Мужик и золотая жила
Не стал он долго раздумывать, взял заступ, хлеба краюху, да суму – побируху, и отправился искать место, что приснилось. Леса в тех местах густые, тёмные, тропки путанные, звериные, но мужик лес хорошо знал, охотился, грибы, ягоды брал, и место то нашёл быстро.
Стал он рыть под сосной, везде корневища переплетённые, земля тяжёлая, да и камней много. Умаялся, рубахой пот оттёр, хлеба пожевал, водичкой из родника запил, и снова за дело принялся. Работал он так до вечера, пока солнце не село. Собрался уже домой, как увидел, что в земле блеснуло что-то. Рассмотрел мужик находку – оказался самородок золотой, не большой и не маленький, в самый раз. Завернул его мужик в тряпицу, место заповедное травой закидал, и домой отправился. Жена спрашивает его: Где ты целый день шлялся? Мужик только ухмыльнулся, да пониже спины жену хлопнул: знай, мол, свое дело, да помалкивай.
Нашёл селянин скупщика, что у рабочих на прииске тайком золотишко скупал, да и продал ему самородок. Скупщик интересоваться стал, что, как, да откуда, однако мужик объясняет: плати, мол, или другому продам, вот и весь разговор.
Наладился мужичонка в то место похаживать, да потихонечку самородки потаскивать. Завелись у него денежки, стал в кабак заглядывать, справил себе, жене, да детишкам одежду новую. Пошёл слух по селу, что нашел селянин жилку золотую, стали за ним присматривать, куда ходит – приглядывать, да мужик ловок оказался, как ни следили за ним соседи – ничего не вызнали. Однажды сидели они с кумом в кабаке, кум и говорит: «вижу, нашёл ты золотишко, только знай, не будет от него счастья, зря стараешься! Золотое дело – неверное, заманит, вокруг пальца обведёт, да дураках оставит!». Селянин только рукой махнул, да куму рюмку полную поднёс: «пей, мол, да помалкивай, не твоего ума дело!»
Время идёт, мужик богатеет, задумал строить избу новую. Пошёл к соседям, так мол, и так, хочу дом ставить, пустите на время пожить.
– Ты, – беспокоится сосед, – старую-то избу не трогай, а новой обнеси, а как построишь, так и разберёшь старую по бревнам; неровён час, кончатся у тебя деньги, что делать будешь?
– Ничего, – отвечает селянин, – а старую избу снесу, как есть. За пожилое заплачу тебе, так что помогай, сосед!
Делать нечего, сосед соседу поневоле друг, потому, как рядом всегда. «Хорошо, – соглашается, – но только до зимы, сам видишь, места лишнего нет!» Ударили они по рукам, распили водки, собрал мужик сундуки, и перетащил к соседу.
Стал он дом рушить, а жена в слёзы: «Не трогай, родимый, домишко наш, неизвестно, как всё обернется!» Не стал муж её слушать, раскидал старую избу по брёвнышкам, завёз камень на фундамент, стали работники новые стены рубить. Уже холодать стало, а дом еще строится, да мужик затеял овин новый, рабочие ему говорят, давай дом докончим, а селянин свое гнет, хочется ему всё сразу получить!
Раз пришел он на свое место тайное, рыл, рыл, ничего не нашёл. «Ладно, – думает, – несчастливый день попался, в другой раз найду». Только вышло так, что и в другой раз без ничего воротился. Пошёл в третий раз – снова ничего не нашёл. Хорошо, смекает селянин, что запасы есть, мне хватит. Однако стал считать – ничего не осталось: что на материалы ушло, рабочим заплатить, на водочку в кабаке, и остался мужик гол, как сокол.
А солнце всходит низко, зима уже близко. Пожухла трава, порыжели листья на деревьях, а тут еще староста явился – нужно подать платить, а нечем. Стянул мужик картуз со своей бедовой головы, сел на бревно, что лежало у недостроенного дома, и заплакал. Смотрят на него соседи, жалеют, а помочь ничем не могут.
Так и в жизни нашей бывает, что корова по небу летает, а карась по берегу шагает. Без ума дело делается, спохватится человек – да уж поздно, ничего не поправишь. А вы, детки, сказку читайте, да на ус мотайте: не построивши новое, старое не ломайте!
Свидетельство о публикации №215111500658