоянием.
У короля было два решения: катиться дальше в пропасть или удалиться подальше от семейных дел. Самое главное: в неблагоприятный момент поскорей переключить внимание на новые виды обозрений!
В вечерние часы Людовик любил прогуливаться вдоль Сены - обворожительной и загадочной, величественной и могущественной реке Парижа.
Течение воды намного лучше успокаивало душу, нежели все покои вместе взятые
в роскоши дворца. Неожиданно из-за ворот темного парка выбежал камердинер.
- Ваше величество, много дел вас ожидает! - запыхавшись, начал он говорить. - А что говорить первым, а что вторым, третьим, затрудняюсь...
- Говори то, что легко слетает с твоих уст. - король вздохнул, услышав слово «дел».
- Наложницы прибыли к вам из Оленьего парка!
- Что им нужно от меня в такой поздний час? - поморщился монарх. Ему не хотелось сейчас встречаться с этими глупыми и шумными красотками.
- Достойнейший  король, мне пришлось исполнить ваш приказ!
- Знаю. Иди к ним вместо меня. - тут Людовик обратил внимание на неопрятный вид слуги, - Только переоденься. Туфли мои стоят под секретером, а платье выбери в гардеробе. Иди!
- Но... славнейший мой король, я, право, не знаю вкуса женщин? - замялся камердинер.
- Выбери тонкие шелковые ткани, а парик найдешь в моей спальне.
- А что мне делать дальше? У меня никогда не было женщин.
- Не знаешь?! - искренно удивился Людовик и усмехнулся. - Ну хорошо, постараюсь тебе помочь. На моем столике, там же, в спальне, лежит книга по руководству обращения с дамами. Прочитай ее.
- А как вести себя в ночное время?
- Ну, дела!... Никакая книга тебе, точного описания не предоставит, пока личный опыт не появится в твоей жизни. Какие еще новости ты мне хотел известить?
- Команда подрядчиков прибыла для перестройки дворца.
- Пусть они ожидают меня в приемной.

В большом королевском зале, Людовик задумчиво глядел на длинные столы идущие по периметру украшенных стен и высоких окон.
Совсем  недавно в обеденном зале сидели почетные гости с разного вида аристократического общества. Все, как обычно, начиналось с длинной вереницы подъезжающих дорогих карет молодых лошадей, несущихся к роскошному дворцу. Важные дамы, принцессы, герцогини неторопливо и чинно подходили со своими мужьями к центральным парадным дверям, затем направлялись в зал для приема высоких гостей.
В такой ответственный момент Людовик запирался в своем кабинете. Он предпочитал заниматься «государственными» делами, хотя в его обязанности  входило принимать важных  гостей. И никто не вправе был подумать, что Людовик от очередного запоя не может стоять на ногах!
Объяснялось это не тем, что этикет не позволял вольные слабости, а тем, что высокое воспитание под руководством Флери давало свои плоды для будущей деятельности короля.
Неосторожная опрометчивость монарха навсегда будет на устах всего народа и может даже войти в историю!
Терпеть же насмешки, от кого бы то ни было, было бы не позволительно для Людовика.
Чем меньше видят недостатки, тем больше есть возможностей скрывать их от разных мнений в светском обществе. Что думали достопочтенные гости, которые совсем недавно сидели за обильными накрытыми столами в замке?  Сначала их речи были краткими, умеренными, обходительными, затем разговор переходил в пчелиное гудение! Все старались доказать свой опыт жизни из прошедших дней!
После многочисленных выпитых рюмок, куда только девается утонченность речи, пристойное поведение, высокие нравы воспитанности! Людовик понимал, что это - не его стихия.
С первых дней жизни он испытывал прелесть, уют и комфорт в уединении и  размышлении  жизненного человеческого бытия.

Камердинер открыл дверь в зал, где находился Людовик и объявил:
- Ваше высочайшее величество, группа архитекторов ожидает вас за дверью.
Король не торопился их принимать. Он окинул взглядом камердинера. 
- О! Вижу, ты надел туфли с огромной кружевной розеткой. А зачем ты свои бриджи накрахмалил?
- Ваше величество, я очень старался барышням понравиться.
- А вот мою вышитую белую рубашку тебе не следовало одевать, - покачал головой монарх. - Ты, вероятно, перемерил мой весь вечерний гардероб.
Планировщики замка в нерешительности стояли у дверей, и Людовик, наконец, обратился к ним.
- Вот полюбуйтесь, господа, на эти пустующие столы! - Людовик посмотрел на робкую свиту. - Это дань пустым разговорам, дрязгам, склокам, светской болтовни, угождению собственному желудку, трате государственных денег! Вам известно, что с собственного кармана я не плачу денег расплодившей неумеренной бюрократии - ни единого франка! С этим нельзя больше мириться! Устроим в большом королевском зале простенький фуршетный стол для приема гостей.
Главный руководитель проекта производства работ озадачено промолвил:
- Вы хотите, великий король, унизить представителей высшей знати?
- Ничуть! - бросил на него взгляд Людовик. - Сейчас не время дармовщины! Приглядитесь к народу, который живет в нищете!...
Думали ли вы о простых людях, новобранцах в армии, которые находятся в ужасных условиях? А где взять деньги, чтоб всем хватило? Скажите:- Много напечатать!
Будет у всех много франков! Но будет ли тогда сильное государство? Ненасытность бюрократии порождает слабость развития общества и в конечном результате - падение государства!
- Позвольте, славный король, вам напомнить кое о чем! - главный казначей поклонился Людовику.
Людовик кивнул, и казначей, испытывая волнение, стал говорить.
- Ваше величество, на покупку гондол в Венеции у нас не запланированы средства, а также на переустройство этого замка.
- Так необходимо в ближайшее время скорректировать бюджет. Подключитесь к министру финансов и вместе проработайте источники нахождения денег.
- Каждый день тем и занимаемся, что корректируем, а результат видим плачевный.
У бедных брать нечего, а богатые не делятся.
- В этом мире, - Людовик призадумался,- ничего не ново под солнцем, что было до нас, будет после нашего отсутствия. Поделить деньги поровну? Прибежище не только для паразитического общества, но также  будет создавать предпосылки для полного экономического застоя. Ну, а пока заглянем в апартаменты левого крыла королевы.

Людовик остановился в центре своего кабинета.
По правую сторону крыла замка находилось множество личных апартаментов короля.
- Откройте все кабинеты! - приказал Людовик. - Работы начнем с первого кабинета.
Я так и знал! Все  обставлено дорогими картинами, диваны, обитые персидским бархатом. Здесь будет стоять большое ложе, а на подушках должны быть красные вышивки королевских гербов и инициалов!
- Ваше величество, - спросил главный архитектор, - что будем делать с другими апартаментами?..
- Все также по примеру первого кабинета.  Одно должно быть подобно другому.
- Это неслыханно! - изумился архитектор. - Ни у кого из королей не было столько спален! Может, надо придумать так, что бы каждая спальня отвечала временам года?
- Настроение зависит не только от погоды, но и от новых красивых женщин, которые будут находиться в этом дворце, - ответил утвердительно король.
- Конечно же ваше величество, для этого лучше подходит весна! - воскликнул архитектор.
- Вы правы. Что может быть лучше весны? - согласился Людовик, - даже не захочешь, придет и исполнит все твои прихоти! Но как мне пересилить и перебороть ушедшее прекрасное явление весны? Как долго мне вновь придется ждать ее милости?.. Холодный воздух зимой подует в окна, напоминая не раз об исчезновении весеннего возрождения. Похолодеет моя постель, ночь словно - вор, будет пастись моими  ностальгическими думами.
Главный архитектор  стоял напротив большого окна.
От дворца в направлении к реке Сене находился большой бассейн с фонтаном.
- Позвольте, великий король, высказать некоторые соображения по устройству и планировки парка вокруг дворца!
- Прошу краткости вашего высказывания, так как в замке много дел,- Людовик поглядел вдаль реки, а архитектор оживленно стал говорить.
- К югу от замка мы посадим большой сад, а к северу - оранжереи... Птичий двор разместим рядом. Далее хозяйственных построек будет находиться овощной огород.
- Стойте! Меня совершенно не интересует где будут выращивать капусту или свеклу. Прежде всего мне интересен проект по устройству обширного лесного лабиринта возле реки, а также террасы для прогулки! И никаких цветочных клумб! На их место посыпать цветной песок, покрыть мозаикой из бус, да расписать фарфором.
Фонтаны должны быть с гидравлическим управлением! Где великий механик?
- Здесь ваше высочество! - инженер поклонился королю...
- Ценность от тебя велика, да ты находишься всегда в тени. Добавьте больше насосов для фонтанов. Все должно работать надежно!
- Слушаюсь, ваше величество! - громко произнес механик.
- Потише говори! Здесь нет глухих! - сделал ему замечание Людовик. - В Оленьем парке сделайте вольеры...
- Они должны быть маленькие или большие?
- Из расчета для молодых газелей.
- Великий король, у нас они не водятся!..
- Мы их разведем в полной мере! И там же создайте уединенные беседки. Основная работа для вас будет проходить в замке. Часов в моих спальнях не должно быть!
 Мой сон должен проходить в тишине. Создайте механические столы, за картинами - ниши для белья, кровати должны вращаться по кругу. Ночью луна не должна меня беспокоить.

Уже много было создано и перестроено как внутри замка, так и снаружи.
Одна из пословиц гласит: «Когда построен дом, жизнь приближается концу». 
С детства честолюбивый и знающий, что необходимо для жизни, Людовик всегда упорно шел к своей цели. Неутолимая жажда добиться своего, вновь набирала возрастающую силу при трудных обстоятельствах. Воля! Вот та сила, которая живет в согласии с Сердцем, служит неустанным поводырем. С волей были связаны целеустремленные направления в его жизни! Главным же критерием оставалась для Людовика дисциплина, без которой немыслимы были достижения новых побед.

Людовик сознавал, что слаб в политике, но виду не подавал. В 1756 году вспыхнула семилетняя, в которой Людовик стал на сторону Австрии, исконной противницы Франции, и после целого ряда поражений вынужден был заключить Парижский мир, лишивший Францию многих ее колоний в пользу Англии, в недалеком будущем сильного врага Франции.
С этих пор отношения с Англией стали складываться не в пользу Людовика.
Король не предпочитал с кем-либо драться. Это не его был стиль. Кроме войн хватает по жизни других мирных целей. Но лишившись колоний, которые обогащали Францию, страна теперь стала испытывать финансовые нужды.
Министр иностранных дел  Шуазель, который поступил на службу королю, благодаря протекции его любимой фаворитки маркизы Помпадур, настаивал доводить дело до конца. Вместо того, что бы наслаждаться идиллией природы вокруг замка, король обязан заниматься вопросами отношений с другими государствами.
Но ушла Помпадур, и ее место быстро заняла Ла Турнель. Она посоветовала королю заменить Шуазеля другим. Людовик, не думая, сделал так, как хотела очередная фаворитка.
Вряд ли Людовик мог предусмотреть, что после увольнения Шуазель он потерпит  унижения, послушавшись эту женщину. Теперь бывший министр великого короля высмеивает в сатирических куплетах - памфлетах Людовика! Такого позора он еще не знал. Ответить - значит, признать за собой вину. Лучший способ избавиться от сплетен - не знать, что говорят другие. Пусть угодники будут лицемерить,
обидчивые - поносить, бедные - просить, гадалки - искусно говорить, а
ветер - уносить в сторону все предрассудки, как собачий лай!

Однажды ранним утром Людовик писал письмо своему любимому аббату Флери.
Вдруг постучали в дверь.
- «Чует мое сердце, что это камердинер», - подумал король и крикнул:
- Заходи! Только с хорошей новостью! - для Людовика было плохой новостью опять слышать, что куплетная шельма поносит его на весь мир.
- Великий король! Явилась мадам, которая вас будет возносить.
- Не забывай, мой друг: кто мягко носит, тот и сильно кидает.
- Разве вы сомневались в мадам де Майи?
- Вы хотите сказать, что она здесь? Проведите же ее скорей в первую спальню!
- Но ваши спальни не пронумерованы!
- Запомните: от главного кабинета в центре, правое крыло, первая дверь.
- У меня, ваше величество, имеется весточка о ее сестре. Много раз просил ее друг Ришелье взглянуть на молодое личико.
- Где взгляд там желания. 
- Не думаю, что господин Ришелье захочет подставлять себя. Это будет стоить ему чести.
- Завтра вечером буду ждать это молодое личико во второй спальне. А сейчас принесите для мадам Майи шампанское и цветы! - распорядился Людовик.
- Хм. Шампанское я возьму из подвала, а цветы где брать? - озадаченно спросил камердинер.
- В оранжерее, дурак! Идешь между боскетами, партерами, брудерами, курдонерами, выходишь на широкий бульвар. Дальше идешь на север, не доходя селения, находишь оранжереи возле птичьего двора. Все понял?
- Ваше величество, боюсь, что совсем заплутаюсь!
- Надеюсь, к утру ты явишься с цветами! - строго взглянул на него король.

 Мария Анна Ла Турнель росла в многодетной семье, где всегда испытывался недостаток. Насколько она себя помнит, многого в семье не хватало. Обостренная  восприимчивость, ранимость с детских лет, бедность с каждым годом увеличивались. Проблема с пропитанием, с плохим жильем все обостреннее чувствовалось девушкой. Весь этот ком рос непреодолимой каменной горой. Возможно, так и продолжалось бы до скончания земных лет, но его величество случай навсегда изменил ее жизнь!
Однажды Диана, сестра Марии Анны, вернулась с прогулки намного раньше обычного времени.
- Что так рано? Неужели твой любимый салон закрыли? - спросила Мария Анна сестру.
- Король, велел мне до ночи отдохнуть.
- Вот как! - Ла Турнель с завистью посмотрела на светлые шелковые чулки с вышивкой, которые снимала Диана, - да у тебя еще лайковые туфли на красном каблуке! О, какое у тебя нижнее шелковое белье с богатой вышивкой и кружевной отделкой! Да еще  украшенное золотом и серебром! И это все твое?! Неужели это правда? Как ты смогла такое иметь?
- Зачем тебе знать?
- Ты же мне родная сестра! Объясни! Я хочу очень  знать... Желаю носить такую же одежду. Только не мучай, пожалуйста, меня, или для меня ты станешь врагом с этой минуты!
- Каждый берет то, что сможет поднять. Свои желания ты силой не возьмешь.
- Не смею больше тебя мучить расспросами. У меня единственная к тебе просьба: дать поносить твою роскошь.

Ла Турнель спешила жить. Каждый впустую проведенный день бросал ее в очередную нищенскую пропасть! Увидев возвышение сестры в обществе, где ее стремительный  взлет стал неожиданностью, Мария Анна воочию убедилась, какая огромная разница существует между нею и сестрой. Ничто так не заставляет идти вперед, как успешность твоих близких друзей, а их пример лучше всех назиданий! А где брать науку куртизанки, светской львицы, без чего немыслим иметь успех в высшем обществе? Единственный путь, а он порой тернист, труден, где приходиться не раз быть оскорбленной, униженной - познавать только свой горький опыт, без которого невозможен никакой успех! 

У великого Людовика на пути с детства оказался Флери, который не только подсказал  королю индивидуальный подход к жизни, но и раскрыл все лабиринты потенциальных возможностей, не мешая и тем, которые были заложены с рождения.
А что было у Ла Турнель? Жалкая каморка, где они ютились, простая одежда, кровать с настилом из простых досок. Но это еще не все. Не было никаких назиданий, даже элементарных возможностей для выбора достойных  и лучших перемен в жизни. Увидев сестру в дорогих нарядах, Мария Анна уже знает, где нужно искать успех.
- Каждый день только слышу от тебя: дай то, дай это! - упрекнула однажды Диана свою сестру.
- Думаешь, мне не больно? Думаешь, мне нравится постоянно у тебя просить? - отозвалась Мария Анна. - Но что я могу сделать? Ты уходишь к Людовику, а я навзрыд проливаю слезы!
- Плачешь? А что помогут твои слезы? Посмотри на себя в зеркало, на кого ты похожа в своих лохмотьях! На какую-то кочерыжку! Ты даже не умеешь ползать подобие улитки. А ведь ты у нас красавица! Только страх, горе и бессилие превратили тебя в жалкую нищенку. 
- Тебе-то хорошо так говорить! А что я могу поделать? - Мария Анна, закрыв лицо руками, отвернулась от зеркала, и Диана жалостью прониклась к ней. 
- Так и быть: я помогу тебе. Сними из себя этот чуждый покров! Он твой враг! Отныне твоя красота  становится плацдармом борьбы в светском обществе. Ты должна стать искусством наслаждения, истинного поклонения, восхищения! Стань лианой,  которая цепко находит свой путь к выживанию. Будь проворной умом и телом! Научись общество восхищать! Начни свой день с приятных запоминающихся прогулок. Сильные положительные эмоции должны служить тебе хорошим подспорьем для будущей карьеры. Знай: усердное увлечение того, кого желаешь покорить. Выражай избраннику свои эмоции восхищения, дари ему чувство наслаждения!
 
Каждое утро Людовик начинал свой день с обозрения глобуса.
В место того, чтобы заниматься государственными делами, король с широтой глубокого воображения предавался созерцанию бескрайних просторов земли и океанов на модели земного шара. Молитвы к дарам земли было особым почитанием с детских лет.
Жизнь в замке давала много преимуществ в отличии от городской суеты.
Было предостаточно времени для охоты, занятием любимым делом, зная, что все бразды управления замком взял на себя Флери, на которого всегда можно было положиться.
Предаваясь полнейшей тишине, взгляд Людовика охватывал большой парк.
Вдали виднелась Сена, тихо несущая свои воды...
В дверь главного кабинета Людовика постучали, прервав его блаженное состояние. 
- Войдите! - с неким недовольством произнес король. 
- К вам, ваше величество, пришла сестра Дианы Майи, - камердинер несмело топтался у открытой двери. - Очень хочет с вами увидеться...
- Она обещала на другой день прийти! И что же, уже прошло много месяцев! Она нормально сейчас выглядит?
- Лучше и не следовало ожидать! - выражая восхищение, проговорил камердинер.
- Ну что же, посмотрим, поглядим на эту птичку, с чем она прилетела. Веди ее поскорее во вторую спальню! И сходи за красными розами. Женщина на цветы быстрее
посмотрит, нежели на небо.
- Когда прикажете цветы принести, мой король?
- Когда на ручке двери увидите зеленый шарф!
Поглядев в коридоре на старинные литографии, Людовик подошел ко второй спальне и остановился в изумлении - перед его глазами предстала Мария Анна в богатом убранстве, которое великолепно подчеркивало ее красоту. 
- О, мадам Ла Турнель, вас не узнать! Вы меня восхищаете!
- Благодарю вас, но можно было и лучше, милостивый король, но не было уверенности к вам попасть.
- С такой красотой у нас не будет проблем! - Людовик грациозно поцеловал ее прелестную ручку.
- Мне кажется великий король, что мы прошли первую спальню, - заметила Мария Анна.
- Там сейчас проходит большой ремонт. Пока министерство финансов не выделило денег для довершения важного дела, - пояснил Людовик, открывая перед ней двери в спальню.
Что думает куртизанка, когда входит в богатые покои короля?
Мария Анна от природы не наделена богатым воображением. В ее внутреннем даровании есть тонкое чувство мира запахов, восприятия красок, уточненным слухом, слышать и доверять ласковым словам.
- Для начала выпьем шампанское, - предложил Людовик, подведя ее к изящному инкрустированному столику.
- Сегодня не мой день... Надеюсь вы меня понимаете. - кокетливо потупила взор Ла Турнель.
- Да, да, понимаю... Не будем утруждать себя!..
- Мы можем с вами позволить другие слабости... Если хотите вольности?
- Вы  были в пустыне?
- Хватит мне того где сейчас живу. Вряд ли будет мне понятно ощущение 
кочевника, который хочет утолить жажду. И сколько того питья необходимо для удовлетворения бедуина в пустыне?
- Кажется, у меня началась головная боль, а что как не лучше полежать в постели? -
в словах Людовика мадам Ла Турнель уловила намек. 
- Какая спокойная безветренная ночь! - она сделала вид, что не поняла намека, а стала смотреть картины на стенах, - слыхала, что вы помогаете скульпторам и художникам.
- Свет свечей не достаточный для обзора полотен, - Людовик смотрел в окно.
- Что вы там увидели интересного, за окном? - поинтересовалась Ла Турнель.
- Ничего. Просто детство вспомнил... И по сей день по ночам Луна манит таинственным светом...
- Но почему, мой достойнейший король, у вас один глаз открытый, а другой закрытый?
- Разве я мог знать почему у моих родителей один глаз был в сновидениях, а другой в ночных иллюзиях?
- Может, закроем портьеры от Лунного света? - предложила Ла Турнель. 
- То что весит  над дворцом,  будет следовать за мной, отбрасывая тени прошлого и настоящего. Луна всегда будет верной спутницей, принимая меня таким, каким я есть. Пожалуй, мне сейчас следует пройтись по парку. Вас проводит мой камердинер.

Людовик направился к реке. Идя неторопливо вдоль Сены, он не столько любовался ее спокойным течением и красивыми берегами, сколько был поглощен думами о Ла Турнель.   
"Подумаешь, стройная  фигура, соблазнительная грудь, узкие плечи, нижнее шелковое белье! -  рассуждал Людовик,- Ну где же я такую еще видел?.. Пришла с пышной
юбкой, припудренной прической, кружевными фестонами, да еще лайковые туфли на высоком каблуке! Решила меня сразить одним ударом? Да, мадам хороша, но не на столько, чтобы впасть в ее руки. Не будет она, будет другая, третья... В этом мире мое преимущество в богатстве и большом опыте! Теперь Ла Турнель будет меня изводить уловками,  хитростями ради достижения своей  цели".
Неожиданно чья-то длинная тень догнала монарха. Людовик оглянулся.
- Ваше величество! Пришла мадам из первой спальни!
Испуганный камердинер глядел на короля...
- Отправь мадам в третью спальню.
- Там механик не доработал ложе. Кровать не вращается по своей оси. Вы не увидите  ночью Луны!
- Не то, что не увижу, но даже второй глаз закрою. В короля когда-нибудь будет спокойная ночь?
- Ваше величество, будет ли ваше посещение Оленьего парка?
- Сезон закрывается до следующей весны. Сейчас отправляйтесь в мой главный кабинет и отправьте письмо кардиналу Флери, которое лежит на моем столе.

Впервые в жизни дрожащая рука камердинера коснулась длинного листа короля. Зажженная  свеча осветила изящный, коричневого цвета, почерк написанного письма.

«Приветствую Вас, мой дражайший аббат Флери!
Знаю, что теперь Вы носите сан кардинала, но в моей памяти Вы остаетесь прежним любимым аббатом. Пришедшее время ускоряет мое сострадательное сердце к вам. Ход  моих мыслей все чаще направлен в ваш добрый мир, к которому я привык с детства. Осознанность моих поступков вбирает все прелести жизни, но не удовлетворяет мой помраченный дух. Чудесные прелести уходят быстрее дня и ночи, и вновь неиссякаемый поток чувств волной накатывается на мои возникшие образы. Ваше замечание, дорогой учитель, вполне было предсказуемое, по соображению моей наследственности. Мои повадки, черты, склонности - все в точности передалось от моих родителей. Вскоре моя прыть сойдет на нет, и горькая река разочарований и неудовлетворенный нахлынет на мою душу. Довольство приходит по мере страдания, ценность по их качеству, доброта в той мере, в котором нам чужд мир зла. Принимая мир ценностей, могу ли я оттолкнуться от  мира трудностей? В моих действиях  не может  быть оправданий, когда последовательность моих поступков нанесла бы боль ближайшему человеку. Мне никогда не приходила мысль о превосходстве над другими. Прощая недоброжелателя, убеждался, что Господу видимы все деяния человека. Луч Ваших наук осветил мне путь. Понимание благодарности приходит с годами, но ценность Ваших назиданий всегда будет со мной в пути.
                Ваш  Людовик».


Рецензии
Окунулась во Францию, благодаря Вам, Леонид. Ох, эта роскошь, фаворитки, грустное детство будущего короля, мудрость аббата. Как трудно быть властелином страны, это тяжёлый груз, который не скинешь с плеч. Но Людовик старался, что-то получалось, что-то нет.
Абсолютно понравилось.
Письмо к аббату Флери читаю как завещание потомкам, такие мудрые мысли в нем изложены.
Замечательное произведение. Спасибо за блестящую картину жизни французского короля.
С признательностью Варвара.

Варвара Сотникова   19.06.2022 17:25     Заявить о нарушении
Чтобы хорошую вещь создать, необходимо до этого написать сотню черновиков. Даже если ты не станешь королем, то есть возможность быть первой скрипкой среди героев в произведении.

Почтеннейшее, признателен в одаренности вашего рассудительнейшего ума.
Благо Вам!

Леонид Корнейчук   19.06.2022 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.