Дедушкина заповедь

               
 

                рассказ

Федор Васильевич тихонько похлопал внука по плечу:
- Павлуша, просыпался!
Мальчик неохотно открыл левый глаз, глянул на деда, потом в окно.
- Что ты меня тормошишь, на улице ещё совсем темно?! - сердито пробурчал он, зевая. – Даже на каникулах поспать не дают!
- А как же рыбалка?! – удивленно воскликнул  дедушка. – Ты что, забыл куда мы сегодня собрались? Рыба-то уж давно проснулась!
Павлик сразу вскочил с постели, и стал быстро одеваться. На кухне их уже поджидала бабушка с сытным завтраком.
- Чтобы всё съел, - строго  сказала она внуку.
- Ого, сколько всего: и геркулесовая каша, и молочный кисель с булочкой, - в меня столько не влезет! – запротестовал Павел.
-  Не волнуйся, не лопнешь, если что, зашьем, - засмеялась Нина Николаевна. – Вы с дедом  целый день будете на речке, знаешь, как на берегу кушать захочется?! Я вам курочку зажарила, а  на закуску - чай в термосе и печенье.
Дедушка с внуком вышли из дома, солнце уже встало, окрасив небосвод и облака тёмно-розовым цветом.
- Доброе утро, Федор Васильевич, привет Павлик! – услышали они голос соседа. – В такую рань с удочками идёте, на рыбалку собрались?
- Здоровь будь, Андрюша, - приветливо поднял руку дедушка.
- Здрасте, дядя Андрей, - кивнул головой мальчик.   
- Да, - ответил  Федор Васильевич. -  Лето, каникулы, надо внука почаще на природу вывозить.
- Вот и мы в отпуск едем к моим родителям. Буду с сыном на озере карпов ловить, а дочка с бабушкой и с мамой в лесу собирать грибы, ягоды. Да, колесо спустило, - вздохнул сосед.
- Давайте-ка мы с внуком поможем, тебе ещё 6 часов за рулем сидеть, - сказал дедушка и ловко поднял машину домкратом.
Они втроем быстро сменили колесо. Федор Васильевич и Павлик попрощались с соседом, да поспешили  на электричку. Доехали до маленького полустанка, от него рукой подать до речки. Около неё раскинулся небольшой лесок. А у самой кромки воды росли плакучие ивы, под их тенью  даже в полдень было не слишком жарко.  На разные голоса пели птицы, им вторили лягушки из камышей. Дурманяще пахло травой.
Неподалёку сидел мальчик, и удил рыбу. Вдруг леска на его удочке натянулась.
- Видно за камень крючок зацепился, - предположил дедушка. - Тебя как зовут?
- Виталька.
- Виталек, ты плавать и нырять умеешь?
- Ещё как! Батя меня в три года научил! – с гордостью ответил мальчик.
- Хорошо, – одобрительно кивнул Федор Васильевич. – Павлуша подержит удочку, а ты нырни, и отцепи крючок.
Так и сделали. Потом вместе ловили  рыбу. Дедушка с внуком на хлеб, но на него плохо клевала. Тогда новый знакомый поделился червями, к вечеру у них набралось полное ведро карасей.
Как только начало темнеть, рыбаки попрощались с Виталиком, и поспешили на электричку.
Павлик  любовался пейзажами, что проносились мимо окна. Леса-посадки, поля, на которых желтела пшеница, зеленела кукуруза. Подсолнухи запрокинули головки верх, к солнышку, чтобы быстрее созревали семечки. 
На перроне Федор Васильевич встретил знакомую. Она выходила из соседнего вагона.
- Добрый день, Ивановна!
- Добренький, добренький, - ответила та, потирая больную спину.
- На даче была?
- Да. Картошку полола, смородинку внукам собрала.
- Внучок, помоги бабушке Вале донести сумки к дому.
Хоть и не охота было Павлику тащить чужие вещи, но дедушку ослушаться не мог. Зато в награду за услугу получил горсть смородины.
- Деда, мы сегодня помогать никому больше не будем? – спросил мальчик. - Я  что-то устал, спать хочется.
- Ты сегодня рано встал, да целый день был на чистом воздухе, вот и переутомился, - усмехнулся Федор Васильевич. – Ну нечего, сейчас поужинаем, и сразу  на бочок.
Запомни Павлуша, надо уважать людей. Уметь дружить, помогать  друзьям, и даже незнакомым. Да  не только это, иногда бывает важно, чтобы просто тебе сказали добрые слова, или помолились за тебя.  Вот, например, наша бабушка, много у неё подруг-приятельниц, она с ними обменивается кулинарными рецептами, узорами по вязанию, поможет что-то испечь на торжество, или просто даст какой-то совет. А когда она заболела, сколько людей за неё переживали; приходили и звонили.
- Да, -  согласился Павлик. Вспомнил, как ему было приятно, что его бабулю так любят и ценят, да и деда тоже. И он должен так  жить, - быть добрым отзывчивым человеком.


Рецензии