Укиё-э, оригами, сякухати - влияет ли это на внешн
Картинка: мужчина стоит перед судьёй, на голове кошачьи ушки из-под брюк торчит пушистый кошачий хвост.
Судья спрашивает: « В чем состоит ваша жалоба на жену?»
Мужчина: «Всё началось, когда жена подсунула мне вместо сухариков к пиву кошачий корм «Вискас». В это время я смотрел футбол и подмену не заметил…»
К чему я это? Да к тому, что последние три года, столкнувшись вплотную с японской культурой, искусством и своеобразными проявлениями характеров загадочных японцев, я стала замечать, что внешность немного меняется. Слава Богу, я не стала косолапить и непрерывно кланяться, но глаза подвигаются к вискам, волосы темнеют и мне всё время хочется всех благодарить и всем улыбаться. С одной стороны, этот позитивный настрой мне помогает избавляться от стрессов, с другой, по русской пословице: смех без причины – признак дурачины, не всегда моё странное поведение находит такой же отклик в сердцах и внешности непривычных к этому моих соотечественников.
Однако, с кем поведешься, от того и наберешься, поэтому такая привычка уже сильнее меня, и деться некуда.
Месяца полтора назад я прочитала, что в музее городской скульптуры состоится выставка «ЗООсфера». А вы знаете уже, что я непрерывно рисую кошек, собак, кроликов и японских журавлей, поэтому любое упоминание о картинах с животными для меня как свист дудочки Нильса. Бегу, не помня себя.
На этой выставке кроме картин, скульптур, коллажей и мелкой пластики был еще и мастер-класс по оригами.
Я и раньше знала, что из бумаги можно сделать что угодно, но в этот раз мы с Маринкой с удивлением увидели, что из одного небольшого цветного квадратика получается и лодка с кошкой, и собачка-шнауцер с поднятым хвостом и прелестная бабочка с разлётными крыльями.
И, представьте себе, каждую субботу в течение месяца проводились эти мастер-классы, и мы с Маринкой ходили туда уже как на работу. Так мы и познакомились с симпатичной рукодельницей, которая оказалась… руководителем Городского клуба оригами и членом Общества Россия-Япония.
А вы говорите - не бывает чудес! Цепочка всё время пополняется новыми звеньями – выставка моих картин, японский бенефис в библиотеке, дуэт с Маришкой на японском языке популярной песни «Миллион алых роз», подарки от Фумико, бесконечные книги и стихи японских авторов….
Таким образом, все какие-то моменты жизни, которые вначале казались просто случайностями, складываются в большую и интересную картину, как пазлы. И мне самой безумно интересно, что же в конце концов получится.
Наша милая знакомая после всех свиданий предложила мне вступить в этот клуб «приглашенным художником» и участвовать в японских праздниках и выставках... Как вы думаете, что я сказала ей в ответ? Правильно, вы не ошиблись!
И вот так я оказалась на выставке «Похвала тени» в Доме дружбы. Самые большие «японские» картины в технике укиё-э привезли девчонки из города Череповец, которые непостижимым образом вдруг воспылали любовью к классической живописи и стали рисовать тушью на рисовой бумаге ирисы, бамбук, сосну и пионы и прославились до такой степени, что их пригласили на «персоналку» в Петербург.
Наша наставница предложила нам тоже подумать, как можно соединить оригами и эти самые волшебные укиё-э.
Ох, до чего же я люблю трудные необычные задания. Помню, в прошлом году, когда нам в библиотеке предложили сделать выставку про Англию, я чуть ли не со слезами на глазах пыталась нарисовать Биг-Бен, шотландские замки и Вестминстерское аббатство, как символы Великобритании. И вы знаете после недельного мучения и царапания кисточкой по бумаге – получилось! Чему я и сама удивилась и возгордилась. То есть нет пределов совершенству. И главное – не сдаваться и верить в себя!
Да, возвращаемся к нашим оригами.
Дали нам черную и белую рисовую бумагу и сказали – придумывайте, даём вам полную свободу.
И что же я? Однажды ведь уже пробовала рисовать тушью иероглифы и ирисы. Трудная была история. Бумага впитывает воду и морщится буквально на глазах. Здесь нужная твердая рука, хорошая кисточка и немного туши. Иначе всё расплывётся и получится просто клякса.
Так что теперь я уже знаю, воды надо мало, краски - много (белая густая гуашь для тёмной бумаги), кисточка - твердая.
Так и получились у меня четыре черных картинки и две белых.
На темной бумаге: иволга на цветущей сливе, сакура ночью, журавль и бамбук.
Чтобы на картинках появились еще и фигурки-оригами, надо было придумать, что к чему подходит и как их, грубо говоря, надо присобачить, чтобы получилось красиво и органично.
И вот что получилось: журавль наклонился и смотрит на… бумажную лягушку
Ночь. Звёзды сверкают
Белый журавль
Любуется белой лягушкой…
Над иволгой летит одинокая черная бабочка, она маленькая, поэтому картинку надо рассматривать внимательно:
Желтая иволга
Села на белую ветку
Черная бабочка в небе….
На ветках бамбука несколько «насекомых» из белой бумаги:
В ветвях бамбука
Цикады поют.
Лето пришло…
На цветущей ветке несколько бабочек из черной бумаги:
Ветку сакуры ночью
Только бабочки освещают…
Долог мой путь….
Ну, а на белой рисовой получился веер, из-под которого вылетают маленькие бабочки из черной рисовой бумаги:
От веера тень
Так прохладна –
Легкий от бабочек ветер...
И еще одна картинка, уже не такая лаконичная, потому что на ней и гора, и берег реки, и плакучая ива и… котенок, который сидит на ветке к нам спиной, свесив черненький хвостик, и смотрит на священную гору:
Фудзи так далеко,
Сяду на ветку –
Отдых на долгом пути….
Вот такая получилась выставка – небольшая, скромная, но для меня опять новое звено в цепи моих умений и фантазий.
После открытия выставки мы опять занимались оригами (делали из красной бумаги лист японского клёна момидзи), а потом вырезали ножиком на белом картоне японский веер.
Всё мне понравилось. И настроение было радужным. А как сказала вчера Маринка – ты у меня, как радуга, всегда переливаешься разными красками.
Так что будем жить, дорогие мои! И ждать новых открытий.
А к чему сякухати? Да это ведь японская бамбуковая флейта, наподобие армянского дудука – такая же нежная и немножко хриплая. Сейчас в городе проходят концерты японского музыканта с мировым именем, и он, конечно, волшебник, раз может из простой трубки выдувать такие сказочные звуки. На самом концерте мне не удалось побывать, но мне прислали запись, и я блаженствовала с замиранием сердца.
Еще есть като – длинная цитра, но это – для любителей заунывного звучания. Пока я не въехала. Но и это завлекательно.
Что еще ждёт нас в ближайшем будущем? Ведь «Японская осень» продлится аж до декабря, так что, если куда опять попаду, напишу для вас обязательно. По-моему это интересно не только для меня.
До встречи, дорогие мои!
На картинке - мои произведения: веер с бабочками и ива с кошкой (кто найдёт, тот молодец!)
Свидетельство о публикации №215111601062
Ваш опус напомнил мне давнее-давнее. В середине 50-х в общежитии киевского университета учились китайские студенты. Противные ребята - утром в умывальнике за ним очередь, а он стоит у крана и водит-водит зубной щёткой. И жили они - трое в комнате, а мы - как в казарме. Но вот картинки у них на стенках мне нравились до безумия. Это были такие как укийо-э, не знаю, как они по-китайски. Чёткие линии, мультипликативная раскраска, но только тушь и один-два лёгких полупрозрачных цвета. С третьего курса я вынужден был бросить универ, стал работать, потом армия, училище, академия и вот в 70-е я в Средней Азии. Всё время в командировках: штаб и основные подразделения полка в Ташкенте, а пять периферийных пеленгаторных рот - вдоль границы от Каспия до Китая. Свои деткам-подросткам я из таких командировок привозил то черепашек, то зем-земчиков (миниатюрных варанов), то ветку из солёного озера в белых кристаллах. А ещё - короткие стихи а акварельки. Старался подражать тем, китайским, которые врезались в мою память на всю жизнь.
Спасибо за Ваш рассказ, ставший для меня напоминанием.
Ваш!
Станислав Бук 21.12.2015 02:19 Заявить о нарушении
Спасибо вам за воспоминания, за поддержку, за то, что и вашей душе близки и хокку, и живопись, и вообще такое нежное, трогательное искусство.
Обнимаю сердечно и желаю в Новом году только радости удачи!
Галина Кириллова 21.12.2015 10:00 Заявить о нарушении