Поход к Аральскому морю или по Великому шелковому

 

Как это начиналось. Июнь, 1953 год.
После завершения школьных занятий наш военрук Алёхин Владимир Фёдорович предложил старшеклассникам совершить поход от нашего Казалинска по берегу Сырдарьи до Аральского моря. Владимир Фёдорович напомнил нам страницы учебника истории средних веков и выдвинул лозунг: « Пройти по небольшому участку Великого Шёлкового Пути».  Расстояние  в общем-то не пугающее, проблема главная была в том,  что никаких карт, кроме географических, у нас не было. Правда геологи, которые искали здесь нефть, дали нам кое-какие наброски, кроки.
Желающих набралось человек двадцать, но по разным причинам произошёл отсев, кто-то приболел, кого-то не пустили родители, а кто-то просто побоялся.  И осталось нас вместе с руководителем  одиннадцать человек. Экипировка у нас была неплохая: три трёхместных самодельных палатки, таких, что в каждую и пять человек влезет, сковорода, пара больших котелков, трёхлитровый чайник, два одноствольных ружья,  одеяла, сухари, крупы, мука и т.д. и т.п. Хорошо подготовились. Не на один ведь день шли. Единственное, чего у нас не было – это, как я уже говорил, карты.
Пройти мы должны были примерно сто двадцать километров по направлению к Сарычаганакскому заливу. А там была обговорена встреча с самоходной баржой, вернее с её  шкипером. Мне поручено вести дневник. И первый объект, куда мы решили заглянуть, был Жанкент (Новый город).  Итак, мы в пути.
День первый.
Городище Жанкент (или Джанкент). От паромной переправы через Сырдарью километров шесть к западу. На искусственно насыпанном холме грандиозное прямоугольное сооружение с почти сохранившимися башнями. Двое ворот и выступающая цитадель. Размер городища 320метров на 200. Во внутренней части сохранились только какие-то намёки на дома. Копать мы не решились, но местная пацанва принесла нам за банку сгущёнки  бронзовые монетки,  керамические ручки от кувшинов,  фигурку из кости и наконечник стрелы. Сгущёнка у нас была в единственном числе (одна банка!), но что не пожертвуешь ради науки! Тем более что ребята клялись, что это отрыто здесь. Через эту крепость проходил ВШП, затем по Сырдарье, а далее по северному побережью  Арала на Запад. В общем, связь Востока и Запада. К вечеру мы уже переправились  паромом на правый берег, прошли по намеченному маршруту километров пять, и первый наш походный день благополучно финишировал. Удивительно, но комары нам почему-то на ночёвке не попались.
День второй.
Жара нас не беспокоила. Во первых все мы тут выросли, во вторых – молодость. Но, тем не менее, решили двигаться с восходом солнца и до девяти-десяти часов. А там большой привал на несколько часов и ещё пара часов движения. Остановка по времени с таким расчётом, чтобы и порыбачить, и к ночлегу подготовиться. В основном идти вдоль реки, почти не отклоняясь: и ориентир, и купание, и деревья.
На первом же привале убедились: проблем с питанием у нас не будет. Рыбаки наловили хороших сазанчиков, а охотники подстрелили фазана.  И хотя девчонок мы с собой не брали, но с готовкой справились на отлично! Хорошая уха и жарёха на ужин, а на утро запекли фазана в глине. А вот с ночёвкой вышла проблема – комары достали! В палатках-то нормально, но хотелось посидеть у костерка, поболтать. Пришлось перебраться в сторону от речной поймы на ветерок. Что, собственно, делали и в дальнейшем.
Замечательна казахстанская ночь. В реке плещется рыба, над головой мечутся летучие мыши, охотятся на комаров, кто-то стрекочет вокруг… Толи сверчки, толи цикады. А какие звёзды громадные! Долго не могли мы уснуть от всяческих дневных впечатлений.
День третий.
Третий день, а фактически первый полноценно продуманный день похода. Уже появились ответственные за разные дела, уже выработался определённый ритм движения и отдыха. Солнышко только поднимается, а мы уже завтракаем.  Очень хорош запеченный фазан! Запили чаем с сухарями и в путь. Эх, как бы здесь пригодилась та сгущёнка!
 Несколько слов о дороге, по которой идём. Это скорее звериная тропа, а не дорога: петляет, прерывается, но общее направление всё же выдерживает. Встретили чабана с небольшим стадом баранов. Пообщались. С чабаном, конечно, не с баранами. Пригодились уроки языка в школе, да и так многие худо-бедно  «казах тили» владели. Выяснили, что идём правильно. Да и кто бы сомневался – река-то к морю идёт! По всем прикидкам отмахали уже полста километров! Молодцы!
День четвёртый
Вот и не задавались специально целью искать следы ВШП, ан нет! Обкапывали круг под кострище и выскочили к нам две синие бусины! Это ли не везение?!
Сегодня наши «снайперы» подстрелили двух крякашей. Так что у нас и лапша, и жарёха. Прошли больше двадцати километров (это утренний и послеобеденный переход). Когда мы собирались в поход, считали, что идти будем по безлюдной степи. Ничего подобного. Жизнь кипит. Даже смогли произвести  с «аборигенами» натуральный обмен. Мы им рыбу, они нам молоко и курт (это такие хорошо засушенные творожные шарики – очень сытные, но жутко солёные). А рыбаки наши молодцы! Ловят столько, сколько им закажут, да и по величине рыба на любой вкус. Перед сном много разговариваем. Обо всём. А Владимир Фёдорович нам  рассказал  о войне. Он инвалид, у него нет кисти правой руки. А служил он в полковой разведке.
День пятый
Прошли километров  десять, и у нас беда. Некто, не буду говорить кто, растер ногу. Да, обувь в походе – очень важная вещь.  Можно сказать, первостепенная. Пришлось заниматься страдальцем. Подлечили, перевязали, но вместо движения -  устраиваем привал. Использовали его с пользой. Накупались, поохотились, порыбачили, отдохнули. А вечером Владимир Фёдорович рассказывал нам о звёздах и звёздном небе. Теперь легко находим на небе  Кассиопею, Плеяды, Лебедя, Орла. Ну а Медведиц мы и раньше знали.

День шестой
Начался день с «ремонта» пострадавшего. Идти-то надо! У нас определённый день рандеву на Аральском море… Замотали ногу куском одеяла, сверху закрепили бинтами и вперёд. Темп движения, конечно, упал. Но выход всё же нашли. Не ахти какой, но хоть что-то. Выслали группу самых мобильных ребят вперёд, они и привал подготовили, и рыбки наловили, и уху сварили. В общем, двигались в сторону моря медленнее, но дольше. И результат получился не плохой. Километров пятнадцать прошли.
 Ближе к вечеру наблюдали мираж. Море и по нему идёт какое-то судно. Может, это наша самоходка о себе знак подаёт?
На вечерней ловле нас повеселил уж-желтопузик. Просунул голову в садок, ухватил небольшого язя, а вылезти не получается. Даже когда садок из воды подняли, долго не хотел отцепляться. Пришлось отдать ему рыбину.
День седьмой
Сегодня хочу немного рассказать о фауне этих мест. Если спуститься ближе к реке, то в любой момент можно  метрах в пяти-шести  перед собой увидеть взлетающий фейерверк – это красавец фазан, разноцветный громадный и с длинным хвостом. Он делает вертикальную свечку, на мгновение замирает в воздухе и уходит в сторону. « Брать»  его надо в момент «свечки», но не у всех выдерживают нервы. Часто попадаются степные зайцы – толаи. Очень любопытные существа. Сядут на пригорке или просто под кустиком и рассматривают нас.  Могут попасться кабаны, но с ними лучше не связываться. Много уток: кряквы, шилохвости, чирки. Утром даже баклана спугнули. Задремал, наверное. В общем, не скучно.
Больной наш потихонечку оклемался, и сегодня мы свои нормативные двадцать километров прошли. И кажется, запахло морем. Или только кажется? Рассчитываем, что это наша последняя походная ночёвка. Если и заночуем ещё раз, то уже на берегу моря.
День восьмой
Перед нами АРАЛ! И хотя мы выросли на берегу очень серьёзной реки, такого обилия воды многие из нас ещё не видели. Это же МОРЕ! Последние три-четыре километра мы преодолели на одном дыхании. Ну и конечно первым делом искупались в МОРЕ. Вода нас немного разочаровала – почти пресная. Но это Сырдарья виновата.
Рандеву с судном у нас назначено или на сегодняшний вечер, или завтрашнее утро. Так что расположились основательно, с расчётом на ночёвку. И все отправились на рыбалку! А рыбалка здесь королевская (или царская)! Один наш мудрец привязал к палке вилку (как она у него затесалась?) и получилась острога. За полчаса наколол на замечательную уху! И вот тут одному из нас что называется, повезло. Зацепил такого сома, какого мы раньше только в неводах видели. Зацепил, а вытащить не может. Пришёл на помощь наш лучший охотник. Как был в одежде, в ботинках бросился в воду и обхватил сома руками. Как ни странно сом не бунтовал, даже когда его вытащили. Не знал я, что сом может попасться днём, но это видно рука судьбы. Куда бы мы его дели вчера? Но сегодня дело другое. Решили сделать подарок капитану. И капитан как почувствовал! Мы услышали тарахтенье двигателя, и в берег упёрся нос самоходки.
На сборы нам понадобилось меньше часа, и вот мы идём по Аралу, а берегов-то и не видно. Море, ребята, это Море! А ещё через час мы все спали сном праведников. Устали всё-таки крепко. Проспали всю ночь.
 Утро и день девятый
Под стук тракторного двигателя самоходки приближаемся к Аральску. Уже издали видны железнодорожные вагоны на станции Аральское Море и десятки пассажиров прямо у воды. Стоянки поездов длительные: у скорых – 30, а у пассажирских до 40 минут. А до моря метров двадцать! Так что даже искупаться в море при желании можно!
На прощанье море подарило нам замечательный пейзаж: в лучах утреннего солнца недалеко от берега возвышалась алмазная скала! Понятно, что это была просто соль, выступившая на скале от выветривания, но как красиво она сверкала!
Высадили нас на пристани. После ночной прогулки даже немного покачивает. Для осмотра Аральска у нас целый день. Побывали на рыбокомбинате, на «Аралсульфате», с местными школьниками сыграли в волейбол. Проиграли к сожалению. А вечером погрузились в переоборудованный грузовой вагон. Ехать всего 120 километров, но с товарным составом это будет несколько часов. И всё- таки утром будем дома! УРА!
Состав нашей экспедиции:
Алёхин Владимир Фёдорович, два Льва – Даняев и Мельник, Три Геннадия – Костюченко, Болкунов, Копылов, Дмитрий Еременко, Иван Тимофеев, Лаврентий Цой, Борис Кириллов, Вадим Лосев.
За помощь в нашем походе благодарим и железнодорожников, и капитана самоходки, и Аральское руководство. С ними со всеми заранее договаривался Владимир Фёдорович и нигде не получил отказа.
Всё, что мы собрали, сдали в краеведческий музей. А теперь, до свидания!
Автор путевых заметок Костюченко Геннадий.  Июнь, 1953 год.
Казалинск – Сырдарья – Аральское Море – Казалинск.


Рецензии