французский террор в российских соцсетях -д

Итак, французский террор в российских соцсетях
 
Катастрофа  лайнера А321 "Когалымавиа" 31 октября над Синаем. 224 погибших.
Теракты в пятницу, 13 ноября, в Париже. Скорбный счет - 132 погибших, раненых - в 3 раза больше.
Что эти трагедии объединяет? Не только человеческие жертвы и горе. Но еще и бурная реакция в социомедийном пространстве рунета, выходящая за рамки не только элементарных приличий, но и банального здравомыслия.
Что мы сегодня видим в рунете? Не просто флешмоб аватарок, перекрашенных в цвета французского триколора. И не только виртуальный парад эйфелево-башенного пацифика, растиражированного бесчисленными репостами. Нет, многие сетеюзеры стремятся не просто скорбеть, они стараются делать это напоказ. Как будто соревнуются в том, как перескорбеть друг друга. И не только в личной скорби  соревноваться, но еще и спорить пытаются - чья трагедия круче? Так, чтобы превратить трагедию в тему очередного холивара: как скорбеть правильно и как неправильно.  Вот и тщатся обвинять друг друга в лицемерии. моральном уродстве. а то и в "пиаре на крови".
И это серьезная проблема. Поскольку такая реакция отражает собственные проблемы морально-психологического климата рунета, который, в свою очередь, как "зеркало", отражает нездоровое психологическое состояние нашего общества.
И дело не только в том, что подобное подчеркивание национальных и культурных различий - мол, "наше" и "их" горе,  - есть в основе своей не сочувствие, а проявление самолюбования, нарциссизм (по Фрейду) . А еще и в том, что нетерпимость к чужому мнению в рамках общества оказывается следствием социального конфликта. Ну, а для отдельно взятого юзера - следствие его собственного, внутреннего конфликта, выносимого наружу с целью переложить эмоциональный груз на чужие плечи...  "назначить" других виновниками своих проблем. Каких? Да самых разных. А трагедия на парижской земле, или в египетском небе становится лишь поводом, удобным для того, чтобы выплеснуть накопленные переживания.
Так всегда происходит: возникающие в обществе и широко освещаемые в медийном пространстве резонансные события обнажают личные проблемы массы людей. И они вовлекаются в демонстративные переживания трагедии, тем самым "убегая" от собственных психологических проблем.  По большей части психологически неадекватными оказываются как проявление преувеличенного страдания со стороны одних юзеров, так и агрессивные реакции на их поведение - со стороны других.
Агрессивно негодующие пользователей социальных сетей тем самым выплескивают недовольство иными событиями своей жизни,  о коих происходящее лишь косвенно им напоминает. Так срабатывает распространенная форма психологической защиты - замещение.   
Люди же повышенно тревожные становятся заложниками другой формы психологической защиты - генерализации. Под влиянием гипертрофированно негативного освещения трагедии они начинают примерять на себя возможность повторения таких событий, то бишь на полном серьезе ждать, что нечто подобное с произойдет с ними или с их близкими. Мол, они  тоже могут оказаться жертвами катастрофы или теракта на территории России. Несчастные не только теряют покой и сон, но и начинают заражать тревогой окружающих, как в личном общении, так и рассылая сообщения в инете. Ибо такие действия им самим на короткое время дают отдохновение - известный в психотерапии "синдром миссионера": типа, предупредил других, исполнил свой долг - и да минует тебя самого горькая чаша, можешь быть спокоен. Массовая рассылка панических сообщений в рунете происходила за несколько дней до парижских событий (подробности можно найти в хронике МВД), а сейчас, видимо, можно ожидать вторую волну паники в сетях.
Помимо роста уровня тревоги и агрессии в обществе, такое сетевое поведение становится следствием специфических искажений в картине мира, которые интернет, особенно соцсети, навязываю пользователям. Ведь бодрийяровское"исчезновение реальности" в социальных сетях сопровождается подменой реальности, благодаря которой  человек, находящийся не в Париже, а на другом краю земного шара, начинает переживать события, не затрагивающие его физически, как свою личную реальность, как будто бы это происходит у него за окном.
Отчасти это еще и следствие того нагнетания  панических настроений, которое происходит в рунете уже  в течение продолжительного времени, начиная с осени 2013. 
Конечно, вносит свой вклад и медиаполитика глобальных СМИ, освещение трагедий, временами напоминающее гротескную антиутопию в духе пелевинского SNUFF`a, когда человеческие жизни приносятся в жертву контенту. Драматическая картинка на экране ТВ становится инструментом эмоционального "отключения" критики (говоря народным языком, бурная волна эмоций, как психологическое цунами, "сносит крышу"  у аудитории ). А в результате - средоточием наивно-детского внимания многомиллионной аудитории, которая и является главной мишенью манипуляций. И главной, информационной жертвой террористов. По сути, их руками, но при жадном внимании толпы человечество впадает даже не в бердяевское "новое средневековье", а поистине в новое варварство. Совершая человеческие жертвоприношения - и это в 21-ом веке!
Рецепт решения описанных проблем - сохранять здравомыслие и критику в отношении происходящего в социальных сетях.


Рецензии
Маркуша, Вам надо чуть подправить заголовок. Так получается, что французы делают террор...

Николай Кладов   16.11.2015 20:42     Заявить о нарушении