Мои соседи по Самаре. Цикл рассказов и миниатюр

           Саша Костромин. Продолжение.

   Услышав о намерении Саши прочитать Конфуция в подлиннике, я сказала:
   -Саша, угомонись, не разбрасывайся! Сосредоточься на главном!
  Он удивился:
   -Это же всё важно для меня. Всё главное!
   -Тебя не хватит надолго при такой нагрузке,- настаивала я.
  Он возразил:
   -Человек использует свои умственные ресурсы не более чем на 5%.
   -А ты нагружаешь себя на все 100!
   -Понимаете, надо торопиться, пока мозг в оптимальном состоянии. Чем старше , тем меньше познавательный ресурс. И потом, я скучаю, когда вдруг выпадает свободное время. Примитимвные развлечения, вроде тусовок,дискотек,ночных клубов -не для меня. Мне неловко наблюдать этот обезьянник. Там себя чувствуешь как в стаде приматов. Я живу только тогда, когда разум загружен новыми задачами, и чем они труднее, тем интересней.
   -Нельзя жить только среди математических задач и формул,- возразила я.
 Он нетерпеливо, даже с досадой пояснил:
   -Я говорю не только о математике! Жизненные проблемы тоже требуют умственного напряжения.
   -Ой, Саша, сухарём сделаешься: всё ты классифицируешь да выверяешь на оптимальность.
   -Чтобы не стать сухарём, музыкой занимаюсь,в хоре пою.
   -Боюсь,у тебя возникнут трудности в общении с окружающими! Ты живёшь по максимуму разумности, и тебя не смогут понять обычные люди. А ведь тебе предстоит с ними работать и сталкиваться в быту.
 Саша помолчал, как бы решая, говорить или нет,затем признался:
   -Уже есть трудности. Я вижу, что окружающие воспринимают меня только как сильного конкурента, и мне трудно с кем-то сойтись.
   -У тебя совсем нет друзей? - спросила я, вспомнив, что и в школе у него была эта проблема.
 Саша задумчиво и грустно сказал:
   -Я подозреваю, что бескорыстной дружбы вообще не бывает. А есть приятельские отношения из соображений выгоды. Или конкуренция и деловое партнёрство.
 Я улыбнулась:
   -А кто же тогда для тебя я?
 Он смутился:
   -Вы моя учительница. Не только, конечно...- он помолчал, видимо испытывая некоторое замешательство. Потом признался:
   -Вас я затрудняюсь классифицировать.
 Я засмеялась:
   -Придётся мне жить неклассифицированной! А если серьёзно: не упрощай это сложное и многогранное явление - человеческие взаимоотношения. В них столько оттенков,тончайших нюансов...Это как симфоническая музыка, как оркестр, где у каждого музыканта своя партия. Представь, что получится, если один из музыкантов не будет слушать своих партнёров, считая, что все они "идут не в ногу",один он - в ногу.Ведь для того чтобы услышали и поняли тебя,ты должен услышать и понять окружающих.И не думай о них плохо: мол, они примитивны и завистливы.Каждый раз при общении исходи из того, что перед тобой прекрасный, умный человек, венец творения Божия. И ты увидишь, что твоему собеседнику, партнёру, сослуживцу не останется ничего другого, как оправдать твои ожидания.

   -Вы смотрите на жизнь сквозь розовые очки,- заявил мой собеседник.-Не хотите замечать лжи и лицемерия современных людей.
   -Возможно, через розовые,- согласилась я. И с каждым годом всё розовее. Может быть, люди открываются  мне именно с привлекательной стороны, потому что я отношусь к ним с уважением и доверием. Не стараюсь произвести впечатление, а стараюсь всегда быть сама собой. Если ты искренен, с тобой тоже будут искренни.

   -Вы идеалистка,- заклеймил меня бывший ученик.-Неужели в ответ на вашу искренность и откровенность вы не получали пинок в душу?
   -Наверное, получала. НО я не коллекционирую такие случаи. Просто вычёркиваю из памяти. Они не способны разрушить мой мир из хороших людей.
   -И опять нарываетесь на пинки?- съязвил Саша.
 Я видела, что разговор задел его за живое.
   -Что делать! Такова жизнь: время от времени она пинает нас, чтобы вразумить или направить куда следует. Я научилась не бояться ни жизни, ни людей. А ты
 пока людей боишься и ждёшь от них только неприятностей, Поэтому и люди опасаются тебя.Ты,Саша, самоед. Боишься показаться слишком эмоциональны, что сейчас у молодых не котируется. Разреши себе быть естественным, не бойся раскрыться перед человеком.

  Почувствовав, что сбиваюсь на менторский тон, я помолчала, потом заговорила о книге, которую Саша принёс мне почитать. После нашего разговора уходил Саша Костромин  взволнованным, раздражённым и, как мне показалось, растерянным...

                Продолжение следует.
   


Рецензии